Сколько в Украине зарабатывают компании по поиску топ-менеджмента

Виктор Яковенко, глава киевского офиса компании Amrop, одного из мировых лидеров в сфере executive search, рассказал Delo.UA об особенностях поиска руководителей в Украине
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Виктор, "цивилизованный" поиск топ-менеджмента в Украине появился не так давно. В чем особенность украинского рынка?

Украинский рынок executive search еще очень молодой и относительно небольшой. То есть, он не только на порядок меньше, скажем, российского, но и в разы меньше польского или казахского. Когда наша компания в 2006 году открывала офис в Киеве, здесь было представлено лишь две международные компании, специализирующиеся именно на executive search. При этом подавляющее количество игроков на рынке — как украинских, так и международных — не имели четкой специализации. Услуги executive search были понятны и востребованы в первую очередь западным бизнесом, активно развивающимся в Украине. По этой причине довольно часто поиск, например CFO для компании, работающей в Украине, заказывали и осуществляли где-нибудь в Европе. Т.е. в таких случаях заказчик изначально не очень верил в возможность найти нужного специалиста в Украине.

Правильно ли я понимаю, что как отдельный сегмент бизнеса еxecutive search начал формироваться лишь во второй половине 2000-х годов?

Действительно, еxecutive search как отдельный сегмент рынка рекрутинга начал активно развиваться перед кризисом — в 2005-2008 годах, и сейчас уже приобрел достаточно четкие очертания. То есть сейчас уже стали постепенно просматриваться различия между компаниями, оказывающими именно те услуги, которые они заявляют, и всеми остальными, действующими по принципу "чего изволите". Тем не менее, любопытно отметить, что большинство компаний из топ-10 мировых лидеров по поиску руководителей не имеют своего офиса в Украине. В этом смысле мы находимся на периферии рынка executive search.

Как поменялся этот рынок после 2008 года?

2009 год был, конечно, неприятным годом практически для любого бизнеса в Украине, в том числе для рынка executive search. Компании не понимали чего ждать и как дальше действовать. Как следствие, работодатели не знали, какие менеджеры им будут нужны завтра и предпочитали подождать, пока ситуация не прояснится. К концу 2009 стало очевидно, что жизнь продолжается и нужно учиться существовать в новой реальности. В 2010-2012 и наш рынок продемонстрировал стабильный рост. Тем не менее, экономическая ситуация в Украине остается непростой. Эффект как от удачных, так и от неудачных кадровых решений становится очевиден очень быстро.

Сколько зарабатывают executive search компании?

Как правило, гонорар консультанта executive search за поиск составляет 30-33% от суммы компенсации трудоустроенного менеджера за первый год работы. Некоторые компании предпочитают устанавливать фиксированные суммы гонораров, которые определяются сложностью и трудоемкостью конкретного поиска и никак не зависят от суммы заработной платы. Гонорар выплачивается обычно равными частями: первая часть — в начале поиска, вторая — после представления кандидатов, третья — после достижения соглашения между компанией-заказчиком и избранным ею кандидатом. Это я вам описал некую усредненную картину. Понятно, что у любых правил могут быть исключения, и мне доводилось слышать от клиентов иногда о весьма экзотических подходах к ценообразованию. Тем не менее, если говорить о "цивилизованной" части рынка, скорее всего именно такой подход будет предлагаться. Ключевое отличие executive search от других форм рекрутинга в наличии консалтинговой составляющей. Иными словами, часть гонорара (retainer) выплачивается за профессиональную рекомендацию и анализ рынка труда независимо от того, имеет ли место факт найма, а часть — только в случае успешного найма избранного менеджера. Соотношение этих частей может варьироваться. Иногда retainer может составлять значительную часть от общей суммы гонорара, но это более характерно для развитых рынков, например, Западной Европы.

А сколько составляют услуги компаний в абсолютных цифрах?

Минимальный гонорар executive search агентства в Украине составляет около $15 тыс. за поиск. Что касается верхних значений, то ограничений здесь нет, однако, думаю, самые дорогие поиски, подписанные именно в Украине, не превышают $100 тыс. Проекты, согласованные в Москве, Лондоне и других центрах индустрии могут стоить существенно больше.

До кризиса многие компании, в том числе и с украинским капиталом, активно нанимали менеджеров-экспатов. После кризиса многие отказались от этой практики. Привлечение экспата в Украину — это необходимость или часть построения имиджа?

Для начала хотел бы подчеркнуть, что экспат– это не профессия. При найме руководителя ключевое значение имеет то, в какой экспертизе и личных компетенциях нуждается компания в данном случае. Этим и определяется целесообразность привлечения менеджера-иностранца.

Имиджевая составляющая может иметь место, но редко когда это будет ключевым мотивом.

Международные корпорации, как правило, поощряют получение международного опыта своими сотрудниками, по этой причине довольно часто отправляют к нам менеджеров с других рынков и наоборот. Однако это не означает, что у наших соотечественников нет никаких шансов возглавить украинский офис международной компании — достаточно вспомнить пример Kraft Foods или Microsoft.

Что касается компаний с украинским капиталом, то для них привлечение экспата почти всегда означает потребность в определенных знаниях и технологиях, дефицитных на местном рынке. Конечно, далеко не всем удается достичь значительных и быстрых результатов, но, уверен, подобный опыт сотрудничества полезен обеим сторонам.

После кризиса ситуация изменилась в том смысле, что все стали лучше считать деньги и аккуратней подходить к принятию ключевых кадровых решений. Возможно, новые экспаты к нам стали приезжать и реже, но так ведь и потребности слабо растущего рынка существенно уменьшились.

Компании из каких сфер, как правило, привлекают экспатов?

Экспатов привлекают в те индустрии, которые с одной стороны сильно отстают от развитых рынков, а с другой имеют возможность и ресурсы максимально быстро это отставание сократить. В Украине нам приходилось искать экспатов для банковского сектора, производства потребительских товаров и ритейла. После начала кризиса бурно развиваются сельское хозяйство и ИТ, полагаю, следующий бум будет именно там.

Насколько эффективны могут быть экспаты, ведь они не знают особенностей украинского рынка, как говорится, внутренней кухни?

Опять же, тот факт, что у вас украинский паспорт, совсем не гарантирует того, что вы хорошо разбираетесь в нашей, как вы выразились, "внутренней кухне". Ведь правда?

Пожалуй.

В этом-то и дело. Способность быть эффективным в конкретной бизнес-среде — это, безусловно, очень ценная компетенция для менеджера, но она никак не передается по наследству. Поэтому проблемы взаимоотношений с реальностью могут возникнуть у представителя любой национальности. Важно уметь правильно оценить и выбрать того, кто сможет добиться результата именно в вашей компании в данной бизнес-среде. Уверяю вас, некоторые экспаты, даже не говоря на местном языке, очень быстро разбираются, где находятся все нужные "входы и выходы".

К слову, когда нас просят найти иностранца для работы в Украине, очень часто одним из критериев, определяют "опыт работы на развивающихся рынках" (например, в России или Польше). Предполагается, что осуществив успешную трансформацию бизнеса в сторону большей эффективности на одном из развивающихся рынков, менеджер с большей вероятностью будет успешен и на другом развивающимся рынке.

Насколько экспаты дороже для компании, чем украинские управленцы?

Все очень индивидуально, зависит от размера компании и специфики бизнеса. Однако иностранные управленцы далеко не всегда дороже, украинских. Фокус в том, что цены идут вверх при растущем спросе на фоне слабого предложения. И несмотря на все кризисы, в Украине по-прежнему спрос на профессиональных управленцев значительно выше предложения. А значит и цены на директоров, способных дать хороший результат, высоки.

Мне кажется, что с приходом кризиса топ-менеджмент стал более осторожным. Решение о смене места работы становится более взвешенным. Что нужно предложить менеджеру, чтобы он ушел "из зоны комфорта"?

Это правда. Мировой финансовый кризис заставил многих принимать решения более взвешенно, и на мой взгляд, это самое положительное из последствий кризиса. Вообще-то мы не очень жалуем "бабочек-однодневок", то есть менеджеров, не задерживающихся в одной компании дольше 1-2 лет. Мы считаем, что реальную пользу может принести только менеджер, готовый потратить на работу в компании значительную часть своей жизни. А значит и решение принять новое предложение должно приниматься взвешенно.

Что же касается мотивов выхода "из зоны комфорта", то они могут быть разные. Для кого-то это возможность заняться чем-то более значительным и/или динамичным. Других привлекает возможность сделать из плохо организованного бизнеса хорошо организованный. Третьи просто ищут новый вызов в новых индустриях и рынках. Финансовую сторону никто не отменял, хотя на этом уровне она часто все-таки вторична. Ну и, наконец, то, что со стороны вам может показаться "зоной комфорта", на самом деле иногда оказывается абсолютным дискомфортом.