- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Бум концептуальных ресторанов заканчивается. Что дальше? — обзор ресторанного рынка
В конце 2015 года игроки рынка на вопрос "Чего вы ожидаете от 2016-го?" уклончиво отвечали: "Хуже уже не будет". И действительно, хуже не стало.
Напротив, начавшийся в 2015 году подъем рынка продолжился: в текущем году выросло количество ресторанов и увеличилась их посещаемость. Только в Киеве в январе-октябре открылось 100 новых ресторанов, а закрылось всего 35, то есть впервые с начала кризиса рынок продемонстрировал положительную динамику, пишет журнал "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг".
Все пришло в норму
То, что бизнес сумеет выбраться из кризисной ямы, в которую попал в депрессивном 2014 году, стало понятно уже во второй половине 2015-го. В конце прошлого года в рестораны вернулись постоянные клиенты, а их посещаемость выросла на 30% год к году, компенсировав падение в 2014-м.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaПо данным компании "Ресторанный консалтинг", в 2015 году объем ресторанного рынка Киева (города, который является лидером ресторанного бизнеса) вырос на 20%, до 5,6 млрд грн. В целом же объем всего общепита Украины составил в прошлом году около 25 млрд грн. "К октябрю 2016 года ресторанный рынок столицы подрос до 6,8 млрд грн, а к концу года может достичь 7 млрд грн, продемонстрировав таким образом рост более чем на 20% за год", — прогнозирует Ольга Насонова, руководитель компании "Ресторанный консалтинг". Таким образом, по итогам года весь украинский ресторанный рынок может достичь объема в 30 млрд грн.
Хотя, если считать в долларовом эквиваленте, то киевскому ресторанному рынку с оборотом в $250 млн еще далеко до того, что был в докризисном 2013-ом ($400 млн). И так как инвесторы считают в долларах (потому что к доллару привязаны цены на оборудование и стройматериалы, логистика и т.д.), то для них эффективность инвестиций уменьшилась.
По состоянию на начало 2016 года, по данным "Ресторанного консалтинга", в Украине (без учета оккупированного Крыма и зоны АТО) насчитывалось около 15 тыс. заведений питания, что на 5,6 тыс. меньше, чем в начале 2014-го. Из них около 1,5 тыс. ресторанов закрылись, не выдержав кризиса, а еще чуть более 4 тыс. остались в оккупированном Крыму и зоне АТО. Самая мощная волна закрытий накрыла лидера ресторанной отрасли — Киев. В 2014 году с рынка столицы ушло 119 заведений, в 2015-м — еще 85. И это только "чистые" потери, которые не смогло компенсировать открытие новых заведений.
В 2016 году темпы сокращения рынка существенно уменьшились: если в 2014-м в столице открылось 40 новых ресторанов, а в 2015-м — 68, то за 9 месяцев 2016 года уже 100. К концу текущего года в Киеве откроется еще десяток заведений, и их число достигнет 1600.
В Одессе и Львове (городах, входящих в тройку лидеров ресторанного рынка) ситуацию во многом спасли туристы. Летом 2015 года количество отдыхающих в Одессе и области увеличилось вдвое, до 5 млн человек, потому и ресторанов в городе у моря больше открывалось, чем закрывалось: 50 открытий против 40 закрытий (по данным "Ресторанного консалтинга" за 2015 год). Во Львове, где число туристов в 2015 году выросло на 20%, драйверами открытия новых ресторанов стали также низкий порог входа на рынок и миграция капитала из Донбасса. В Харькове, Днепре, Запорожье, где не было большого притока туристов, рынок сейчас находится на уровне Киева образца 2015 года: закрылись слабые игроки и те, кто платил высокую арендную ставку, а новые заведения открываются в низком и среднем ценовых сегментах.
Больнее всего кризис ударил по нижнему и верхнему ценовым сегментам. Количество недорогих ресторанов (средний чек от 50 до 200 грн) в столице сократилось на 30%. В первую очередь закрылись те, кто находился в проходных местах, из-за невысокой маржи, но очень высокой аренды. Так, ушла с рынка сеть рюмочных "Мужики" (станции метро "Майдан Незалежности", "Дарница", "Васильковская"), кофейня "Золотой дукат" (ул. Владимирская), New York Street Pizza (метро "Шулявская"), сеть кофеен Double Coffee.
Девальвация усложнила жизнь ресторанов, развивающихся по франшизе, что требует от них соблюдения международных стандартов, в частности, использования импортных продуктов. Так, закрылась российская сеть ресторанов японской кухни "Якитория", ушла с украинского рынка успешная российская сеть "Росинтер Ресторантс" (20 ресторанов под брендами IL Патио, T.G.I. Friday"s и Costa Coffee).
Кризис задел и премиум-сегмент (средний чек 800-1500 грн): в столице закрылись "Эгоист" (владелица Елена Голубченко, супруга Анатолия Голубченко, бывшего замглавы КГГА), Meat & Fish (Елена Столярова), Byblos (Роберт Сафанов), FoodTourist (Дима Борисов), "Нирвана", ("Козырная Карта"). Дело в том, что в начале кризиса посещаемость элитных ресторанов упала на 50%, так как многие их постоянные клиенты вместе с семьями покинули страну. Когда спрос вернулся, им смогли воспользоваться новые игроки в премиум-сегменте, открывшиеся в 2016 году, в частности: китайский ресторан BAO — совместный проект шеф-повара Эктора Хименеса-Браво и Тараса и Оксаны Середюк (совладельцы сети Mafia и Casta), японский ресторан Sumosan в отеле "Премьер Палас" (Киев).
ВАО. Фото: Виталий Головин
Как показали два последних года, самым успешным оказался среднеценовой сегмент (средний чек 200-500 грн). В самом трудном 2014 году посещаемость таких заведений сократилась на 20-30%, но уже к весне 2015-го украинцы стали отходить от девальвационного шока и вернулись в рестораны, хотя цены там и выросли на 40-45%.
Многие заведения, чтобы не отпугнуть клиентов, держали старые цены до последнего, работая в ноль. "Пережидали фактор испуга", — называет эту ситуацию Ольга Насонова и уточняет, что пик роста цен пришелся на 2014 год и составил 30%.
После второго обвала гривни цены подросли еще на 10-15%. В 2016 году, хотя гривня и не падала, цены продолжали ползти вверх на 5-10% из-за роста коммунальных платежей, расходов на заработную плату и проч.
Рестораторы поняли, что в среднеценовом сегменте посетителей уже не пугают блюда за 150 грн, хотя в 2014 году порог в 100 грн переступать было бессмысленно — блюда по такой цене не покупали.
При этом удержать маржу на докризисном уровне рестораторам не удалось: она упала на 30-40%. "Наценка (то, с чего и живет ресторан) в 2016 году она составляла 150-200% на блюда по сравнению с 250-300% до кризиса, и 270-300% на бар по сравнению с докризисными 350-400%", — говорит Ольга Насонова.
И хотя за два последних года гривневая выручка рестораторов выросла на 15-30%, прибыль, по оценке игроков рынка, упала в два раза по сравнению с 2013 годом из-за роста затрат на покупку продуктов и напитков. Кроме того, увеличился срок возврата инвестиций: если раньше проекты окупались за период от 6 месяцев до 2 лет, то сегодня этот срок составляет от 3 до 6 лет.
Арендаторы сдались
Одним из факторов подъема рынка стали договоренности рестораторов с собственниками помещений относительно арендных ставок, которые ранее были традиционно привязаны к доллару. Именно неподъемная аренда была причиной волны закрытий ресторанов в 2014 году, ведь на нее приходится пятая часть всех затрат. В ресторанном бизнесе даже существует правило: при затратах на аренду в 22% ресторан выходит в ноль, а если они выше — в конце концов он закрывается.
В 2015 году владельцы помещений (не все, но большинство) согласились снизить арендные ставки в валюте, а около 25% арендодателей даже решились зафиксировать цены в гривне или сдавали помещения за фиксированный процент от дохода.
В результате в конце лета 2015-го в спальных районах Киева можно было арендовать помещение под ресторан за $10 за 1 кв. м в месяц. В центре столицы в начале 2016 года стоимость аренды составляла в среднем $30, или 780 грн, за 1 кв. м в месяц (без учета НДС и эксплуатационных расходов). В долларовом эквиваленте это в три раза меньше, чем в докризисном 2013 году. Тогда аналогичное помещение обошлось бы в $100 за 1 кв. м, хотя в национальной валюте это все те же 800 грн.
Ресторанная оптимизация
Стараясь выжить любой ценой, рестораторы сокращали персонал: IT-специалистов, маркетологов, замдиректоров, доходило до увольнений поваров и официантов. Урезали и расходы на рекламу (хотя надо бы было наоборот, замечают эксперты), что подтолкнуло их к более активному использованию соцсетей.
Сократились также затраты на продукты и напитки. Все рестораны, которые выжили, пересмотрели свое меню и состав блюд, отказавшись от импорта (поэтому рыбы и морепродуктов в среднеценовом и нижнеценовом сегменте почти нет). Это в свою очередь привело к доминированию локальных продуктов, что подтолкнуло развитие тренда handmade: в заведениях появились свой хлеб, выпечка, варенье, кондитерка, лимонады, компоты, морсы. Собственный алкоголь и крафтовое пиво — еще один актуальный тренд из серии "дешево и эксклюзивно". Сократив до минимума закупки импортного алкоголя, рестораторы начали работать с небольшими производителями вина и пива, а также самостоятельно производить наливки и настойки.
Пышным цветом расцвели заведения, которые раньше были редкостью, — концептуальные, с выдумкой, с интересной идеей. Причем они стали появляться в формате среднеценовой и даже нижнеценовой категории. Один из таких ярких концептов реализовал владелец сети кофеен "Чашка" Игорь Сухомлин, открыв "Невинный бар", где можно утром и днем выпить кофе, а вечером — вино.
"Невинный бар"- тут утром и днем можно выпить кофе, а вечером — вино
Андрей Худо и Юрко Назарук, совладельцы холдинга эмоций !Fest, увидев, что во Львове мало баров, открыли монопродуктовый барный концепт в небольшом помещении на 40 кв. м "Пьяна вишня". А в бар "В ребро", открытый Евгением Вишневским в столичном микрорайоне Оболонь, приезжают специально ради фирменных блюд, как и в "Рыбу в огне" одесского ресторатора Саввы Либкина.
Однако главный тренд 2016 года можно обозначить как "вкусная еда за справедливую цену". Сегодня основная целевая аудитория ресторанов — средний класс — готова платить разумные цены за качественную еду и сервис, а вот креативный дизайн для них уже не в приоритете. Самое яркое выражение этот тренд, подсвеченный популярностью в Украине Михаила Саакашвили, получил в виде бума грузинских ресторанов, среди которых такие популярные места, как "Михо", "Чачапури", "Мама Нана", "Хачапури и вино", "Сулугуни", "У Гоги" и др. Еще одна причина их популярности в том, что грузинская кухня близка украинцам. Она простая и сытная, а для рестораторов дешевая по себестоимости.
Еще одно приятное отличие 2016 года — на рынке вновь стали открываться крупные форматы. Появились новые заведения больших сетей, которые удержали свои позиции в кризис: "Портер" (на 200 мест), пиццерия il Molino, ресторан "СушиЯ". А сеть Salateira, имеющая 8 ресторанов в Киеве, девятый решила открыть в Дубае (ОАЭ). По словам генерального директора сети Евгения Рубана, сейчас они ориентированы на крупные форматы площадью 300-400 кв. м. До 2020 года сеть планирует открыть около 100 ресторанов в Украине, Сингапуре, Европе, США и Африке, в том числе и на условиях франшизы.
Все занято
В 2016 году стало ясно, что рестораторы перестали бояться инвестировать: открытие крупных форматов требовало инвестиций около $1 млн (для сравнения: в Киеве мини-заведение в микрорайоне можно открыть, стартуя с $50 тыс., в регионах — с $20 тыс.), и они их находили. Эта тенденция продолжится и в 2017 году. По прогнозам "Ресторанного консалтинга", столичный рынок может вырасти в полтора раза, до уровня докризисного 2013-го — $400 млн, или 11-12 млрд грн.
При этом в следующем году не стоит ждать такого роста числа заведений и фейерверка открытий небольших концептуальных ресторанов. Объясняется это тем, что столичные рестораторы столкнутся с дефицитом свободных помещений, подходящих для открытия заведения в центре и возле станций метро в микрорайонах. Будут открываться единичные концепты. И будет более активное развитие сетей в среднем сегменте. Будут все так же активно развиваться заведения среднеценового формата со средним чеком 200-350 грн для Киева и 100-200 грн для регионов. Такую сумму представители среднего класса готовы тратить 1-2 раза в неделю на питание вне дома.