- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Профессии будущего: вы правда знаете, куда идёте?
Алёна Рубанец, начальник департамента по работе с персоналом Watsons
Смена парадигмы образования
Аналитики отмечают, что парадигма образования очень поменялась. Если раньше можно было чему-то научиться "один раз на всю жизнь" — сегодня абсолютно другая ситуация: многие профессии создаются прямо сейчас.
У исследователя Александра Кроула есть интересная статья о том, что к 2030 году, по его мнению, обучение и образование будет занимать 100% времени жизни. Практически каждую секунду нам нужно будет осваивать что-то новое, а времени, когда мы не узнаем чего-то нового, вообще не будет. Поток любой информации очень легко получить уже сейчас — просто взяв в руки телефон.
Профессии будущего и адаптивность
Образование действительно адаптируется к современности: преподаватели со всего мира объединились, чтобы сделать компьютерную игру Minecraft образовательным проектом. Благодаря Minecraft изучают биологию и даже ландшафтный дизайн. Вот на таких примерах и строится образование будущего. Мой младший сын, играя на сервере в Minecraft, получает опыт командного взаимодействия с людьми, которых он никогда не видел, заходит на свои коммуникационные платформы — и это тоже обучение. Кстати, тем компетенциям, которым не учат пока ни в школе, ни в институте — но которые критично важны в жизни.
Исследователи отмечают, что если ранее нас учили стандартизации и послушанию, то сейчас следует учиться и развивать адаптивность и креативность.
А вот старший сын моего мужа играет в компьютерную игру Сounterstrike. Это занятие всю жизнь было его настоящей страстью! Сейчас он входит в 20-ку лучших игроков мира Сounterstrike. Игрок в киберспорте — это пример профессии будущего и того, что в определении дела своей жизни важно внимательно слушать себя. Если говорить о лайфхаках в поисках работы, то заниматься тем, что любишь — один из главных.
9 советов для тех, кто устраивается на работу
- Подавайте резюме сразу в несколько компаний. Чтобы сделать свой выбор, нужно его иметь и не только работодатель выбирает вас, но и вы выбираете работодателя.
- Английский язык необходим, как воздух. Если вы хотите строить карьеру, а сейчас возможности безграничны практически по всему миру, то это то, что должно быть с вами обязательно.
- Управляйте вашим личным брендом. Каждый из вас уже сейчас, осознанно или несознательно, работает над своим брендом. Этот проект уже создан. И если вы действительно планируете подаваться в какую-то системную международную компанию, то вам нужно думать о тех публикациях, которые вы делаете в открытом пространстве. Как правило, если работодатель аналитичен, прежде чем пригласить вас на интервью, о вас просмотрят какую-то информацию везде, где она доступна — т.н. "цифровой след" кандидата и сотрудника.
- Волонтерство. Участвуете в каких-то волонтерских проектах? Указывайте это в резюме!
- Работа за границей. Если у вас будет возможность поехать и поработать в другой стране — обязательно ею воспользуйтесь. Отправляйтесь работать в любую другую страну, которая отличается от нашей. По своему опыту могу сказать, что год работы HR-директором в Азейбарджане очень сильно меня перезагрузил: абсолютно другая культура, инсайты и трансформация. Когда вы работаете за границей, кем бы ни было — это становится огромной инвестицией в себя.
- Управляйте своими эмоциями. Это означает, что обязательно нужно учитывать эмоциональную составляющую: свою собственную и тех людей, которые будут проводить интервью на собеседовании. Эмоциональная составляющая, как уже сейчас констатировала поведенческая экономика и исследования нейробиологии — важная часть нашей жизни.
- Формула 70/20/10. Эту формулу в Watsons мы используем в обучении персонала, давайте "спроектируем" ее на ваше развитие. Более 70% успеха — инвестиции в себя, саморазвитие. 20% успеха — это нетворкинг. И я бы рекомендовала создавать его уже сейчас. Это ваша сеть контактов, которую можно создавать — и не обязательно из соображений выгоды. Создавая сеть нетворкинга, развивая её, вы обеспечите себе то бесконечное множество возможностей, количество профессионалов или просто интересных ярких личностей, с которыми вы будете в контакте. 10% — формальное аудиторное образование.Вспомните выступление Стива Джобса, в котором он рассказывал, как учился каллиграфии и думал, что ему этот навык никогда не понадобится. Но когда он создавал шрифты для iPad, как раз это знание ему и пригодилось. Моя первая работа вообще никак не была связана с моим образованием — это была работа маркетолога. Я не имела никакого опыта, и была принята на эту должность просто благодаря природной смелости и определенному способу вести себя на интервью. При этом сейчас, будучи HR-директором крупной розничной компании, могу отметить, что именно маркетинговые компетенции помогают мне и моей команде двигаться вперед. Потому что мы работаем с брендом работодателя, работаем с собственными брендами, и именно те законы, которые действуют в маркетинге, позволяют нам становиться успешной HR-командой.
- Ходите на собеседования. Думаю, что собеседования нужно проходить, чтобы быть в хорошем рабочем тонусе. Это помогает не застояться в зоне комфорта и понимать, как рынок труда оценивает твои компетенции. Я отношусь к тем людям, которые меняли работу с определенной периодичностью и считаю, что в том числе это позволяет обогатить тебя как профессионала и привносит определенное added value на существующем месте работы.
- Управляйте парадоксами. С одной стороны, действительно важно искать работу своей мечты и любить то, что вы делаете. С другой стороны, важно быть реалистом и не иметь фрустрации из-за ожиданий must have идеальных перфектных отношений и с людьми, и с работой. Ведь гармонизация внутренней рабочей среды — это в том числе и ответственность самого сотрудника.
B2S — авторский проект о коллаборации бизнеса и ВУЗа, работающий с 2016 года. Новый сезон осень-зима 2018 стартовал при поддержке компании Watsons Украина и уже традиционно проходит в Киевском национальном торгово-экономическом университете. Инициатор проекта, директор по маркетингу Arricano Наталья Дмитренко, главной его целью называет возможность непосредственного общения студентов с представителями бизнеса, чтобы узнать, чем практика отличается от теории и разнообразном интересном бизнес-опыте от экспертов компаний на совершенно разных рынках.