Образование и карьера 09 октября 2017 в 19:00

Почему из 40 тыс. студентов в год лишь 3 тыс. получают работу в IT-секторе

Максим Почебут, директор образовательных программ EPAM Systems в Украине, рассказывает о подготовке специалистов для IT-сектора и особенности работы со "свитчерами"

Почему из 40 тыс. студентов в год лишь 3 тыс. получают работу в IT-секторе

Практически все крупные IT-компании, которые работают в Украине, имеют свои внутренние корпоративные университеты или программы подготовки. Основная задача таких программ — подготовить новое поколение инженеров, ведь государственные классические университеты не всегда справляются с этой задачей. Для нас корпоративная образовательная программа — это не краткосрочный проект — это полноценная структура, которая готовит инженеров под наши конкретные нужды и запросы.

Среднестатистический слушатель корпоративной программы EPAM — это студент (3-4 курс университета) 20-22 лет, который имеет базовое техническое образование. Но это не 100% правило. В последнее время много слушателей программы вообще не имеют технического образования, это самоучки. Приоритетным для нас также является высокий уровень английского языка (не ниже intermediate), а также хорошие soft skills (коммуникабельность, умение работать в команде).

В программе подготовки, как и в компании, представлены сотрудники разных возрастов. По моему мнению, проблемы сотрудничества и коммуникации представителей разных поколений во многом надуманы.

У нас проходят дополнительную подготовку как молодежь (20-25 лет), так и более старшие слушатели (35-40 лет), так называемые "свитчеры", которые вынужденно или по желанию хотят сменить свою профессию. Они могут приходить как из технической сферы, так и из продаж или гуманитарной сферы. Как правило, у таких людей уже богатый опыт в отношениях с работодателем, они умеют работать с людьми и участвовать в проектной сфере. Но IT — это новое для них направление.

Так вот, мы не разделяем людей по возрасту. Разница в подходах и работе с разными группами слушателей зависит от их мотивации и никоим образом не перекликается с так называемой теорией поколений.

В чем же разница в мотивации между разными группами слушателей? Для "свитчеров" — это новый старт, они начинают новую жизнь и щепетильно ко всему относятся. Они активны, хватаются за все возможности, стараются очень скрупулезно рассматривать детали. Такие кандидаты много времени тратят на самообучение, готовы двигаться по ступенькам. Они понимают, что не все приходит сразу. Нужно работать и получать бонусы по заслугам.

Что касается молодежи (20-25 лет), то она сильно подтверждена влиянию "быстрых денег". "Быстрые деньги" очень сильно влияют на ребят, которые учатся на первых курсах университетов. В нашей стране достаточно возможностей заработать стартовые деньги в IT-сфере, поэтому многие бросают учебу и часто останавливаются в развитии. Ведь зачем учиться дальше, если и так можно неплохо зарабатывать?

Другие, наоборот, хотят очень быстрого карьерного развития. Им нужны признание, заслуги, карьерный рост, причем быстро. Даже быстрее, чем позволяет развитие индустрии. Цикл развития, изменения IT-индустрии примерно три года. Каждые три года они хотят меняться, хотят нового карьерного роста и новых карьерных предложений, новых проектов. Вместе с тем мне кажется, что к 30-35 годам их отношение к жизни и работе изменится, и они будут больше похожи на нынешних "свитчеров".

У некоторых молодых людей есть проблема с адаптацией к внешним условиям — ребята "перелелеяны" родительским вниманием, они выпадают из процессов и не всегда способны быстро адаптироваться к изменениям. Мы их отсеиваем на ранних этапах, поэтому тяжело говорить, как с ними работать.

Однозначно сказать, какой кандидат лучше, — тот, который лишь начал карьеру, или "свитчер", — сложно. Возможно, в некоторых ситуациях кто-то из принимающих решение отдаст предпочтение человеку с жизненным опытом, у которого есть какие-то знания и experience. Но с другой стороны, junior-ы иногда проявляют больше стремления, азарта и у них огонь в глазах.

Вообще, конкуренция между начинающими специалистами в IT-индустрии очень высокая. В прошлом году я наткнулся на статистику относительно количества молодых специалистов, подготовленных различными вузами, IT-школами и курсами. Там фигурировала цифра в 40 тыс. человек. С другой стороны, по информации этого же ресурса, в прошлом году было нанято не больше 2-3 тыс. молодых специалистов. Даже если я умножу эту цифру на 2, то это в семь-восемь раз меньше, чем 40 тыс., закончивших обучение. Это говорит об очень высокой конкуренции за место в отрасли на начальном этапе — до 10 человек на место. Почему такой огромный gap? Потому что университеты и разные школы все равно готовят не тех, кто востребован реально. Они дают первичные знания. Поэтому крупные компании, как EPAM, вынуждены готовить кадры самостоятельно.

В сентябре прошла конференция молодых ученых и стартаперов Falling Walls Lab Kyiv. В третий раз в Украине региональный этап организовывает Klitschko Foundation при поддержке ведущих компаний: EPAM Systems, SoftServe, Bayer, Seedstars.

автор:
Максим Почебут
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Мы хотим, чтобы ИИ выполнял ту работу, для которой человек слишком умен — Дмитрий Шоломко
Завтра_2037 19 сентября 2017 в 16:00

Мы хотим, чтобы ИИ выполнял ту работу, для которой человек слишком умен — Дмитрий Шоломко

Развитие IT-сферы, AI, VR… возможности попасть на работу в Google. Эти вопросы обсуждали Александр Бузин и Дмитрий Шоломко в интервью, которое проводилось в рамках проекта "Завтра_2037"

На украинский рынок IT-рекрутинга вышел новый игрок
IT и Телеком 25 сентября 2017 в 14:18

На украинский рынок IT-рекрутинга вышел новый игрок

Новое рекрутинговое агентство имеет офис в Кремниевой долине и рассчитывает войти в десятку крупных IT-агентств долины