- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
"Уровень черного" Валентина Васяновича выиграл выдвижение на "Оскар" от Украины
В самом фильме иронии нет. "Уровень черного" — это универсальная человеческая история кризиса, который переживает накануне 50-летия фотограф, последовательно лишающийся всего, что ему дорого, и находящий способ и мотивацию жить дальше. Снятая в лаконичной манере и несколько монотонно, но вместе с тем изобретательно эксплуатирующая найденный прием (каждая сцена фильма — один план, представляющий законченную новеллу-фрагмент бытия), картина исполнена тонких находок — как документально-житейских, так и художественных.
Фильм "Уровень черного" является важным авторским высказыванием. Это во многом уникальный пример практически невыполнимого в условиях коллективного производства кино созвучия между замыслом талантливого художника и его практической реализацией (во многом благодаря тому, что Валентин Васянович сам выполнял практически все функции).
Валентин Васянович, режиссер ленты "Уровень черного" и актриса Катерина Молчанова, сыгравшая в этом фильме, на ОМКФ
Парадокс ситуации заключается в том, что для Украины эта лента — с ее бесконечной внутренней творческой свободой, рожденной из многих ограничений, — намного более важна, чем для американского киносообщества. Вероятно, оно не сможет в полной мере прочувствовать, сколь ярко и глубоко художественная сущность вскрывается автором благодаря использованию аскетичных производственных средств.
Хотя на соискание права выдвижения на "Оскар" от Украины были представлены восемь фильмов (заявляют картины сами авторы, считающие, что имеют некоторые шансы успешно представить страну), по итогам голосования членов Украинского Оскаровского комитета внимание привлекли три ленты:
- "Уровень черного" Валентина Васяновича, который и стал победителем (за него отдали свои голоса 9 членов комитета),
- "Стремглав" Марины Степанской (четыре голоса и два дополнительных бала за участие в конкурсе 52-го МКФ в Карловых Варах и наличие рецензий в профильных мировых киноизданиях) и
- "Чужая молитва" Ахтема Сеитаблаева (один голос).
Несколько слов о фильмах, которые привлекли внимание членов Украинского Оскаровского комитета.
"Чужая молитва" с ее темами Второй мировой войны, Холокоста, взаимоотношений между мусульманами и евреями, Крыма, в конце концов, если рассматривать фильм на бумаге, без самого фильма, имела неплохие шансы привлечь внимание американских киноакадемиков. Однако производственные ограничения, столь выгодно презентовавшие художественные таланты Валентина Васяновича, во многом для этой исторической драмы оказались фатальными — она скорее неявно намекает на свой потенциал, чем в полной мере реализовала его.
Драма "Стремглав" же имела существенные шансы быть замеченной — как благодаря уже существующему международному своему присутствию, так и благодаря собственно художественным качествам. Камерная история вписана в современную украинскую действительность и одновременно показывает героев, потерявшихся в ней: и это взгляд на Украину, который способен приковывать внимание как зрителя внутри страны, так и за ее пределами. Лента примечательна отличными актерскими работами, естественность существования героев в кадре (для украинского кино это плюс, хотя вообще-то, должно быть нормой, тем более для работы с премиальными амбициями), визуальная чуткость режиссера и оператора-постановщика.
И вместе с тем работа Марины Степанской — крайне эмоциональная, движимая чувствами, оказывается не без неровностей, которые являются скорее недостатками, возникающими из невозможности реализовать замысел в полной мере. Тогда как "Уровень черного" Валентина Васяновича мощно вырастает из этих производственных ухабов, что ставит его в особую позицию по отношению ко всему современному украинскому кинопроцессу. И эту уникальность Украинский Оскаровский комитет учел в полной мере.