Пинчук привез в Венецию молодых и дерзких

В старинном палаццо Пападополи в самом центре Венеции на Гранд-канале, PinchukArtCentre открыл проект The Future Generation Art Prize @ Venice. Эта выставка является участником официальной параллельной программы 54-ой Веницианской биеннале.

Этот год для Венецианской биеннале стал рекордным. Никогда еще за все время существования (а существует «струшка - биеннале» на свете уже более 100 лет), в Венеции не собиралось такого количечства участников. В этом году открылось 89 национальных павильона, кроме того заявлено около 40 проектов в официальной параллельной программе от различных фундаций и кураторов.

Выставка, которую в этом году привез на биеннале PinchukArtCentre, представлявший национальные павильоны Украины на двух предыдущих биеннале, традиционно проходит в палаццо Пападополи, арендованном до осени у его владелицы — принцессы Бьянки Аривабене. Уже из названия проекта ясно, кто стал его создателями — The Future Generation.

Действительно, все авторы работ — моложе 35 лет. Ведь выставка в Венеции стала продолжением премии, учрежденной в прошлом году Фондом Виктора Пинчука для молодых художников мира. В ней участвуют 19 финалистов из 18 стран мира — молодых, талантливых и дерзких в своих идеях.

Сама премия The Future Generation Art Prize — тоже молодая и дерзкая. Это единственная столь демокра-тичая премия для молодых арт-творцов — ведь она не замыкается в национальных границах. Ограничение лишь одно — возраст. И как у ее участников — у самой премии все еще впереди.

Виктор Пичук объявил о ее учреждении прошлой зимой, а первая церемония награждения состоялась в феврале этого года. Гран-при в размере $100 тысяч международное жюри присудило бразилянке Синтии Марчелле за серию видео. Фильмы победительницы, как и было условлено, пополнили коллекцию основателя премии Виктора Пинчука. Короткие завораживающие ленты, героями которых, являются работающие механизмы, стали и участниками выставки в Венеции.

Показал свою призовую работу еще один финалист The Future Generation Art Prize — румын Мирча Николаэ. Инсталяция, выигравшая специальный приз в $20 тысяч, называется «Румынский киоск». Ее автор рассказывает историю про конец эпохи коммунизма в своей стране и про отца, умершего из-за пьянства примерно в то же время.

Принимает участие в выставке и Артем Волокитин — первый победитель национальной Премии PinchukArtCentre2009. Часть картин уже были представлены на выставке финалитов арт-премии в Киеве. Но много картин, инсталляций и видео сделаны специально для Венеции. 

Из 20 новых работ -  7 являются мировыми премьерами.

Специально для Венеции Гектор Замора  достроил лодку (инсталяция " БАМ – стройка столетия"), и она «пустилась в плавание» в огромной дворцовой гостиной под старинной хрустальной люстрой.

А Клеменс Холлер построил новую башню из досок, покрашенных белой краской и поставил ее в лестничном пролете палаца. Ажурная красавица называется "Как исчезнуть полностью" и достает до самой крыши.

 Новый триптих для своей соло-выставки, разместившейся на первом этаже дворца, сделал художник Рубен Очоа из США. Триптих - огромные скульптуры из бетона и мусора - очень гармонично вписались в старинный интерьер дворцового холла.

пришедшему на открытие проекта Элтону Джону. Так что музыкант, являющийся член совета премии TheFutureGenerationArtPrize, купил одну из бетонных глыб весом около 3 тонн. К великой радости художника.

К его огромной  радости одну из бетонных глыб весом около 3 тонн купил Элтон Джон, пришедший на открытии проекта. музыкант активно сотрудничает с фондом Елены Пинчук «АНТИСПИД» и входит в совет премии The Future Generation Art Prize.

Среди арт-знаменитостей, поддержавших идею Виктора Пинчука иставших патронами учрежденной им премии  -  художники Такаши Мураками, Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Андреас Гурски.

Жюри премии не менее звездное.  В него вошли ведущие игроки арт-сцены — кураторы и директора влиятельных арт-центров.

Еще зимой, на церемонии награждения Виктор Пинчук пообещал лауреатам и номинантам, что это далеко нефинал, а лишь первый цикл жизни премии. 

Логичным продолжением и грамотным маркетинговым ходом стала презентация международной арт-премии на Венецианской биеннале. Причем  выставку FutureGenerationArtPrize @ Venice критики оценили как одну из наиболее цельных.. 

И вполне возможно, что проект The Future Generation Art Prize @ Venice вдохновит кого-либо из многичсленных коллекционеров - гостей Венецианской биеннале на подобные масштабные филантропические проекты в сфере культуры.

Прием заявок на участие в конкурсе на соискание премии Future Generation Art Prize 2012 начнется в режиме online 16 января 2012 года на официальном сайте Премии futuregenerationartprize.org

Художники, работы которых представлены на выставке: Зияд Антар (Ливан);
Фикрет Атай (Турция); Чао Фей (Китай); Керен Ситтер (Израиль); Натали Дюрберг (Швеция); Николас Глобо (Южная Африка); Клеменс Холлерер (Австрия); Руно Лагомарсино (Швеция); Синтия Марчелле (Бразилия); Мирча Николае (Румыния); Рубен Очоа (США); Вильфредо Прието (Куба); Катерина Шеда (Чехия); Гидо ван дер Верве (Нидерланды); Нико Вашеллари (Италия); Йоринде Фокт (Германия); Артем Волокитин (Украина); Эмили Уордилл (Великобритания); Гектор Замора (Мексика).

Комиссар проекта “The Future Generation Art Prize @ Venice” - Экхард Шнайдер, куратор - Бйорн Гельдхоф.

Проект открыт по адресу 

Венеция, San Polo, 1364

Palazzo Papadopoli (причал речного трамвая San Silvestro), San Polo, 1364

Истории простые и сложные

от участников проекта The Future Generation Art Prize @ Venice

"Вот посмотрите, маленькая горошина. А ведь на ней есть и Лондон, и Париж», - показывает Экхард Шнайдер, генеральный директор PinchukArtCentre на приклеенную к стене  обыкновенную с виду горошину. – А где Гавана? Где Куба?» - обращается он к автору инсталяции, кубинцу Вильфредо Прието Гарсиа. Тот улыбается. Как не напрягай зрение - Кубу не разглядишь. Но в этом-то, оказывается, и весь смысл.

«Мир - он очень хрупкий. Мы думаем, что мы такие великие, а на самом деле раз - и сдулись. Съесть запросто можно», - резюмирует Экхард Шнайдер, начиная поход по соло-выставкам финалистов, создавших необычное единое пространство в старинном венецианском дворце. 

Подобные истории, рассказнные художниками с помощью цвета, формы, звука, цвета, будут жить до октября в самом центре Венеции, на Гранд-канале, в Палаццо Пападополи. 

Итальянец Нико Вашеллари о "Смерти любви"

У художника есть инсталляция, которую он показывал на "Манифесте" в 2008 году. "Я попросил 12 музыкантов из разных стран мира, чтобы они показали места, где испытывали наибольшее вдохновение. Оказалось, что несмотря на то, что все играют разную музыку, вдохновение находят в природе». Эти 12 мест, но отраженные в зеркалах и как бы представляющие уже иную реальность, и видит зритель под необычное звуковое сопровождение.Еще одна его работа называется «Конец любви». Эта грустная инсталляции  создана художником из разобранных гнезд птиц. 


"О картофельной глобализации". История от ливанца Зияда Антара 

Как рассказал Зиярд Антар, оказывается, по своей первой специальности он - инженер сельскохояйственного машиностороения. Так что о картошке и ее производстве  знает не по наслышке. И именно картошка стала главным  героем фотопроекта Terres de pomme de terre. На вопрос «Что интересного в картошке?», он ответил сначала как истинный эстет: «У нее не повторяется форма». А уже затем – как фотограф, исследующий вопросы глобализации и национальной идентификации: «Картошка может объединять разные страны».

"Как работает солнце" -   именно этот секретный процесс  удалось наглядно показать Руно Лагомарсино (Швеция) в инсталляции "Горизонт".

А обладательница Гран-при бразилянка Синтии Марчелле показывает в фильмах красоту абсурда производственных процессов.


О глобальном одиночестве рассказывают фильмы голландца Гидо ван дер Верве с меланхолической атмосферой о величии природы и ничтожности человека. 

"О революции, киосках и пьющем отце" – это история румына Марсеа Николаэ, получившего специальную премию . 

Его ностальгическая  история вообще-то о трансформации румынских киосков. А еще об отец, который кода-то  работал дизайнером на бухарестском заводе, где такие киоски делали. «Это киоск он сделал в 1985 году, такой «коммунистический дизайн». А этот, когда начал пить, - Мирсеа Николаэ опирается на уменьшенную модель небрежно покрашенного ядовито зеленой краской сооружения. Потом отец умер от цирроза печени, а в Румынии случилась революция - и киоски постепенно стали другими". Теперь в них есть металлопластиковые окна, есть ТВ и Интернет. 

"О страхах беременной женщины" догадывается украинец Артем Волокитин 
Артем Волокитин попал в шорт-лист Future Generation Art Prize, потому что получил грнад-при в национальной премии для молодых художников, учрежденной в прошлом году PinchukArtCentreАртем Волокитин силен тем, что хорошо умеет рисовать людское тело, - считаете Экхард Шнайдер. - А что означает умение рисовать тело? Вызов в том, что акцент делается не на качестве ремесла, а на психологическом состоянии этих людей. Вот его «Беременная» - важно, что она стоит, балансируя. И чувствуешь ее страхи, ее попытку понять «Кто я теперь?».

"О Мао, опере и тесте на беременность"  -  это история китаянки Чао Фей 

"О жадности черного зверя" напоминает зрителям южноафриканец  Николаса Глобо 

Николас Глобо поместил в розовую комнату огромное существо из черной резины. Через отверстия «в шкуре» можно заглянуть внутрь и увидеть пустоту. По словам автора, это черное «нечто» - метафора жадности, причем жадности ненасытной. И используемый материал - резина, тоже использовался не просто так. Есть тут отсылка к «резиновым изделиям №2». И так как названия, написанные на языке кхоса, остаются для нас загадкой, то каждый волен придумать свое. Например, «Черный сперматозоид». 

Красоту бетона  воспевает американц Рубен Очао

Рубен Очао любит грубые материалы - бетон, арматуру, металл.«Потому что сегодня именно из них и создается пространство», - объясняет художник.

"Почему так сложно манипулировать пластилиновыми людьми" поясняет  Натали Дюрберг, шведка, живущая в Берлине.В трех пластилиновых мультфильмах, что представлены на выставке Натали Дюрбер исследует свои страхи и тревоги. Темой их являются манипуляции людьми, сексуальное насилие, расизм. «Сначала все выглядит как сказка, но финал обычно не счастливый», - говорит ее бой-френд.
"Где находится то, чего здесь нет". История от канадца Гарета Мура У инсталляции незабываемое название: "Если что-то не тут, то оно там - на своем пути туда либо же на своем пути назад сюда"

"О  жизни в глубинке" много знает  турок Фикрета Атая 

Фильмы Фикрет Атая сняты просто -  ручной видеокамерой. Сюжеты их так же просты - о жизни курдского города Батмана, который находится возле границы с Ираком. Центральная тема - пустота существования жителей города на периферии турецкого государства и полное отсутствие будущего для молодых курдов.

"Зачем строить большие лодки" объясняет мексиканец Гектор Замора 

Гектор Замора построил остов огромной деревянной лодки. Лодку специально не достроил, чтобы показать, что пространство, где началось строительство, оказалось слишком маленьким для этой затеи. Вот такая незатейливая метафора "строительства социализма". Но не только об этом хотел рассказать художник. Ведь "лодка" -  это легенда, выходящая за пределы разных культур.

"Ботанический код Киева" разгадала немка Йоринда Войхт

Все рисунки художница создает, следуя строгим догмам, которые специально разрабатывает для каждой серии. Казалось  бы, нереальный для арт-творца ход. Но ведь живет же по строгим законам язык, и музыку записывают на дисциплинированной территории нотного стана. По своей научной методике, для выставки в Киеве, Йоринда Войхт создала серию рисунков "Ботанический код Киева" и на целой стене объяснила, как это у нее получилось.

«О психзащите в зоне риска»  предупреждает британки Эмили Уордилл 
Эмили Уордилл показывает фильм  "Хранители игры без игры", где ее герои играют в социальные игры. А она, как психолог, исследует их поведение и раскрывает защиту, выставляемую ими друг перед другом. 

"О бумажных страстях" поведала чешка Катерина Седы 
"О плохом поэте" решила рассказать Керен Ситтер, которая хоть и родилась в Израиле, но давно уже живет и работает в Берлине
В фильма "Плохой поэт" она балансирует на стыке перформанса, театра и кино. В ленте много философских, но несмотря на это, порой комичных размышлений об обществе сегодняшнего дня.

"Чужой среди своих" - это просто Белая лестница, удивляет  австрией КлемменсХоллерер    

Художник применил свой излюбленный прием и создал объект чужеродный для городской среды. Это огромная белая конструкция, которую он разместил на лестничной клетке и которая взмывается прямо до потолка таринного дворца.

Зачем? Чтобы, как он говорит, спровоцировать зрителей на "особый взгляд". Так что, можно прийти в Палаццо Пападополи  и протестировать самого себя на такие способности.  

Фото: Сергея Ильина