- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Песня, вера, отопление: о ленте Надежды Парфан "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго"
Награда (к) отопительному сезону
24 октября фильм Надежды Парфан "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго" (сокращенно — "Поет ИФТКЭ"), запечатлевший хор коммунального предприятия, обеспечивающего город теплом, на торжественной церемонии в киевском кинотеатре "Жовтень" получил премию Союза кинокритиков Украины "Киноколо" в номинации "Лучший документальный фильм". А 25 октября жилые дома столицы начали подключать к отоплению.
Для записных конспирологов подобное сочетание событий могло бы показаться неслучайным, родив подозрения, что членов жури кинопремии накануне шантажировали холодными батареями. Однако художественные достоинства ленты способны разбить и не такие инсинуации. "Поет ИФТКЭ" — это, действительно, хорошее и весьма нетипичное для современной отечественной документалистики кино, делающее своими героями малозаметных, но незаменимых людей тяжелого физического труда.
Прокат к отопительному сезону
Дистрибьютор 86PROKAT выпустил "Поет ИФТКЭ" в ограниченный (пусть и достаточно обширный, по меркам документального кино) прокат 17 октября — накануне и в самом начале отопительного сезона. И это, безусловно, было мудрым решением. Фильм появляется на экранах именно тогда, когда радужные мечты о теплом доме еще не очернены первыми платежками с выставленными счетами за это тепло и практически неизбежными, учитывая состояние коммунального хозяйства страны, проблемами с отоплением.
Будет небезынтересно понаблюдать, как будет меняться (если, конечно, будет) позитивное отношение к "Поет ИФТКЭ" со временем и приходом холодов — у тех, кому отопление "дадут" сразу, и тем, кому его "дадут" с задержкой. (От его отсутствия авторы предлагают спасаться, согреваясь в кинозалах — на сеансах документальной ленты).
Собственно, бурное начало отопительного сезона является также и тем внутренним водоразделом, трансформирующим картину Надежды Парфан, действие которой начинается летом, а заканчивается зимой, меняющим ее эмоциональный и жанровый строй: из ироничной комедии точных наблюдений за организованным по советской традиции досугом коммунальщиков она превращается в актуальную социально-производственную драму без видимого счастливого конца.
Коммунальный хор и другие темы
В "Поет ИФТКЭ" можно вычленить как минимум пять тем, расположенных то по отдельности, а то и в сложных коллективных узорах, на хронологической прямой экранного действия длиною в 60 минут (достаточной, чтобы, по крайней мере конспективно, их раскрыть). Этими темами становятся:
– творчество народного хора и, шире, культмассовая работа на коммунальном предприятии, проводимая профсоюзом по несколько осовремененным, но узнаваемым советским лекалам;
– личная (и, интонационно, неожиданно драматичная) история главы профсоюза, который, завершая свою каденцию, принимает решение уйти;
– знакомство с материальной основой производства тепла — трубами-насосами, металлические звуки которых превращаются в композиции Маргариты Куличовой (Grisly Faye), и медитативно горящим синим газовым пламенем, всполохи которого дарят облик титру с названием фильма;
– деятельность ИФТКЭ во время отопительного сезона, выражающаяся в контактах — и конфликтах — с потребителями;
– взаимодействие с властью, примером которого становится "засевание" колядками перед депутатами, скучающе и пухлощеко уткнувшимися в телефоны.
Перетягивание сюжетного каната
С фиксации вневременного абсурда официальных мероприятий и стартует картина. Первые ее кадры сняты на фестивале гончарства, где выступает хор ИФТКЭ, предварительно выслушав стихотворные приветствия ведущих и заплетающиеся речи чиновников, совсем недавно ритуальный клич "Слава КПСС" заменивших обращением "Слава Иисусу Христу" (суть их спичей сводится к тому, что украинское гончарство если не любят, то ценят во всем мире и даже за его пределами).
Потом зрители наблюдают подготовку профсоюза к празднованию Дня независимости, гвоздем которого становится состязание по перетягиванию каната и очередное чиновное выступление с обещанием светлого будущего, столь же яркого, как и небо над головой (небо тут же затягивают тучи).
Канат же повествования перетягивают "отопительные" будни коммунального предприятия, оставляя хоровую активность на втором плане — там, где ей, собственно, и место.
Взгляд на людей физического труда
Сотрудники ИФТКЭ ходят по подвалам и квартирам. Там, где не греет. И там, где течет. Попадая туда, где необходимо травить воздух, чтобы батареи наполнились теплом. И туда, где на трубы нужно срочно ставить заплатки, чтобы сохранить в квартирах хотя бы некое подобие комфорта. Общаясь с хроническими должниками и недовольными качеством предоставленных услуг. И стоически перенося и громкую критику, и дефицит всего, что необходимо для качественного выполнения работы в заведомо некачественных условиях.
В этих коротких зарисовках камера идет вслед за героями, стоит за них стеной и дает им фору: хотя бы тем, что они приспособились к ее беспардонному присутствию чуть больше, чем "потребители услуг" (для них она становится еще одним непрошеным гостем; о ее наличии некоторые из них не всегда догадываются). Можно спорить о том, насколько полно и многогранно подобный подход позволяет передать реальность, но это будет достаточно умозрительная и зряшная дискуссия, поскольку ценность ленты заключается уже в том, что в ней впервые за долгие годы эта коммунальная производственная реальность изнурительного физического труда присутствует как таковая, схвачена живо, изнутри.
Правильный фильм для культпохода
Сейчас школьников по всей Украине водят культпоходами смотреть в кинотеатрах плакатного, выпиленного по американским развлекательным лекалам "Захара Беркута" Ахтема Сеитаблаева и Джона Винна, аргументируя это тем, что изучение произведения Ивана Франко, по отдаленным мотивам которого и снята лента, входит в школьную программу.
Пожалуй, если сегодня в прокате и есть украинский фильм, ради которого стоит поддерживать практику организованных походов школьников в кино, то это — "Поет ИФТКЭ". Он в полной мере позволяет осознать, сколь хрупкой является линия коммунальной обороны, которая отделяет в Украине цивилизацию от хаоса руины, и вблизи увидеть и по достоинству оценить тех людей, чей тяжелый, незаметный, недооцененный, негероический и критикуемый (пусть часто вполне справедливо) труд ее удерживает изо дня в день.
- Где успеть посмотреть: в Киеве в кинотеатрах "Жовтень", "Лира", Boomer, "Магнат", "Факел" и "Флоренция", в Тернополе в кинотеатре "Синема Сити", в Харькове в кинотеатре "8 1/2", билеты в кассах кинотеатров или онлайн.
Сергей Васильев для delo.ua