- Категория
- Life
- Дата публикации
Под контролем общества
тенденциями последних трех лет в этой сфере стали новые подходы и постоянный рост объемов благотворительности. Причем важно, что именно украинские филантропы заняли лидирующие позиции в этой области и стали внедрять новые правила игры.
А так было не всегда. Например, до 2006 года 90% инвестиций в эту сферу делали американцы. И если четыре года назад в рейтинге частных филантропов, активно действующих в Украине, выиграл бы Джордж Сорос и его фонд «Вiдродження» с ежегодным бюджетом в 7 миллионов долларов, то сейчас его намного обогнали два ведущих украинских филантропа — Виктор Пинчук и Ринат Ахметов.
Но кроме количественных изменений в благотворительности, произошли и изменения качественные. Прежде всего стал другим сам подход к филантропии. И до этого очень многие люди занимались традиционной благотворительностью по принципу «попросили — дал». Но сейчас у крупнейших игроков появилась потребность заниматься этим профессионально, системно. Эту главную тенденцию отметили все руководители ведущих фондов страны.
Такая нацеленность на результат требует соблюдения правил игры, принятых во всем мире. И основное — прозрачность. Потому что только так выделенные средства могут расходоваться максимально эффективно. Кроме того, для эффективной работы благотворительных программ нужны поддержка и понимание общества. А оно изменит свою настороженную позицию к благотворительным фондам опять же при условии их открытости.
Насколько украинские филантропы готовы к «прозрачной» благотворительности, показал наш проект «Филантропы Украины». Мы пригласили принять участие в нем более 150 состоятельных бизнесменов и политиков, которые занимаются благотворительностью. Предложили им заполнить несложную анкету, указав в ней сумму затрат на филантропию в 2008 году и основные проекты, которые финансировались (методику исследования смотрите ниже). Оказалось, что многие филантропы не готовы предоставить такой публичный отчет. Кто-то сослался на скромность, кто-то на слишком маленькую сумму, а кто-то до сих пор полагает, что «филантропия — дело интимное».
В итоге участниками проекта стали двенадцать филантропов. Анкеты прислало большее количество благотворителей, однако они не преодолели порог в миллион гривен.
Наше законодательство не требует от благотворительных фондов обязательной отчетности, как это принято в большинстве европейских стран и США. Однако участники нашего проекта продемонстрировали, что ведут эту деятельность по правилам, принятым во всем цивилизованном мире.
Мы решили не рейтинговать филантропов по принципу финансового вклада. Ведь в данном случае важна не только сумма затрат, а сам факт работы этих людей по мировым стандартам.
Тем более что у каждого из участников проекта «Филантропы Украины» разные возможности, задачи и цели их благотворительной деятельности. Разумеется, реализация таких масштабных проектов, как программы «Остановим туберкулез» Фонда «Развитие Украины» или «Колыбели надежды» Фонда Виктора Пинчука, требуют миллионных вложений. Но не менее важна и планомерная деятельность других благотворителей, направленная на помощь малообеспеченным согражданам, не требующая таких огромных вложений.
Как мы это делали
Список филантропов Украины 2008 года составлен редакцией газеты «ДЕЛО» на основе информации, полученной от благотворителей и благотворительных фондов.
Участниками проекта стали люди, которые систематически оказывают благотворительную помощь как лично, так и через созданные ими структуры.
При этом затраты на благотворительную деятельность должны были составлять не меньше чем 1 миллион гривен. В общую сумму затрат вошли средства, потраченные филантропом на благотворительные программы в 2008 году как через частный фонд, так и через другие коммерческие структуры, созданные им, а также личные инициативы.
Этот показатель учитывает уплаченные в бюджет невозмещаемые налоги, а также административные расходы. А вот сумма, потраченная на каждую отдельную программу, не включает «чистые» административные расходы (затраты на оплату труда топ-менеджмента и проч., не входящие в бюджет проекта).
При составлении рейтинга не учитывались затраты на благотворительные программы в рамках КСО (корпоративной социальной ответственности), которые были понесены компаниями (даже если филантроп является владельцем такой компании).
Благотворительные программы главных филантропов страны:
Благотворительные программы Виталия Антонова
Главные благотворительные программы Фонда Александра Фельдмана
Благотворительные программы Фонда Виктора Пинчука
Благотворительные программы Рината Ахметова