- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Выигранная битва: о фильме "Женщина на войне"
9-й Одесский кинофестиваль открыла исландская лента Бенедикта Эрлингссона "Женщина на войне", произведенная совместно Исландией, Францией, Украиной при поддержке многочисленных фондов и партнеров, в том числе Государственного агентства Украины по вопросам кино.
Ее премьера состоялась в параллельном конкурсе Каннского МКФ "Неделя критики", где она получила специальный приз французского Общества драматургов и композиторов (SACD).
В картине тонко перемешаны драма и комедия, а темы общечеловеческого страдания, связанные с экологией и войной, оттенены личными, интимными переживаниями героини — учительницы музыки и руководителя любительского хора, которая под боевым псевдонимом "Горянка" встает на борьбу с тяжелой промышленностью Исландии и одновременно пытается удочерить ребенка из Украины.
Рассказывая историю "женщины на войне", регулярно устраивающей аварии местных систем энергообеспечения, автор тонко сопрягает реализм, и даже определенный натурализм, и художественную искусственность. Натурализм проявляет себя в сценах диверсий, которые устраивает героиня, и сценах ее тяжелого бега от полицейских и спецслужб по живописной исландской местности. Искусственность отсылает к самим истокам кино — движущегося изображения, понятного без слов, но, на всякий случай, дополненного живой музыкой, комментирующей происходящее на экране.
Во время показов немого кино музыка звучала рядом со зрителями — в зале. В "Женщине на войне" "таперы" находят место в самом кадре, рядом с главной героиней. И из мимолетного курьеза превращаются в полновесных действующих лиц истории. Они являются "звучными" свидетелями происходящих событий, предваряя, раскрывая и комментируя их для публики, и, в то же время, — своеобразными порождениями эмоций героини, зависящими от нее. Так новость, что ее ждет 4-летняя девочка из Дружковки, вплетает в звуковое пространство фольклорные украинские мотивы.
Неприятному техницизму (и политике и глобальной экономике, как его проявлениям) авторы фильма противопоставляют человеческие отношения, основанные на родственных связях. И "кровное" взаимодействие (кровь играет в "Женщине на войне" важную роль) становится одним из предметов теплой иронии Бенедикта Эрлингссона. Героине помогают сестра (образ весьма необычен, больше говорить не следует, чтобы сохранить интригу) и "возможный" кузен (ее дедушка был неистов в любви, донжуанствуя в окрестных селах, так что родство более чем вероятно, но официально не подтверждено).
Украина тоже представлена на экране двояко — и техническими, и родовыми проявлениями. Пусть и совсем чуть-чуть ("a little bit", как говорит сотрудница неуютного детского дома в исполнении Елены Лавренюк, характеризуя свое знание английского языка).
А финальная сцена, заливающая все водой, — пожалуй, наиболее загадочный из ее эпизодов, открывающий ларец множественных интерпретаций.
Картина заслуживает широкого зрительского внимания и внимательного позитивного обсуждения. И стоит надеяться, получит и то, и другое. "Женщина на войне" выходит в украинский прокат совсем скоро — уже 16 августа. Дистрибьютор — "Артхаус Трафик".
Тизер к музыкальной теме
Сергей Васильев для delo.ua