- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Венецианская биеннале: знаменитый куратор испытал эстетический шок от работы Оксаны Мась
Акилле Боното Олива, куратор украинского павильона на Венецианской биеннале:
"Работа Оксаны Мась меня сразу же поразила. Я ощутил физическое воздействие от ее произведения. И испытал эмоции. Эстетический шок.
И в то же время я смог констатировать, что есть чувственная традиция в украинском искусстве и связь с историческим авангардом.
Импонирует и то применение народного искусства, к которому обращается Оксана - способность извлечь такие элементы, как пасхальные яйца, деревянные. Это то, что касается сельской крестьянской цивилизации. То, что разукрашивается каждый раз к Пасхе. При этом Оксана создала современное произведение. Это своего рода это такая сборочная линия. И в то же время это нечто коллективное. Это креативность распределенная, отданная в руки несчастливых людей. В частности, например, женщин-заключенных.
Оксана - это художник, который, я бы сказал, является создателем тотального искусства. А оно идет как раз от исторического авангарда. В ее работах переплетены различные образные средства выражения и так же специфические средства. Тут архитектура, живопись, скульптура, рисунок
.Интересно использование первичных форм. Шар в истории искусства всегда олицетворял фатальность. Это символ вечного возврата. Это округлость, которая отсылает к совершенству. К тому совершенству, которое повседневная жизнь нам не дает.
Одним словом, творчество Оксаны - оно архаично и современно одновременно. Оно может показ архаичным из-за такого элемента как пасхальное яйцо, поскольку это вызывает в памяти воспоминания о чем-то наивном, простецком. Но очень важна модулярность. Яйцо - оно всегда одинаковое.
В пространстве создает некую архитектуру. На соответствующем расстоянии это превращается в своего рода пиксель телевизионного изображения. И это изображение способно так же представлять весьма продвинутую технологию, которая приумножает эффект в зависимости от расстояния.
Я люблю работу Оксаны потому, что эта работа экспериментальная, разделяющая креативную ответственность. Более того, она как будто предает ее всему населению.
И создает произведения демократические. Это такая демократия, которая , к счастью сконцентрированная в яйце. Но она приумножается и становится какой-то упорядоченной архитектурной структурой . Возвращая идею праздничную.
И не случайно мне было совершенно не сложно понять работы Оксаны. Поскольку я почувствовал ее причастность к культуре сложной, но которая будто бы дополняет мою.
Оксана, без сомнения, когда что-то создает, то этот посыл – женский. Отправная точка женская. Я ее чувствую в плодородии работы.
А надобно вам знать, что в пасхальном яйце католическом всегда есть какой-то сюрприз.А в случае с Оксаной сюрприз - это татуаж, роспись на поверхности яйца.
У каждого свое яйцо.Колумб воспользовался яйцом, чтобы показать испанским королям , что земля такая, что вокруг нее можно путешествовать.И так же в работах Оксаны так же можно «плавать», передвигаться при помощи взгляда. Счастливого пути!
О ПРОЕКТЕ Post vs Proto- Renessans
На 54-й Венецианской биеннале - старейшей международной арт-выставке открылся украинский проект. Нашу страну на этом огромном арт-форуме представляет художница Оксана Мась. Она собрала из яиц несколько фрагментов знаменитого "Гентского алтаря». На каждом яйце нарисован грех человеческий. И яиц таких ей потребовалось 12 тысяч 800.
Post vs Proto- Renessans в цифрах:
Всего художница Оксана Мась успела собрать к Венецианской биеннале 7 фрагментов алтаря. Каждая панель размером 6 на 6 метров. Всего потребовалось около 12,8 тысяч яиц.
А для того чтобы собрать весь алтарь таких панелей необходимо сделать 303. И тогда его размеры составят 92 метра в высоту и 134 метра в ширину.
На его изготовление понадобиться почти 3,5 миллиона деревянных яиц. Для сравнения, мозаичное панно «Взгляд в Вечность» в Софии - Киевской собранно художницей из 15 тысяч яиц.
Художница посчитала: для того, чтобы собрать весь алтарь ей понадобиться лет пять-семь.
«Народные художники» участвовавший в создании фрагментов, представленных на Венецианской биеннале живут в более чем 40 странах мира.