Тренировка "на кошках": где и как NASA отрабатывает космические путешествия

Ледяные пустыни, подводные научные станции, замкнутые помещения. Где и как испытывают "на прочность" людей и технику перед будущими космическими миссиями

Отправляя астронавтов или космические аппараты за пределы Земли, ученые стараются просчитать и предотвратить все возможные внештатные ситуации. Разумеется, получается это далеко не всегда. Все равно рано или поздно во время "прогулки" в открытом космосе у космонавта из-за перепада давления не вовремя раздуется перчатка. Или зонд, созданный в рамках проекта стоимостью $1,4 млрд, спустится на поверхность кометы, но попадет в тень, и его солнечные батареи станут бесполезны. Или вдруг окажется, что после длительного пребывания в условиях микрогравитации сильно снижается зрение. Чтоб избежать неприятных сюрпризов, ученые предпочитают тренироваться "на кошках" — то есть отрабатывать все непосредственно на Земле.

У NASA и международных партнеров агентства в распоряжении есть более десятка локаций — на земле, в небе и под водой, — в которых они исследуют возможные риски и непредвиденные ситуации, связанные с работой в космосе. NASA объединяет эти локации в рамках общего проекта Analog Missions, миссии-имитации. Мы решили рассказать, где они расположены и что, собственно, там происходит.

Зачем имитировать

Сама по себе идея не нова. Наземные имитационные площадки создавались и ранее.  Скажем, для подготовки астронавтов к полетам вокруг Земли или работы в открытом космосе. Чего только стоит знаменитая Комната A (Chamber A), в которой имитировали условия пребывания человека на поверхности Луны. В прошлом году, кстати, в ней тестировали телескоп Джеймса Уэбба.

Комната А перед апгрейдом. Credit: collectSPACE.com/Robert Z. Pearlman

Сейчас перед учеными стоят задачи иного плана — подготовить людей и технику к длительному пребыванию на Луне, к посещению Марса или к работе на астероидах. Поскольку речь идет о долгосрочных миссиях, то и рисков, способных ход этих миссий подорвать, стало больше. Их поделили на пять основных направлений: гравитационные поля (проще говоря, пребывание в условиях низкой гравитации), изоляция и уединение, враждебная и замкнутая среда, космическая радиация и удаленность от Земли.

На каждой из имитационных площадок исследуют какую-то из вышеперечисленных групп рисков. Давайте разберемся детальнее, как и где это происходит.

Люди, ау!

Представьте, что вы добираетесь куда-то на поезде. В комфортном купе, с тремя вполне адекватными соседями. И ехать вам предстоит, ну, скажем, недели две. Или месяц. Нормально, решите вы. Ну, подумаешь, один храпит. А второй любит поболтать о политике. Можно и перетерпеть.

А теперь представьте, что происходит это за 380 тысяч километров от Земли, на изолированной лунной базе. Без возможности прогуляться по перрону во время остановки или сбегать за чем там обычно бегают. Никакого вагона-ресторана, ни намека на проводника или на других пассажиров, окна плотно закрыты и храп не заканчивается.

Взвоете уже через неделю, никакая космическая романтика не поможет.

Длительное пребывание в замкнутом пространстве в ограниченном кругу людей, пусть даже и самых адекватных, — очень нелегкое испытание. Кроме того, у людей могут начаться проблемы с перепадами настроения, с межличностным взаимодействием, расстройство сна, депрессия, одолеет скука. В общем, чем изолированнее группа людей, тем больше проблем в их отношениях может возникнуть.

Потому в NASA очень внимательно изучают особенности человеческого поведения и производительности в подобных условиях. Для этого есть несколько мест.

Модуль HERA имитирует работу в замкнутом помещении

HERA, Human Exploration Research Analog в центре Джонсона. Это трехуровневый изолированный павильон, в который на определенный срок "заселяют" несколько человек (обычно их четверо). Там они живут, работают, проводят эксперименты, а ученые за ними наблюдают. Первые миссии HERA длились недолго — неделю-две максимум. Последние же "команды" проводят в изоляции по 45 дней. Чем они занимаются? Например, в прошлом году несколько команд проверяли, как работает человеческий организм в условиях ограничений сна.

Вот в такой чудесной малометражке команды из четырех человек живут больше месяца

Кстати, попасть в программу ничто не мешает. Главное — наличие времени, отсутствие вредных привычек, вроде курения, возраст от 30 до 55 лет.

А вот так выглядит модуль изнутри. Фото 360:

Еще одно "внеземное" обиталище — HESTIA (Human Exploration Spacecraft Testbed for Integration and Advancement). Четырехуровневый модуль 8 на 7 метров, где будут имитировать работу в условиях дальнего космоса. Такая себе модель лунной или марсианской базы.

Наземная площадка Института Медико-Биологических Проблем в Москве место довольно известное. Здесь проводился эксперимент Марс-500 — имитация пилотируемого полета на Марс. За период с 2007 по 2011 год три команды побывали в "заточении". Но если первая и вторая экспериментировали 14 и 105 дней соответственно, то третья группа испытуемых провела в замкнутом пространстве 520 дней! Это была финальная миссия, участие в которой принимали шесть человек: трое россиян, француз, итальянец и китаец.