НБУ курс:

USD

41,84

--0,02

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,25

EUR

44,28

44,10

Спонсоры украинского спорта

Государство выделило на подготовку и участие сборной Украины в Олимпийских играх, которые стартуют 12 февраля в Ванкувере, 35 млн. грн. Традиционно часть финансовой нагрузки взяли на себя спонсоры

подготовку украинских спортсменов к зимней Олимпиаде-2010, которая стартует в пятницу в канадском Ванкувере, государством в общей сложности было выделено около 35 млн. грн. Олимпийский бюджет Украины не идет ни в какое сравнение с другими странами. Россия на подготовку своей сборной потратила $60 млн., американцы традиционно  более $1 млрд.

Финансирование подготовки украинских спортсменов к Олимпийским играм осуществляется из двух источников: государственные деньги, которые выделяются Министерством по делам семьи, молодежи и спорта, и бюджет Национального олимпийского комитета (НОК), который формируется из денег спонсоров. В 2009 году государство выделило на олимпийскую команду 21 млн. грн., в 2010-м — 13,2 млн. грн. НОК, в свою очередь, выделил профильным федерациям около 4 млн. грн., не считая технической помощи со стороны спонсоров. «Мы всегда жили за счет спонсорских и партнерских денег. И даже несмотря на Закон «О физической культуре и спорте», где было прописано, что государство должно оказывать Олимпийскому комитету финансовую помощь, никогда этой помощи не было», — отмечает глава НОКа Сергей Бубка.

Как и в 2008 году на летних Играх в Пекине, генеральными спонсорами украинской сборной являются мобильный оператор «МТС-Украина» и производитель спортивной одежды Bosco di Ciliegi. Официальные спонсоры олимпийского движения — Samsung и Coca-Cola, а в статусе партнеров выступают Укрэксимбанк и компания Oriflame. Не обошлось и без утрат. Национальный олимпийский комитет после летней Олимпиады в Пекине потерял двух партнеров — Родовид Банк и «Молодьспортлото» («М.С.Л.» — оператор государственных лотерей). «С Родовид Банком у нас закончился контракт, и пока вероятность того, что он будет продлен, очень мала. У банка нет сейчас возможности поддерживать спорт», — поясняет и.о. заведующего сектора маркетинга НОКа Юлия Горбачева. Закончился контракт Олимпийского комитета и с «М.С.Л.». «Срок предыдущего договора, подписанного еще в 2006 году, истек, и НОК не обращался к нам с инициативой о его продлении или подписании нового контракта», — поясняет гендиректор «М.С.Л.» Олег Якимец. По его словам ежегодно компания перечисляла на нужды спортсменов около 350 тыс. грн.

Миллионные контракты

На протяжении нескольких лет главным генеральным спонсором НОКа является мобильный оператор «МТС-Украина», который, помимо материальной помощи, предоставляет всей украинской олимпийской делегации бесплатную мобильную и интернет-связь. Большинство спонсорских контрактов рассчитано не на одни Игры, а на сезон — т.е. на четыре года. Так, например, на участие Украины в летней Олимпиаде в Пекине «МТС» выделил более $5 млн. «Бюджет на Олимпиаду в Ванкувере не уменьшался. Наоборот, в части денежных перечислений он был увеличен более чем на 50% по сравнению с предыдущим периодом. Объемы финансирования коммуникационной программы и услуг мобильной связи остались на прежнем уровне. Это десятки миллионов гривен», — рассказывает начальник отдела по связям с общественностью «МТС-Украина» Виктория Рубан. Только в 2009 году «МТС» предоставил олимпийцам услуги мобильной связи на 363 тыс. грн. (стоимость одного безлимитного номера в год — 6 тыс. грн.). По словам генерального директора «МТС-Украина» Андрея Дубовскова, в кризис было непросто найти деньги. «Но для нас сотрудничество с НОКои является приоритетным направлением», — объясняет Дубовсков. Компания также финансирует поездки на Олимпийские игры болельщиков, которые принимают участие в совместных с НОКом акциях, конкурсах и викторинах. Такие группы бывают довольно многочисленными (50-60 человек).

Еще один крупный спонсор украинских олимпийцев — компания Coca-Cola. В отличие от «МТС» производитель безалкогольных напитков подписывает договоры не на долгосрочный период, а ежегодно. Директор по связям с общественностью компании Олеся Жулинская говорит, что время не стоит на месте, а ситуация и проекты меняются, и любая  Олимпиада — особенная. «Например, каждый год мы участвуем в организации и проведении Олимпийского дня и Олимпийского урока», — резюмирует Жулинская. Сколько денег выделяет Coca-Cola на Олимпиады — тайна за семью печатями.

Как сообщало «ДЕЛО» (№167 от 14.10.09 г.), свой контракт с НОКом продлил официальный спонсор олимпийцев — компания Samsung. Как и большинство партнеров, компания официально не раскрывает сумму контракта. «Сумма на подготовку к Олимпийским играм в Ванкувере исчисляется пятью нолями», — сообщил менеджер по корпоративному PR Samsung Андрей Сивенюк. Как удалось выяснить «ДЕЛУ», за четыре года (2008-2012) компания выделит НОКу $500 тыс. «Финансовые условия не были изменены, компания решила сохранить предыдущий объем финансирования», — отмечает Сергей Бубка. По его словам, основная часть выделяемых Samsung денег идет на финансирование федераций олимпийского движения и издание журнала «Олимпийская арена». Помимо финансовой помощи, Samsung разработал ряд программ, согласно которым лучшие спортсмены и тренеры будут награждаться техникой и другими ценными призами от компании.

Бренд прежде всего

Не секрет, что компаниям поддержка олимпийского движения и спорта в целом не приносит никакой прибыли. Это давно уже стало частью имиджа и раскрутки бренда. «Мы не будем лукавить: конечно, мы преследуем и свои коммерческие цели — продвижение бренда, повышение лояльности абонентов, популяризация услуг», — утверждает Виктория Рубан. Представители Samsung поддерживают это мнение, говоря, что компания всегда занимает активную позицию по отношению к социальной сфере и окружающей среде, так как это — один из ключевых элементов повышения ценности бренда. Традиционно  «М.С.Л.» всегда поддерживал НОК на условиях благотворительности. При этом следует отметить, что по условиям ведения деятельности оператора государственных лотерей, в отличие от других сфер бизнеса, отчисления на благотворительные и спонсорские программы не снижают налогооблагаемую базу. «Другими словами — сколько бы денег мы ни отчисляли на благотворительность, сумма наших обязательств перед бюджетом остается неизменной, что не способствует расширению подобной деятельности, особенно в условиях финансово-экономического кризиса», — подитоживает Олег Якимец.

Федерация биатлона

1034,57

Федерация лыжного спорта

953,59

Федерация фигурного катания

488,95

Федерация санного спорта

351,86

Федерация конькобежного спорта

119,73

Федерация керлинга

94

Федерация бобслея

86,83

Федерация хоккея

75,25

Данные НОК