- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Участники проекта «20 років присутності» Маков, Цаголов, Криволап, Гусев: что значит быть независимым
В выставочном зале Института проблем современного искусства НАМ Украины открыта интересная выставка. Она называется "20 років присутності/20 years of presence". И приурочена, как и все культурные (и напротив) события последних дней, к 20-летию Независимости Украины. Ее участниками стали 20 знаковых украинских художников. Большинство - представители «Новой волны» - арт-движения, зародившегося "на волне" развала СССР..
Для Delo.ua участники проекта "20 років присутності " ответили на вопрос «Что значит для вас «независимость»?.
1. Если рассматривать Украину, как акционерное общество, то кто оказался для нее самым эффективным инвестором. А кто - самым неэффективным?
2. Ваше определение независимости
Для страны по имени Украина
Для человека по имени
3. Какие три вещи ( события) вы считаете позором Украины ( случившиеся за последние 20 лет)
Какие три вещи считаете гордостью Украины ( случившиеся за последние 20 лет)
4. Ваша пятерка истинно независимых украинцев - кто и за что попал в этот ваш личный рейтинг
5. Вы помните день объявления итогов референдума о независимости ( 2 декабря 1991 г.)? Как отпраздновали Независимость Украины?
Игорь Гусев
1. ИМХО самый эффективный инвестор Джордж Сорос. На какое то время активизировал художественный процесс в Украине. Он же самый не эффективный. Как только перестало быть выгодно, сразу свернул свою благотворительность. Хотя и на том спасибо. На остаток из его гранта я купил себе видеомагнитофон.
2. Настоящая независимость Украины начнется, когда при помощи современных средств коммуникации украинцы захотят и смогут контролировать власть. Создадут своеобразный кибер-аналог вече существовавшего в Запорожской сечи – первой демократической территории средневековой Европы.
3. Позор: Шоу двойников во время оранжевой революции. Кулачные бои в парламенте. Голодомор как бренд.
Гордость : Шевченко – футболист. и Шевченко на денежных знаках. Чехов – великий украинский поэт.
5. Гадал с вокалистом группы « Собачьи радости тараканьего папы» по книге Мартина Хайдегера «Разговор на проселочной дороге».
Анатолий Криволап
Фото Марии Быковой на сайте zn.ua
2. Для Украины независимость это экономическая и политическая независимость.
Для меня. Независимость - это свобода творчества
3. Позор для Украины - вся история за последние 20 лет
Гордость - референдум, события 2004 года, некоторые достижения в спорте.
4. Независимость может быть только относительной.
5. Вечером отмечали с коллегами.
Павел Маков
1. Эффективно работали немногие и те немногие не были связаны с государственным финансированием.
Эффективно и работал люди искусства. Хотя вот кино - малоэффективно. Вообще- трудно сказать.
2. И государственная и личная независимость - это в первую очередь осознание личной ответственности. Независимость как и свобода - это в первую очередь ответственность.
3. Позор Украины. Это очень личное. Впервые, когда мне пришлось краснеть за страну - я был в Праге, где у меня была большая выставка. И как раз в это время наши зенитчики при учениях сбили над Черноморьем израильский самолет.
И тогда наш президент, - по моему, Кучма - сказал, что есть вещи еще более страшные - как-то так.
Гордость? Украины пока что на культурной карте мира и Европы не существует. Потому особо гордиться нечем. Чтобы ситуация изменилась, нужна государственная политика. А что значит общие усилия? Писатели и так пишут, художники рисуют, музыканты сочиняют. Нужно личностное понимание на государственном уровне.
Когда Америка поняла, что у них нет своего бренда в области изобразительного искусства, то они не стесняясь на деньги ЦРУ наняли талантливых галеристов, те нашли талантливых художников. Художники и не знали, на чьи деньги делается этот проект. Был такой галерист Лео Кастель - он, скорее всего, знал. Он нашел талантливых людей и появился поп-арт- национальный бренд в области изобразительного искусства .
Из этого делается вывод: США как государство рассматривали отсутствие национального бренда в области арта в мировом культурном пространстве как проблему национальной безопасности.
Волну поднять, создать ситуацию - это дело государства. Но это мышление совсем другого уровня.
5. Когда объявили независимость, радовался. Это воспринималось как естественная цепь событий следующих одно за другим. Посмотрите на голосование за независимость - 80% «за». После ГКЧП кому хотелось обратно. Никому.
Василий Цаголов
2. Независимость личная... А она вообще возможна? Нельзя изолироваться от благополучия родных и близких.
От чего можно? Для мня есть дом, моя мастерская - и все. Пытаюсь не переваривать того, что твориться в вокруг. Хотя, на самом деле, как художник не могу не реагировать на происходящее. Но удовольствие от этого не получаю.
3. Национальный позор Украины - что сразу пришло в голову: Мельниченко - кассетный скандал.
А гордится можно теми, кто что-то сделал скорее вопреки.Наверняка, были научные открытия. Это не шоу бизнес не спорт: это медицина и наука. А если говорить о достижениях в спорте- это Кличко и Шевченко..
Все арт-проекты тоже происходили не благодаря, а вопреки ситуации в стране. А если и благодаря, то в основном иностранным кураторам, которые приезжали и вытягивали нас.
При этом у меня никогда не было желание уехать из страны насовсем. Не знаю хорошо это или плохо. Более того, если уезжал за границу на какое-то время , то всегда с удовольствие обратно возвращался. И никогда не было навязчивой мысли: в какой заднице мы живем. Там - одно, здесь - другое. А тот разлом, в центре которого мы оказались, очень много дал меня и я с этим работаю
Сейчас как то можно существовать на те средства, что приносят продажи картин. Но спокойствия душевного в этом нет. Так как искусство считается предметом последней необходимости.
А когда было хуже всего? В начале девяностых. Мы не знали чем заниматься, информации мало было. Лет десять никому мы были не нужны. как мы жили все - даже не знаю… В основном за счет грантов Сороса, других фондов. Зарубежные кураторы приглашали что-то делать. И это было кислородом. Багодаря этим контактам с зарубежными кураторами и выживали и морально, и физически.
В украинских галереях нет эффективных менеджеров. Они продают начинающих к художников по 100 долларов. Это проще.Мы же уже тяжеловесы..
У галерей задача - раскрыть художника, сделать его знаменитым и продать дороже. Какая из наших галерей кого сделала знаменитым и дорого продала.Они не интегрированы в западном процессе. Не участвуют в престижных ярмарках.Для этого должна быть репутация. А ее нет. Все функции на себя взял вольно или невольно ПинчукАртЦентр. В Украине нужны вот такого масштаба и уровня арт-центры и галереи. И не одна…
Выставка «20 лет присутствия/20 years of presence» будет открыта до 25 сентября.
Адрес: ул. Щерса, 18-Д, институт проблем современного искусства.