В Киеве снова "Гамлет. Вавилон" и "Ифигения. Невеста террориста": международная труппа, лайв виджеинг и видеомаппинг

В ближайшие выходные театральная компания Dollmen покажет два спектакля в Киеве в Довженко-центре. Это украинско-швейцарский "Гамлет. Вавилон" и новая версия "Ифигении. Невесты террориста". О том, что увидят зрители на этот раз, расспросили постановщика Дмитрия Костюминского

С 27 по 29 мая в культурном пространстве Довженко-центра состоятся показы спектаклей театральной компании Dollmen.

В субботу, 27 мая, в 19:00 покажут визуально-музыкально-драматический спектакль "Ифигения. Невеста для террориста".

А затем два дня подряд, 28 и 29 мая, в 19.00, "Гамлет. Вавилон".

Оба спектакля поставил Дмитрий Костюминский. Их премьеры состоялись несколько лет назад в Киеве, а потом их показали еще несколько раз. Так, "Гамлет. Вавилон" — всего три раза, а затем проект повезли в Женеву, Навшателе, Вену и Цюрих.

Delo.UA спросило постановщика спектаклей Дмитрия Костюминского, почему решили показать их снова, внесли ли какие-то изменения и кто помогал этим проектам финансово.

Дмитрий, почему снова показываете "Ифигению" и "Гамлет. Вавилон"?

Дмитрий Костюминский: Актуальность "Гамлета" особенно чувствуется на фоне с сегодняшней реальной проблемой эмиграции (это одна из важных линий спектакля). А решение сыграть "Ифигению" было принято после просмотра видеозаписи взрыва с камеры видеонаблюдения в Коптском храме пару месяцев назад.

Вы отметили, что проекты очень сложные — и технически, и по их организации. А в чем технические сложности? Что такого необычного увидит зритель, придя в Довженко-центр?

Д.К.: Мои спектакли основаны с использованием таких технических решений, как лайв виджеинг (визуальное шоу, создаваемое при помощи специального оборудования в реальном времени — delo.ua) и видеомаппинг (3D-проекция на физический объект окружающей среды — delo.ua).

В спектаклях используются шесть видеопроекторов, изображения которых создают основную сценографию спектакля. Еще я использую систему видеонаблюдения с роботизированными камерами, которые также работают в реальном времени. То, что зрители увидят на экране — это все снимается в реальном времени.

"Гамлет. Вавилон". Фото: из архива Дмитрия Костюминского

А организационные сложности в чем?

Д.К.: Спектакли являются проектными, а значит труппа спектакля разбросана по разным по разным странам. Собрать всех в одном месте и в одно время непросто.

Например, в "Гамлет. Вавилон" — коллаборации швейцарской компании Korpüs Animüs и украинской Dollmen — главную роль исполняет швейцарский актер Бартоломей Созански, Гертруду играет украинская актриса Виктория Литвиненко. В роли Офелии — Татьяна Гаврилюк из Dakh Daughters, а написавший музыку к спектаклю Алексей Ретинский выйдет на сцену в качестве актера (delo.ua).

Какой нужен бюджет, чтобы проект, подобный "Гамлет. Вавилон", стал возможен? Кто вам помогал финансово?

Д.К.: Бюджет на продакшн "Гамлета" составлил 40 тыс. евро. Половина этих денег была израсходована на техническое обеспечение, гонорары и репетиционный период в Украине, а половина — на тур по Швейцарии. Основными финансовыми партнерами стали Фонд развития культуры в Женеве, национальная лотерея, посольтво Швейцарии в Украине и Фонд "Развитие Украины" Рината Ахметова.

А в общем в проекте были задействованы больше 20 партнеров, которые помогали кто чем мог. И я им за это очень благодарен. Частично я вложил в проект личные средства.

А нынешние показы в Довженко-центре кто профинансировал?

Д.К.: Они стали возможны благодаря заработанным мною личным средствам и моим друзьям, которые помогают чем могут. И нашей сплоченной команде, которая верит в Прекрасное и в некоммерческое Искусство. Хочу выразить огромную благодарность Евгению Андрущенко, "Showtime", за предоставленное техническое обеспечение, без него бы никак). Конечно же, Ярославе Кравченко, руководителю "Дикого театра" (поддержавшег идею показов). Всем, кто каким-то образом задействован в проекте, большое человеческое спасибо!!!"

Как оцениваете идею Ярославы Кравченко — проект "Тоже дикие?" Какие украинские режиссеры и какие их работы вам интересны сегодня и почему?

Д.К.: Проект Яси оцениваю очень высоко. Посмотрим, что из этого получится. Называть конкретно из режиссеров никого не буду. Рад одному — что у нас мало-помалу начинает развиваться украинский театр благодаря молодым режиссерам.

О спектаклях

"Ифигения. Невеста для террориста"

Современная версия одной из самых кровавых и жестоких историй греческой мифологии, которая произошла в Тавриде (так древние греки называли современный Крым). Спектакль рефлексирует на темы глобализации, мирового терроризма и засилие медиаконтента в современной реальности. А также поднимает проблемы роли Украины на мировой арене и самоидентификации украинского народа.

У аргосского царя Агамемнона было трое детей: старшая дочь Ифигения, средняя дочь Электра и младший сын Орест. Когда греческая рать отправилась в поход на Трою, богиня Артемида потребовала, чтобы Агамемнон принес ей в жертву свою дочь Ифигению. Агамемнон сделал это, но в последний момент Артемида сжалилась и сохранила ей жизнь. Девушку отправили в далекую Тавриду, где она стала жрицей в храме. Ифигения должна была готовить к смерти всех чужеземцев, которых заносило в эти края. И вот однажды в плен попадают двое друзей. Одним из них оказывается ее родной брат Орест…

В спектакле заняты: Виктория Литвиненко, Игорь Аронов, Иван Заверталюк, хор ALTER RATIO под руководством Ольги Приходько. Постановка — Дмитрий Костюминский.

Музыку для спектакля написал Алексей Ретинский, а голосом проекта выступила Назгуль Шукаева — певица, обладающая редким диапазоном голоса.

Певица Назгуль Шукаева, обладающая редким диапазоном голоса, исполняет вокальные партии в спектакле "Ифигения. Невеста для террориста"

"Гамлет. Вавилон"

Это авторская интерпретация текстов писателей разных исторических эпох на тему шекспировского "Гамлета". Драматургическую основу спектакля создала писательница Катерина Бабкина, музыкальная концепция — композитор Алексей Ретинский, постановка — Дмитрий Костюминский.

Это сочетание украинского фольклора с концепциями цюрихской музыкальной школы, драматической игры актеров нескольких европейских театральных школ и художественное освоение современных технологических средств.

Спектакли пройдут при поддержке "Дикого театра" в партнерстве с Довженко-центром.

Детальный анонс и билеты: "Ифигения. Невеста для террориста" и "Гамлет. Вавилон".