Всемирная дронизация: как приручить летающих роботов

Все больше служб используют дроны — летающие беспилотники — для решения разнообразных задач. В Украине летучую поддержку уже опробовали в агросекторе и логистике
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Еще пару лет назад дроны воспринимались как игрушки для гиков. Но сейчас они активно используются для разных видов бизнеса. Беспилотники проникли и в такие консервативные сферы, как агро и логистика. А еще используются как дополнительный антураж в креативных сферах, например, организации мероприятий или наружной рекламе. По словам Валерия Яковенко из Drone.UA, особую популярность это направление получило из-за использования летающих платформ во время проведения АТО.

Проникновение дронов в бизнес стало возможным благодаря мгновенной передаче данных с "летающего объекта" к заказчику — беспилотники оснащаются GPS-передатчиками и SIM-картами. Подобные технологии в Украине не в новинку — например, во Львове благодаря внедрению M2M-решения от "Киевстар" стало возможно отслеживать передвижение общественного транспорта. Поэтому дроны вряд ли станут исключением. В каких же сферах они могут пригодиться?

Летучий агроэскадрон

Одно из самых распространенных направлений беспилотной деятельности — мониторинг сельскохозяйственных земель. Дрон, пролетая над полями, позволит узнать, какие участки нужно полить, а какие — удобрить или обработать пестицидами. Подобный сервис доступен уже и в Украине — его предоставляет Drone.UA. Валерий Яковенко, один из основателей компании, отмечает, что беспилотники выступают в агро одновременно и как инструмент дистанционного контроля и мониторинга, и как элемент точного земледелия. Применение дронов в агроотрасли позволяет многократно окупить выделенные на это инвестиции уже в первом сезоне. "Только при использовании дронов можно ожидать возврат инвестиций на уровне $28 на гектар, а при использовании комбинации инструментов точного земледелия повышение эффективности может достигать 25-30%", — отмечает специалист.

На текущий момент только Drone.UA применяет беспилотные технологии на территории более 2-х миллионов гектар — на 7% всех обрабатываемых площадей Украины. Общее количество реализованных на рынке дронов компанией к декабрю 2016 года превысило 1000 единиц, а в 2017-м компания планирует нарастить этот показатель в 4 раза. Валерий Яковенко прогнозирует, что общее количество дронов, задействованных только в сельском хозяйстве, в 2018 году достигнет 14000 единиц.

Кроме крупных компаний, в этой отрасли работают и ряд стартапов. Так, стартап Agromonitor запустил сервис агросъемки с беспилотников — на них установлено оборудование, которое благодаря отражению лазера позволяет определить дефицит влаги и других веществ в почве. Правда, пока такое решение стоит несколько тысяч долларов и доступно только для крупных клиентов — например, холдинга Ukrlandfarming. Удобство системы в том, что все данные, которые собирает беспилотник, заказчик сервиса получает напрямую на свой компьютер. Такая технология стала доступной благодаря внедрению технологий M2M — межмашинного взаимодействия. Устройство снабжается SIM-картой телеком-оператора, которая работает с GPRS/EDGE и 3G и в режиме реального времени передает собранные сведения. В сочетании с другими технологичными средствами точного земледелия — влагомерами и метеостанциями — это позволяет достичь оптимального уровня контроля за полями. Впрочем, как говорят в Drone.UA, для активного развития такого сервиса нужна более качественная телеком-связь. "На таких рынках как США развиваются системы сотовой передачи данных и материалов дронов по сетям мобильных операторов, в Украине самым надежным способом передать десятки гигабайт информации с одного дрона в день остаются физические носители и транспорт", — говорит Валерий Яковенко.

Впрочем, это не единственный путь использования беспилотников в агросекторе. С помощью дронов также можно отпугивать птиц и насекомых, способных навредить урожаю. Кроме того, беспилотники дают возможность следить за состоянием виноградников. Например, при оснащении дрона инфракрасной камерой можно определять степень зрелости винограда или наличие паразитов. С помощью беспилотников также составляются точные карты полей с учетом рельефа для дальнейшего использования в геоинформационных системах и даже для построения маршрутов ​​сельскохозяйственной техники.​

Дроны в агросфере наиболее эффективны в сочетании с телеком-решениями. В компании "Киевстар" отмечают, что беспилотники позволяют решить проблему связи в удаленных от "цивилизации" полях. На них можно монтировать оборудование, которое будет собирать данные с датчиков и передавать их в центральный офис.

Печкину пора на пенсию

Доставка почты беспилотными устройствами — реальность современного мира. Еще в 2013 году американский Amazon приступил к созданию системы Prime Air. Беспилотник со специальным грузовым контейнером летает на высоте 120 метров. По словам СЕО Amazon Джеффа Безоса, доставка беспилотниками более экологически чистая, ведь они работают на электричестве. Беспилотник может доставить посылку весом до 5 фунтов (около 2,27 кг) в радиусе 10 миль от склада (около 16 км), что составляет примерно 86% заказов на Amazon. Американцы обещали беспрецедентно быстрый срок доставки по США — всего полчаса с момента оформления покупки. При этом разработчики сервиса вдохновлялись уже успешным опытом австралийцев и китайцев. Но Amazon столкнулся с сопротивлением властей — организация FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) запретила использование беспилотников Amazon Prime Air. Ведь дроны, согласно законодательству страны, можно использовать лишь в рекреационных целях и как хобби.

Опыт Amazon позаимствовали и в другой компании — Yelp, в одном из лидирующих в США бордов для поиска услуг, например, ресторанных. Инженеры компании в 2013 году разработали дрон, с помощью которого можно доставлять пищу по указанному адресу. Система довольно оригинальна — дрон прилетает к заказчику и сбрасывает груз на миниатюрном парашюте. Примеру Yelp последовали в сети Domino's Pizza, их дрон отдает заказ прямо в руки клиенту.

Следом за американцами испробовать воздушную доставку решили в швейцарской почте Swiss Post. В этом проекте почта сотрудничает с WorldCargo, швейцарским подразделением грузовых авиаперевозок Swiss International Air Lines. Для доставки посылок будут использоваться квадрокоптеры Matternet ONE, которые могут взять корреспонденцию весом до 1 килограмма. Аппараты являются достаточно легкими в управлении и способны перемещаться между заданными точками в автоматическом режиме. Батарея дрона позволяет ему преодолевать расстояние в 20 км, однако базовым расстоянием все же будет 10 км.

Для Швейцарии вопрос такой доставки почты очень актуален, поскольку использование человеческого ресурса в труднодоступных районах обходится очень дорого. Планируется, что через пять лет в стране до 90% почтовых отправлений будут доставлять исключительно беспилотники.

В Украине тоже не отстают. Еще в 2015-м прототип почтового дрона продемонстрировала "Нова пошта". В этом году "Укрпочта" тоже решилась на тестирование дрон-доставки. В июне провели пробный запуск в городе Буче Киевской области. Эксперимент удался. Пользователь получил SMS-сообщение, а через несколько минут дрон доставил посылку из Главного учебного центра "Укрпочты" "Зеленая Буча" по указанному адресу.

Аппарат предоставила израильская компания Flytrex, которая продает дроны и системы для управления их полетом. Он может перемещать посылки весом до трех килограммов на расстояние до 23 км. Скорость передвижения беспилотника составляет 70 км/ч.

"За день дрон этой модели способен осуществить 10 поставок. Учитывая низкий уровень затрат на электроэнергию и отсутствие затрат на топливо, такая техника является оптимальной для почтовых нужд. Беспилотник приспособлен к различным климатическим условиям, поэтому он будет эффективно работать как в летнюю жару, так и зимой", — поделились опытом в "Укрпочте".

Интернет для всех

Дроны пригодятся и в телекоме. Основатель Facebook Марк Цукерберг решил создать интернет-сеть, которая сможет покрыть даже самые отдаленные места на Земле. Для этого ему понадобилось создать собственный беспилотник, Aquila. Это дрон-планер, напоминающий пассажирский самолет, весом в треть электрокара и с размахом крыльев в 40 м. Работает Aquila на солнечных батареях и способен развивать скорость в 128 км/ч. Беспилотный Wi-Fi роутер функционирует так: станция на земле передает ему сигнал, он транслирует его на другие подобные дроны с помощью лазера. Затем беспилотники посылают сигнал на ретрансляторы в радиусе 48 км от каждого дрона, которые трансформируют его для Wi-Fi и 4G-сетей. При этом основатель Facebook отмечает, что эта технология передает данные в 10 раз быстрее обычных способов передачи.

Первый успешный полет прошел в Юме, штат Аризона. Правда, занял 96 минут вместо запланированных тридцати. Планируется, что такие дроны дадут возможность подключиться к сети 3 миллиардам людей во всех уголках мира, ведь эта технология является частью глобального проекта Internet.org, имеющего амбициозные планы по устранению "цифрового неравенства" в самых бедных странах.

Впрочем, интернетом полезность дронов для инфраструктурных проектов не ограничивается. Беспилотники пригодятся и при отслеживании состояния железнодорожных путей, автодорог и линий электропередач, оценки их повреждений, обнаружении утечек из трубопроводов. В Германии дроны используют при строительстве автобанов — благодаря камерам, установленным на летучей машине, строители могут оценить возможные последствия строительства новых дорог, а также предварительно проследить маршруты миграции животных через предполагаемую трассу, чтобы грамотно спланировать переходы для обитателей леса.