- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Рынок тренинговых услуг: перезагрузка еще не закончилась
«Дело» обратилось к ведущим игрокам рынка тренинговых услуг с предложением оценить нынешнее состояние рынка тренинговых услуг, пройденные им этапы и возможные перспективы. Экспертами выступили руководители компаний «НАУ консалтинг», Nordic Training International, Baltic Training Group, Golden Staff и корпорации «Бизнес-Мастер».
Старые технологии не работают, новые – на стадии формирования
Давая оценку нынешнего состояния рынка тренинговых услуг, большинство экспертов считают, что за последние два-три года данный рынок услуг сильно поменялся. Алексей Куклеев, директор и бизнес-тренер Nordic Training International, поясняет: «Если до 2008 года компании заказывали обучение систематически и в бюджетах существовали специальные статьи, то сегодня обучение является системой в основном для международных компаний. Для многих украинских компаний обучение сегодня носит характер «скорой помощи».
Елена Питерева, управляющий партнер корпорации «Бизнес-Мастер», считает, что на рынке происходит перезагрузка: старые технологии не работают, новые – либо на стадии формирования, либо на этапе «откатки». «Если раньше Запад был основным источником методик, то сейчас, в связи с тем что у Запада большие сложности, пример с них брать рискованно и чревато последствиями», – утверждает Елена. Приходится руководствоваться только тем, что реально сработало у клиента и привело к росту прибыли.
После ряда произошедших на рынке изменений Олег Хомяк, директор компании «НАУ консалтинг», нынешнее его состояние считает слабо структурированным – и по ценам, и по качеству, и по предложениям: «В силу кризиса запросы клиентов стали более индивидуализированными, никто не хочет платить за стандартный и массовый продукт, клиенты ищут решения под свои ситуации и свои возможности. Заказчики стали более жестко привязываться к желаемому результату тренинга. Тренеры стали создавать свои авторские программы, так как из-за сворачивания рынка обострилась конкуренция».
Положительные тенденции на рынке пока отмечает лишь Оксана Воронина, учредитель компании Baltic Training Group, бизнес-тренер и руководитель тренерского департамента. По ее данным, относительно корпоративного обучения на рынке наблюдается тенденция к росту, компании начали закладывать бюджеты на обучение. А вот рынок открытых тренингов еще такой динамики не показывает.
Марина Щервянина, руководитель Центра бизнес-обучения группы компаний Golden Staff, отмечает, что рынок далек от своего насыщения и есть потенциал для вывода новых продуктов. И в том, что происходит с рынком, она видит его стабильное развитие.
Выжили немногие…
Кризис, безусловно, значительно повлиял на бизнес тренинговых компаний. Можно сказать, что данный рынок был в некоторой степени парализован, так как большинство компаний – потенциальных заказчиков тренингов для своего персонала – вынуждены были сократить бюджеты на обучение. «Кризисный период в экономике сыграл роль хорошего сита. Тренинговый рынок потерял малопрофессиональных игроков. Продолжают работать только самые профессиональные, сильные и крупные провайдеры», – говорит Оксана Воронина.
Среди других явлений, сопровождавших «процесс чистки рынка», Марина Щервянина и Елена Питерева отмечают резкое падение объемов заказов. «У клиентов повысился уровень требований к предоставлению консалтинговых услуг, уровню профессионализма тренера. Без продуцирования уникальных и инновационных технологий тренинговую компанию можно было бы закрывать», – резюмирует Елена Питерева. И соглашается с утверждением, что в игре остались лишь профессионалы – кризис смел с рынка тренеров и консультантов-аматоров.
Олег Хомяк, констатируя, что рынок, действительно, ужался после осени 2008 года, описал стратегию выживания тренинговых компаний так: «Компании вынуждены были дифференцироваться и создавать авторские продукты». Это, по его мнению, полезно влияет на качество и разнообразие предлагаемых продуктов.
Какие этапы прошел рынок тренинговых услуг
Говоря о новом послекризисном этапе жизни рынка, важно оценить в целом, какой путь был пройден. Например, Олег Хомяк выделил в его развитии такие четыре этапа:
1. Зарождение – 1991–2002 гг. Основные заказчики – иностранные компании, привносившие свои стандарты, тренеры самостоятельно формируют свое мастерство.
2. Массовый рынок – 2002–2008 гг. Украинские компании активно стали использовать тренинги. В тренеры подались специалисты из бизнеса, используя это как более легкий способ зарабатывать деньги. Конкуренция – слабая, так как предложение соответствовало спросу.
3. Кризис – 2008-2009 гг. Сворачивание рынка, развитие внутренних учебных центров, попытки выстраивания новой модели.
4. С 2010 года по настоящее время – тенденция к дифференциации и авторским программам, ориентация клиентов на результат тренингов, а не названия и темы.
За последнее годы, по мнению Оксаны Ворониной, отмечается тенденция к специализации тренинговых компаний. «Те, кто раньше обучал всех и всему, находят свою конкретную нишу. Это их способ удержаться на рынке. Многие тренеры, кто видит в себе достаточно сил, уходят во фриланс, создавая компании «имени себя», – говорит Воронина.
Характеризуя пройденный путь, Елена Питерева описывает развитие рынка следующим образом: до 2007 года клиентам было интересно практически все и за любые деньги. В 2008–2010 гг. обучение компании проводили только в критических ситуациях, по ценам в два раза меньшим, чем в предыдущем периоде. А с 2011 года наступило оживление, потепление, обновление. «Но ключевое правило игры сегодня звучит так: «Нет гарантий результата – нет заказа». Клиент четко знает, Что и Когда он хочет получить за свои инвестиции», – говорит она. Аналогично высказывается и Марина Щервянина: «Заказчики стали разборчивее и требовательнее. И это способствует тому, что тренинговый продукт становится все качественнее».
По мнению экспертов, сегодня у тренинговых компаний есть заказы, только если они могут предметно ответить на проблему клиента – ответить технологией, методикой, практикой и, конечно же, результатами.
Заказчики хотят научиться продавать, продавать и еще раз продавать
По поводу того, какие виды тренингов популярны, все эксперты в один голос говорят о многолетней востребованности тренингов по продажам. «Всегда, как и сейчас, значительную часть рынка занимает обучение продажам», – констатирует Оксана Воронина. Елена Питерева с ней согласна: «Всегда популярны тренинги по продажам: управление продажами, увеличение объемов продаж, удержание клиентов, технологии продаж для менеджеров». «Как и ранее, для коммерческих структур наиболее востребованными остаются тренинги по продажам, переговорам и управлению», – резюмирует Алексей Куклеев.
На втором месте называются тренинги для высшего звена: лидерство, личностная эффективность руководителя, новые технологии управления людьми (например, как нанять и удержать высококвалифицированного и дорогого специалиста за малые деньги). То есть особо актуальны программы развития лидерских качеств и управленческих компетенций. Много людей задумалось о новой работе, и рынок отреагировал соответствующе. Появилось немало интересных программ по личному развитию.
Кроме того, на рынке наблюдается потребность в тренингах по жестким переговорам и выросла потребность в тренингах для тренеров. Многие компании стремятся обучить внутренних тренеров или обучить тренерским навыкам руководителей департаментов.
Олег Хомяк подводит итог следующим образом: "Продажи и менеджмент всегда были и есть популярны, а по длительности популярны 2-дневные тренинги и системные программы обучения (на период 1, 2, 3 года)".
Действительно, если оценивать тренинги по длительности, то наблюдается тенденция к сокращению сроков обучения, и сейчас рынок больше тянется к однодневным и двухдневным тренингам.
Например, компания Golden Staff в связи с кризисом основной акцент сделала на 1-дневные (низкобюджетные) тренинги. Хотя если речь идет о корпоративных тренингах и тренингах личностного роста, то компания ориентирована на 2-дневные тренинги. Спросом в Golden Staff обычно пользовались тренинги для топ-менеджмента и менеджеров среднего звена. «Популярность тренингов для управленцев оправдана, ведь именно они оказывают наибольшее влияние на процессы внутри компании. От их действий и решений зависит то, с каким темпом, настроением и внутренней готовностью будут развиваться их подчиненные и, как следствие, вся компания в целом», – говорит Марина Щервянина. Также она отмечает востребованность тренингов для внутренних специалистов по обучению и развитию персонала. То есть компании старались обучить своих собственных сотрудников-тренеров, чтобы в дальнейшем меньше обращаться к сторонним провайдерам.
Кто какую нишу облюбовал
Необходимость дифференциации и специализации поняли во многих тренинговых компаниях. Так, Оксана Воронина полагает, что Baltic Training Group стала экспертом в развитии лидерских и управленческих компетенций, специализируясь на менеджменте и лидерстве. Поэтому компания намерена и дальше развиваться в этих направлениях.
Олег Хомяк считает, что для «НАУ консалтинг» наиболее перспективны системные программы обучения специалистов продаж, управленцев среднего звена, программы личной эффективности, стратегические сессии (организационно-командные игры), обучение специалистов фармацевтического рынка. Причем Олег Хомяк уверен, что его компания является ведущей тренинговой компанией на фармрынке.
Алексей Куклеев появление новых разработок в своей компании объясняет тем, что возросшая конкуренция и определенное затишье на рынке дали всем возможность взглянуть по-другому на методы и формы обучения, предлагаемые в образовании в общем. Работая в Европе, Украине, России, США и Китае, компания Nordic Training International провела анализ потребностей своих заказчиков. В результате появились идеи и единомышленники для новых разработок. В сфере бизнеса – это бизнес-игры и бизнес-симуляции по продажам, переговорам, стратегическому мышлению, коммуникации, планированию и др. В области высшего образования – Высшая европейская школа бизнеса, высшее европейское образование. Для среднего образования были предложены школьные игры по биологии, химии, физике, математике и др. предметам. Перспективность игры как метода подтверждает тот факт, что игры уже в обязательном порядке введены в систему образования ряда стран.
В Golden Staff в дальнейшем акцент намерены делать на узкоспециализированные программы для бизнес-тренеров, организационных коучей и среднего менеджмента, которые они смогут самостоятельно транслировать дальше на всю компанию – программы по коучингу здоровья в организации, профилактике эмоционального выгорания, коучинг-менеджмент личной эффективности, экзистенциальному коучингу, программы для бизнес-тренеров с передачей технологий обучения и т. д.