НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Разряженные батарейки: о фильме "Бобот и энергия Вселенной"

Разряженные батарейки: о фильме "Бобот и энергия Вселенной"
30 августа в украинских кинотеатрах показывают фантастический детский фильм "Бобот и энергия Вселенной" Максима Ксенды, в котором спецэффекты победили здравый смысл, считает кинокритик Сергей Васильев

Скаут с фотокамерой

В центре картины находится украинский паренек Вадик (Виктор Григорьев), который проводит лето в лагере пластунов — в несколько непривычной глазу скаутской форме и с еще более непривычным фотоаппаратом наперевес. Пока другие дети предаются физической активности, прыгая с горы в реку или играя в волейбол, он нерешительно наблюдает за ними в объектив.

Наконец, эта наблюдательность должна принести плоды. В решающий момент битвы за кубок по волейболу возникает спорная ситуация, которую в пользу скаутов решит фото, сделанное героем. Но он, вместо того, чтобы уверенно показать снимок арбитру Светлане Петровне (ее сыграла одетая Дарья Астафьева), разбивает камеру на мелкие осколки, живописно и замедленно разлетающиеся под неодобрительный гул толпы.

Избранный трансформаторной будкой

За это Вадик, само собой, подвергается остракизму и получает обидное прозвище "лошок". Теперь перед ним открываются два пути: признав поражение, с позором сбежать из скаутской палатки к любимой бабушке в Козятин, или превозмочь себя и совершить "подвиг" — украсть кубок у противников. Вадик решается на воровство.

Последствия его поступка оказываются совершенно непредсказуемыми — героя пленяет трансформаторная будка. Неопрятного вида заросший бородой мужчина, зовущийся Профессором (Игорь Мирошниченко), который раскаленным жарким летом ходит в шапке, путано объясняет Вадику, что мальчик — избран спасти мир от уничтожения, которое случится уже вот-вот. Правда, каким именно образом он должен это сделать — неясно.

Трансформаторы — не трансформеры

Трансформаторную будку, тяжело шагающую пересеченной местностью в неизвестном направлении ради спасения Земли, зовут Бобот и она (он) общается с персонажами цитатами (из "Трех мушкетеров", "Звездных войн"), стихами, лозунгами ("Смерть врагам") и рисунками, содержание которые не всегда легко разобрать.

Подобные приемы коммуникации посредством культурных кодов напоминают о голливудском киносериале "Трансформеры". Ассоциации с ним усиливает и едва уловимая похожесть Виктора Григорьева на молодого Шаю Лабафа, сыгравшего в "Трансформерах" главную роль, и динамичный трейлер картины, беззастенчиво эксплуатирующий героику музыкальной темы американского фильма.

Стоит признать, перед просмотром "Бобота" эти акценты вызывали определенную тревогу — все же, не хотелось, чтобы украинская картина стала бледной копией известного хита. После просмотра лента вызывает грусть по противоположному поводу — тем, что она голливудских "Трансформеров", бессмысленных, но беспощадно интенсивных, напоминает недостаточно.

Неубедительный конец света

Материализуя с помощью спецэффектов фантастическую историю столкновения Вадика и трансформаторных будок, сохраняющих энергию, с непонятными "мусорщиками", которые с этой энергией борются, обещая Земле конец света, авторы картины, по сути, просят просто поверить в этот конец света на слово, ничем существенным не подтверждая основательности своего утверждения.

О повышении температуры несколько раз говорят на радио, а дети в лагере рассказывают друг другу страшные истории о технике, которая плавится. Но оплавленных компьютеров в кадре, как и других свидетельств стремительного потепления, — нет. Лишь старые мониторы показывают клубящиеся атмосферные массы, движения которых если и намекают на неумолимую развязку, то лишь узким специалистам по вселенским катаклизмам.

Подчеркнутая колоритность персонажей, с которыми взаимодействует юный герой, тоже не помогает членораздельной формулировке угрозы и способов спасения от нее (собственно, объяснению того, что именно такого должен "избранный" Вадик совершить). Профессор слишком сосредоточен на своих "сумасшедшинках", а Стрелочник (Николай Змиевский), еще один соратник трансформаторных будок, — слишком железнодорожно угрюм, чтобы говорить о существенных для фильмах деталях.

Светлана Петровна объяснит, но не все

Пожалуй, лишь раз за всю картину авторы берутся по-настоящему объяснить, что происходит с Вадиком. Полезную психолого-педагогическую интерпретацию его поведения неожиданно — эпизодическим мимоходом — дает Светлана Петровна. Хотелось бы, чтобы этой героини на экране было больше — и не потому что ее играет Дарья Астафьева (появление певицы в детском фильме совершенно необязательно), но просто, чтобы хотя бы отчасти постигнуть мотивы персонажей.

Вместо этого Светлана Петровна превращается в комический штамп — ревнивый гудок в мобильном телефоне одного из вожатых, отправившихся на поиски Вадика. А проведение ликбеза берет на себя девочка с родимым пятном имени Михаила Гобачева на лице, которую зовут просто Девочка (Иванна Бородай). Она политически грамотно выступает в финале картины — плоским заявлением на фоне красивого фиолетового неба.

И зрители будут завидовать авторам

Отсутствие достаточной ясности повествования и необходимость слепо принимать экранные события на веру усложняют просмотр ленты. "Бобот" часто "проскакивает" необходимые для полноценного понимания происходящего сюжетные повороты, решительно двигаясь напрямик. Именно поэтому, вопреки возникающему во время просмотра легкому дискомфорту, хочется, чтобы фильм длился дольше, дав авторам шанс неспешно все объяснить.

То, что они знают (или, по крайней мере, догадываются), о чем идет речь, доказывает красивая сцена расшифровки рисунков Бобота, в которых описан будущий героический путь "избранного" Вадика. К сожалению, изображения, оригинально формирующиеся на экране, сменяют друг друга слишком быстро: в полной мере оценить их, и тем более осмыслить, не представляется возможным. Остается лишь завидовать авторам, у которых была такая возможность.

Маркетинг превыше всего

Намного большее внимание в картине уделяют тому, чтобы драматургически оправдать размещение тех или иных торговых марок, чем непротиворечиво представить действия героев. В итоге, можно не только услышать, что они слушают радио "Люкс FM", но и увидеть название станции на экране магнитолы. И не просто рассмотреть тут и там разбросанные логотипы мобильного оператора Lifecell, но и уяснить из "разжевывающего" диалога, что он "ловит" даже там, где не "ловит" никто.

А еще накануне премьеры была запущена акция #БоботПротиСміття, которая агитировала сдавать мусор в пункты приема вторсырья для его дальнейшей переработки в обмен на шанс выиграть билеты в кино. Хотя именно пугающие "мусорщики", колесящие на оранжевых мусоровозах и обитающие на свалке, в итоге, оказались злодеями, угрожающими и Вадику, и ходячим трансформаторным будкам, и всему живому. Так что, в определенном смысле, участвуя в благородной инициативе, зрители "Бобота" не только спасали Землю, но и оказывались на стороне антигероев.

Закон сохранения энергии

Создатели фильма с обоснованной профессиональной гордостью заявляют, что 50% экранного времени занимает компьютерная графика. Это безусловное художественное достижение — в картине немало зрелищных, визуально запоминающихся, качественно выполненных сцен, связанных, в том числе, с уничтожением опасных мусоровозов и возрождением друзей человечества — трансформаторов.

Однако, эффектное зрелище не всегда может спасти фильм, спотыкающийся в поисках смысла. Ведь, кажется, что сценарий "Бобота" — уж не по закону ли сохранения энергии?– тоже отвечает за половину экранного времени, не больше. И это огорчает, потому что история мудро основана на архетипе героического пути, сталкивая Вадика с его страхом высоты (и сталкивая его, напуганного, в бездну, напоминающую о "Властелине колец"), чтобы дать возможность преодолеть себя. Только этот путь, увы, проявляет себя рваным пунктиром.

В финальных титрах группа ТНМК затягивает: "Все, что могло пойти не так — так и пошло". Это чересчур жесткая рецензия на фильм. Картина не лишена прелестей — убедительных детских актерских работ, фантазерских визуальных находок, ненатужных комедийных дивертисментов. Они создают ощущение мощного творческого потенциала, к вершинам которого "Бобот" (в отличие от спасающего мир героя), к сожалению, в полной мере подняться не сумел.