- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Происходит не просто "разморозка" рынка, а трансформация культурного восприятия — Максим Плахтий, Karabas.com
Трансформация культурного восприятия
Максим, гастрольный рынок считает, что получен позитивный сигнал перехода от "заморозки" к рецессии. И прежде всего это концерты Muse и Red Hot Chili Peppers на стадионе "Олимпийский" в Киеве летом этого года. Ваша оценка ситуации? Что происходит на концертном рынке? С чем он навсегда распрощался, что восстанавливается, а что появилось совершенно нового?
В конце 2014-го мы говорили о предстоящем 2015-м: не ждем артистов класса А. Прошел год, и уже летом 2016-го будет два стадионных проекта RHCP и Muse в рамках фестиваля U-park, а также большой фестиваль Atlas Weekend — более 100 артистов, таких как Apocaliptica, Gus Gus, Иван Дорн, Бумбокс, Друга Ріка, BRUTTO и др. Кроме того, в Украину приедут Prodigy и Hurts.
Это говорит о том, что рынок оживает, промоутеры не сидят на месте, пытаются оставаться в бизнесе и делать проекты. И это очень хороший сигнал, что зарубежные звезды уже не боятся приезжать в Украину.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaНо сейчас происходит не просто восстановление рынка после полутора лет "заморозки". В стране под воздействием внешних факторов происходит трансформация культурного восприятия. Ведь наш рынок был придатком к российскому, вся постсоветская культура шла из Москвы. Украинскому артисту для того, чтобы стать популярным в Украине, нужно было сначала стать популярным в Москве, а не наоборот.
Сейчас украинцы в большинстве своем уже не готовы воспринимать Россию как культурную альма-матер. С другой стороны, до Европы нам еще далеко: посмотреть хотя бы на то, как паркуются машины на наших улицах, на наш сервис и так далее, но мы в начале пути.
Я считаю, что у нас сейчас правильный этап: мы пытаемся разобраться в себе, понять, что у нас есть. Прошлый год стал колоссально успешным для украинских артистов.
Самым успешным, наверное, для "Океана Эльзы" — и летом у них снова стадионный концерт. Но больше никто стадион не соберет. И новых имен, которые могут собрать зал масштаба Дворца "Украина" с билетами 1,5 тыс. — 2 тыс., пока не появилось. Возможно, вам больше видны показатели успешности у украинских артистов — какие?
Я не припомню, чтобы читал рейтинг Топ-15 альбомов украинских артистов. Или чтобы слушали артиста и уточняли: "А он точно из Украины?" — как с The Hardkiss или Brunettes shoot Blondes. А сейчас это есть. У нас до этого не было такого потрясающего финала отборочного тура Евровидения, когда не было даже определенного фаворита, так как было много классных артистов. Это очень сильные показатели.
Евровидение 2016: второй полуфинал нацотбора
Сами события подают импульсы для творчества, и, что очень важно, заставляют шевелиться индустрию в кризис. Это же как цепная реакция, и мы — в начале ее. В Украине люди очень талантливые: если мы возьмем постсоветский рынок, то как раз больше всего талантов экспортировала именно Украина. Сейчас наши артисты скорее более интересны внутри страны и европейскому рынку. Повторюсь: потенциал у нас огромный.
Когда рынок сужается, все начинают экономить: из-за нехватки денег артисты занимаются собой сами, продюсеры отказываются от промоутеров, промоутеры начинают заниматься продюсированием...
То, что сейчас практически все промоутеры замешаны в продюсировании, — дело не только в нехватке денег. Есть дефицит продукта. Потому идет обращение на внутренний рынок в поиске качественного контента.
Российских артистов в Украину промоутер не может везти, хотя на некоторых есть спрос. Тот же Григорий Лепс спокойно собрал бы аншлаговое мероприятие. Но сегодня это невозможно, так как будет запрет СБУ на въезд (я не говорю про моральный аспект). Хотя тех российских артистов, которые действительно выступают открыто против Украины, можно по пальцам одной руки пересчитать. Понятно, что мы имеем право на радикализм. Но здесь также нужно учитывать, что там артисты загнаны в угол, и, поверьте, им непросто.
Культурный транзит
А если заменить российских артистов европейскими?
Так а мы же их не знаем. Вот, если пойти по границе: ни польских, ни венгерских, ни румынских, ни словацких... Но это дело времени. Думаю, вокруг Украины-Польши будет строиться новое восточноевропейское культурное пространство.
Кто-то уже сейчас занимается его созданием?
Да. Например, благодаря проекту Selector Live от British Council прошло много концертов британских артистов. Это классный проект. Других системных действий пока не вижу. Хотя рынок абсолютно саморегулируемый, и все постепенно само сложится.
Серия концертов с участием актуальных британских исполнителей Selector Live от British Council в Украине проходила в киевском Sentrum. Фото: britishcouncil.org.ua
Мы, например, сегодня поддерживаем все фестивали, которые пытаются быть в тренде. Поддерживаем потому, что это накладно, дорого, малорентабельно, но это отличная площадка для показа новых артистов. Фестиваль должен быть международным. И вижу, что организаторы уже стараются приглашать команды из соседних стран, начинается культурный обмен. Такими фестивалями станут U-park и Atlas Weekend. Мы мечтали об украинском Sziget — вот есть шанс его создать.
Нужно признать, что такие возможности были и раньше. Разве не могли наши артисты гастролировать по Европе? Могли. Но вектор был направлен на рынок России — так было гораздо проще, прежде всего с точки зрения ментальности и наработанных связей. Сейчас видим, что многие украинские промоутеры пытаются возить наших артистов по Европе. Бизнес начинает адаптироваться: изучает условия, налаживает связи.
Как думаете, сколько времени понадобится на адаптацию, появление выгодных партнерств, вступление в более активную фазу гастролей? Год? Два? Пять?
Думаю, года три, может быстрее. Кстати, если мы посмотрим ТОП-15 украинских альбомов, большинство — англоязычные, то есть направлены на слушателя не только в Украине, а на глобальный рынок. Конечно же, все понимают, что в Украине рынок пока еще слабый. Но я уверен, что вся эта ситуация, которая заставляет налаживать новые связи, в будущем очень сильно сыграет нам на руку. Потому что мы станем центровым, обученным, с компетенцией, транзитным бизнес-элементом между Европой и Азией. И это очень круто!
Когда в экспертной экономической среде звучит тезис об Украине как транзитной стране и преимуществах, которые мы получаем в разных индустриях благодаря нашей геолокации, я всегда акцентирую, что не надо забывать и о культурной среде. Но меня часто не понимают. Причем здесь культура? По нашей территории труба проходит — это понятно. А вот как раз наши связи, понимание и Европы, и России нам очень помогут. Сейчас создается микромодель такого понимания. Есть Восток, есть Запад, а мы — связующий элемент между Западом и Востоком. И это наша миссия, если хотите!
Новый сильный тренд…
Поэтому все здравомыслящие украинские промоутеры и продюсеры стараются налаживать западные деловые связи.
Новички показывают класс
Какие появились новые игроки? Из Крыма и Донбасса есть успешные?
На сегодняшний день больше всего мероприятий проводит "Квартал-Концерт", концертное подразделение студии "Квартал-95", которое возглавляет Максим Ткаченко. Кстати, он переехал в Киев из Луганска и очень грамотно отстраивает промоутерскую деятельность. Он и раньше был достаточно сильным игроком. Но сегодня он стал уже игроком национального масштаба.
Кто еще из сильных?
Все сильные игроки остались ("Мельница", "Альянс-Шатро", "БонАпарт", "Аншлаг" — Delo.ua). Но у них уже нет той подушки безопасности — запаса прочности для большего риска.
Когда в обществе речь заходит про радикальные действия, еще один Майдан, чтобы продвинуть ситуацию с реформами, я, зная ситуацию на своем рынке (думаю, на других — похожая), понимаю, что если еще раз будет такое падение, если все профессионалы будут в страшных долгах и уйдут не по причине профнепригодности, а по причине рисков и невозможности продолжать бизнес, — будет очень болезненно, рынок потеряет компетенцию, остановится надолго.
Есть несколько промоутеров, которые в связи с прошедшими отменами ушли с рынка, хотя были достаточно профессиональными игроками.
Говорите о "Премьере", печально известной тем, что исчезли после отмены концерт Aerosmith, так и не вернув деньги за билеты, и о питерской NCA? (Были отменены концерты Мирей Матье, Вячеслава Бутусова, "Алисы" и др., и деньги за билеты также не вернули.)
Если они вернутся на рынок Украины, то они сразу всем должны. Цена входа для того же Облучкова или Шурыгина ("Премьера" и NCA соответственно — Delo.ua) — неподъемная.
А с новыми для украинского рынка форматами кто-нибудь экспериментирует?
Радует появление на рынке нового игрока — компании "StarLight розваги" медиа-группы StarLightMedia с проектом "Вартові Мрій", прошедшим на ВДНХ в новогодние праздники. (Создан каналом СТБ). Это действительно классное шоу. Всегда радуюсь, что мы способны производить продукты на таком высоком уровне. И StarLightMedia молодцы, что рискуют и создают такие масштабные проекты. Это колоссальные шаги для развития рынка.
Сказочное 3D-шоу "Вартові Мрій" от "StarLight розваги" на ВДНХ
Создаем площадку легальной перепродажи билетов
Электронный билет уже стал обычным делом для потребителей. С электронными билетами на концерты такая же ситуация?
Покупать электронные билеты действительно уже стало нормой, и мне вообще не понятно, зачем люди покупают неэлектронные билеты.
В прошлом году произошло одно важное событие: мы получили новую редакцию инструкции билетного хозяйства, в которой четко написано, что такое электронный билет, как происходит его обмен и возврат. Теперь билетом считается изображение на любом носителе, который содержит идентификационный код (штрих-код). Вам ничего не нужно распечатывать, можете показать электронный билет на любом девайсе.
И такой важный момент борьбы с мошенничеством — если вы пришли с электронным билетом, то пропускать вас или не пропускать решает система в момент сканирования: если штрих-код есть в базе — вас пропускают.
И я хочу предостеречь людей от покупки с рук: вы никак не защищены от мошенничества. Если мошенник продал вам электронный билет, то он просто проходит раньше вас, показав изображение на гаджете, а вас следом система уже не пропустит. Если же вы купили якобы "настоящий" билет на неком бланке, то мошенник делает ксерокопию или сканирует штрих-код себе в виде электронного билета и, опять же, проходит раньше вас.
Какие-либо новые форматы обслуживания в этом году будете внедрять?
Уже протестировали и будем внедрять собственный сервис по перепродаже билетов. Если вы купили у нас билет, но потом обстоятельства изменились и вы хотите его продать, то мы предоставим такую возможность официально на нашем сайте. Гарантируем, что ваш штрих-код будет уничтожен и заменен на новый штрих-код. А новому покупателю мы гарантируем, что это будет покупка нового билета. За операцию перепродажи будем взимать небольшую комиссию. Таким образом создадим площадку легальной перепродажи.
Также мы запускаем мобильное приложение: билет можно будет и купить с мобильного, и хранить его в устройстве, и показать потом с мобильного телефона — все просто и удобно.
Актуальное предложение с перепродажей. Если учесть, что билеты покупают за несколько месяцев до концерта, а цены на них сейчас серьезные.
Мы еще раньше пытались предложить этот важный для индустрии инструментарий. Но не все организаторы его одобряют. Говорят: пусть лучше такой билет пропадет, а тот, кто его мог бы перекупить, купит новый — такая вот логика. Но грамотный организатор понимает, что тут есть риски мошенничества, а это большое зло, и лучше пусть люди официально перепродают.
Повысить эффективность — отдать в управление бизнесу
Концертные площадки как себя чувствуют в кризис, что с ними происходит?
А ничего. И не будет ничего происходить, если концертные площадки (а все большие залы на сегодня — госсобственность) не будут отданы в управление бизнесу.
Лоббируется приватизация концертных площадок?
Скорее лоббируется обратное, с чем я полностью не согласен.
Дворцы принадлежат народу…
Хорошо, пусть форма собственности остается той же, но тогда их надо отдавать в концессию — это сто процентов. Мы привозили представителя Live Nation — в их управлении более 200 самых крупных площадок в мире, и они были готовы в партнерстве с нами взять в управление и наши залы.
А когда компания возьмет площадку в управление, она же и будет заинтересована в заполнении зала. А заполнение зала — это привозятся артисты, начинает расти рынок, идет приток туристов. Государство получает мотивированный кластер, который сам будет расширять концертный бизнес.
В Киеве нужен современный концертный зал? Реально ждать его строительства в ближайшее время?
В столице нужен закрытый зал на 10-15 тысяч сидячих мест. Тогда промоутеры смогут привезти артистов класса А и сделать при этом билет в $20-40.
Сегодня если промоутер привозит артиста, например, с гонораром 300 тысяч евро, то при зале на 3 тысячи мест билет должен стоить 100 евро. Это только чтобы отбить гонорар. Вот так получаются билеты в 150 евро. Если говорим о такой площадке как НСК "Олимпийский", то просто поинтересуйтесь, какая там стоимость аренды. У промоутера сегодня маржинальность очень низкая. О суперзаработках даже не мечтают, больше идет борьба за выживание, чтобы оставаться в бизнесе.
То, что билеты такие дорогие, — это системные проблемы. Уже устал об этом говорить: у нас нет ни одной сертифицированной концертной площадки, а значит их нет в каталоге зарубежных туринговых агентств. Когда менеджер турингового агентства планирует тур артиста, он смотрит, например, где в мире есть площадки по десять тысяч мест. Туры так и формируются: в первую очередь смотрят логистику, а не страны. А так как наших площадок нет в каталоге, то каждое обращение украинских организаторов вызывает ответ: ладно, если хорошие деньги заплатите — поедем. В результате получается так дорого.
Пример с ВДНХ показывает, что когда площадка отдается на откуп бизнесу, все развивается: ее не распродают по кусочкам, а пытаются сохранить как комплекс. StarLightMedia специально под свое шоу "Вартові мрій" переделали зал по-своему, потому что заинтересованы его окупать, заполнять (модернизацией павильона, который назвали "Концерт Холл ВДНХ", занимались совместно Национальный комплекс "Экспоцентр Украины" (ВДНХ) и StarLightMedia, он рассчитан на 1200 человек — Delo.ua).
Нечего бояться, ведь можно закладывать в концессионном договоре запрет на изменение деятельности.
Дворец "Украина" хорошо бы переделать под потребности современного шоу-бизнеса.
При Кучме в 1996-м году там сделали большой ремонт, но с того времени прошло 20 лет, уже и новый ремонт нужен. Но без частного капитала это будет тяжело: комплекс большой, тянет много денег на содержание.
Сегодня мы видим, что идет запрос государству — надо все приватизировать, отдавать бизнесу. Хотелось бы, чтобы мы не забывали, что то же самое происходит в культурной сфере.
Зачем государство несет такую ношу, если все легко можно изменить? Если только не для дерибана бюджета? Властям достаточно принять один закон, который давно придуман — это закон о меценатстве. При условии его принятия и приватизации объектов получим другой эффект: увидим, что компании будут бороться за меценатство (спонсорство) хороших объектов. А субъекты будут стараться показывать уровень, давать классный продукт, чтобы получить меценатские средства.
С Министерством культуры общаетесь по этому поводу?
Впервые столкнулись с тем, что не понимаем, что министерство делает, какова его политика. Все ждут, дайте вектор. Если это будет приватизация, вы что думаете — если вы завтра объявите конкурс, мы сразу все приватизируем? Бизнес должен подготовиться, сертифицировать свой менеджмент, найти потенциальных партнеров и инвесторов.
Я уже раз проинвестировал средства в разработку проекта строительства концертного зала в Киеве, подписал меморандум с главой Киевской администрации. А что в итоге получилось? Изменилась ситуация, и сегодня заморожены все мои вложения. Это не так все просто, если мы ответственно к этому относимся… Рынок в конце-концов все равно победит. Но все-таки хочется от государства большей открытости.
А Минкульт нужен?
Наличие определенного министерства — это декларация государства, что такая-то отрасль народного хозяйства страны важна. У министерства должна быть четкая политика, что государство добивается в данной сфере. Пока мне непонятно. Либо мы министерство упраздняем (и делайте что хотите), либо делаем понятным.
Беседовала Елена Гладских
Фото: Виталий Головин