НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Зачем в Украине получать бизнес-образование?

Стоит ли в Украине получать бизнес-образование? Что это дает с практической точки зрения и как отражается на личных качествах? Этим вопросом задается не один топ-менеджер, решив получить MBA. "Дело" выяснило, находят ли они ответ

Что же сегодня представляет собой рынок бизнес-образования в Украине? В настоящее время в стране функционируют порядка десяти бизнес-школ, предоставляющих возможность обучения по программам МВА. Из них только одна программа является международно признанной и преподается полностью на английском языке командой зарубежных преподавателей — программа ЕМВА Университета Шеффилда (The University of Sheffield). "Рынок бизнес-образования Украины находится еще на стадии развития, постепенного перехода к международным стандартам и методикам преподавания", — рассказывает Василий Бужак, региональный менеджер Университета Шеффилда в Украине.


Что оценивать при выборе школы?
Прежде чем поступать на программу, кандидату стоит обратить внимание на ее концепцию, контент, учебный план, преподавателей, узнать методику и сопоставить это со своими потребностями, целями, ожидаемыми результатами. По словам Василия Бужака, с практической точки зрения обучение на программах МВА должно предоставлять студентам три основные ценности. Первая из них — это навыки, которые включают в себя функциональные "твердые" ("hard skills") и "мягкие" навыки ("soft skills"). Вторая — это нетворкинг, т.е. приобщение к сети студентов, выпускников, профессиональных сообществ, что позволяет приобретать полезные контакты для построения карьеры, самосовершенствования, развития бизнеса. И третья — это бренд, основанный на репутации и имидже бизнес-школы, который дает определенные привилегии и признание студенту. Если все эти три обещанные ценности реализуются на высоком уровне, тогда обучение на программе принесет высокую практическую выгоду и ценность.


Остаться в Украине или поехать за границу?
Получение бизнес-образования за границей — это вопрос выбора бизнес-школы, а не страны. Исторически сложилось, что большинство признанных и аккредитованных программ находятся в Западной Европе и Америке. Это гарантирует высокое качество образования, соблюдение академических и профессиональных стандартов, международное признание. Украинские бизнес-школы, к сожалению, не фигурируют в признанных международных рейтингах, поэтому их дипломы для международной компании-работодателя "понятны" намного меньше, чем дипломы французских, немецких или польских выпускников бизнес-школ. Кроме того, надо понимать, что в современном мире, в котором активно идут процессы интернационализации бизнеса, получать МВА желательно на международном языке бизнеса — т.е. английском. Это является дополнительной ценностью и преимуществом.


Что необходимо сделать для того, чтобы бизнес-образование в Украине стало качественным?
Для того чтобы повысить качество украинского бизнес-образования, необходимо обеспечивать соответствие программ профессиональным и академическим международным стандартам, приближать их к требованиям аккредитационных организаций (AACSB, AMBA, EQUIS), профессиональных сообществ, внедрять инновационные методики преподавания.
Этот вопрос касается и конкуренции на рынке. Участники должны делать рынок понятным и прозрачным для потенциального клиента, не заниматься профанацией качества. Тогда программы бизнес-школ будут способствовать изменению студентов, вооружая их новыми инструментами и качествами, повышая их привлекательность в глазах серьезных работодателей.

Мы задали нескольким топ-менеджерам, получившим MBA, вопрос — что их к этому подвигло.
1. Что Вас мотивировало получить МВА-образование?
2. Почему Вы выбрали программу Университета Шеффилда?
3. Какие ожидания оправдались, а что хотелось бы изменить?
4. Помогли ли полученные знания в карьере?
5. Что изменилось в восприятии себя в бизнесе и бизнеса в себе?

Роман Приходько, генеральный директор ООО "Фарма Старт"

1. На то было несколько причин. Во-первых, необходимо развитие, т.к. оно расширяет кругозор. Также MBA дает возможность черпать практику из других сфер деятельности компании — если раньше я знал много только о финансах, то сейчас это и HR, и логистика, и пр. Плюс это дает реальное повышение собственной стоимости на рынке как специалиста. Кроме того, я получил значительные бонусы в качестве повышения знаний английского языка и, конечно, отличный нетворкинг с коллегами из других сфер экономики.
2. Кроме уже перечисленных причин, важную роль сыграл тайминг — расписание занятий в данной программе минимально отвлекает от непосредственной работы.
3. Мои ожидания оправдало все. Программа хорошо организована. Здесь преподаватели больше выступают в роли консультантов.
4. Определенно. К примеру, мы уже ввели несколько новшеств в HR, в логистике. Мы убедились в том, что ранее принятые решения, до которых мы дошли сами методом проб и ошибок, оказались правильными. Также улучшились показатели компании.
5. MBA дал возможность разложить все по полочкам, систематизировать знания. И когда ты понимаешь, что тебе нужно еще и личной жизни время уделять, ты начинаешь учиться больше делегировать.

Андрей Гаврук, генеральный директор, Sunlight Ukraine S.r.l.

1. Моими основными мотивами были систематизация имеющихся знаний и опыта, получение знаний и навыков использования новых методов ведения бизнеса, заполнение пробелов в некоторых сферах бизнеса и знакомство с новыми интересными людьми.
2.  Выбирал среди международных университетов, представленных в Украине. Международное признание диплома, 100%-ный иностранный состав преподавателей (я недостаточно доверяю местным лекторам), преподаватели как академики, так и практики из международных компаний.
3. Пока оправдались все ожидания: знания, полученные мной, 100%-но применимы на практике и позволяют существенно улучшить деятельность компании. Уровень знаний достаточно высок, чтобы хорошо понимать ту или иную сферу бизнеса. Способ передачи знаний и опыта стимулирует к критической оценке существующих процессов в компании, в результате появляются новые идеи по управлению бизнесом.
4. Сейчас не осталось ни одной сферы деятельности компании, которая была бы для меня загадкой. Все стало просто и понятно. Знания, полученные после 1-го года обучения, позволяют мне вести диалог на одном языке со всеми группами влияния в компании (акционерами, финансистами, производством и т.д.).
5. В бизнесе все очень просто: есть определенные причинно-следственные связи. И чтобы получить необходимый результат, нужно модернизировать специфический набор причин. Именно это понимание я получил в процессе обучения.


Ирина Рубис, генеральный директор Издательства "Экономика"


1. Бизнес-образование было одной из тем, на которых я специализировалась, будучи редактором в "Инвестгазете" с 2006 по 2010 годы. Я столько писала об МВА, интервьюировала слушателей и деканов программ, что просто не могла не испытать на себе, что это такое.
2. У меня был неудачный опыт старта получения бизнес-образования в локальной бизнес-школе. Было скучно и уныло. Insead, LBS или Сколково недоступны по нескольким причинам сразу. А решение 2-в-1 — и степень получить по доступной цене без отрыва от работы, и английский
усилить — показалось чем-то из серии "brand for someone like me".
3. Я знала, что будет сложно. Думала, что была к этому готова. Оказалось, что нет. Сейчас, получив "pass" по всем заданиям и начав писать диссертацию, с ужасом думаю об отсутствии выходных и праздников у тех, кто только начнет этот путь. Превзошли ожидания преподаватели, которые были постоянно на связи онлайн и отвечали на вопросы в течение 24 часов. Электронная библиотека — шикарная. Читала бы сутками. Что бы изменила? Формат контроля заданий бы разнообразила.
4. После окончания первого года я получила повышение. Возглавила Издательство "Экономика", в котором пять лет до этого работала сначала редактором в "Инвестгазете", а потом главредом в Marketing Media Rеview.
5. Проявил себя "helicopter view". Сформировались понимание и уверенность в действиях и стратегиях. Раньше все было по наитию.