Директор Kulczyk Holding S.A. в Украине: К "Укртелекому" еще нужно присмотреться

Польский миллиардер Ян Кульчик сделал первую инвестицию в украинскую экономику — приобрел компанию «Куб-Газ». Николай Пасько, директор представительства Kulczyk Holding S.A. в Украине, рассказал, какие бизнес-направления интересуют польского олигарха

Николай, расскажите, как для вашей компании прошел этот год? Что пришлось изменить в инвестиционных планах из-за кризиса?

Как и все, живем в кризисе. Но у меня такое впечатление, что кризис на нас повлиял не так сильно, как на другие компании. Ведь некоторые вообще исчезли с рынка. Так что год прошел скорее позитивно, чем негативно.

Относительно нашего офиса (в Украине. — «ДЕЛО»), то мы занимаемся несколькими проектами. Офису два года, и 2008-й мы завершали без проектов, потому что осенью прошлого года, когда начался кризис, мы отказались от завершения сделок. Этот год завершаем более удачно, поскольку имеем три проекта в работе: «Куб-Газ», ветровая энергетика и торговля электроэнергией.

Сделка по покупке «Куб-Газа»

Какова сумма сделки по покупке 70% компании «Куб-Газ»?

$45 млн.

По каким критериям отбирали активы для покупки?

Тяжело работать с правительством, подразумевается — с государственными компаниями. Поэтому нас интересовала частная компания с хорошим объемом запасов (в данном случае газа и конденсата). Также смотрели на состояние лицензии. Имеется в виду: в чьих руках, какая юридическая история этих лицензий, есть ли сложности с этими лицензиями. Это для того, чтобы избежать различных судебных разбирательств… Вы знаете, что правительство забрало 19 лицензий, и среди них лицензий «Куб-Газа» не было.

И какой там объем?

Четыре лицензии, несколько месторождений. Это Донецко-Днепровский бассейн. Запасов всех уровней доказанности и разведки — 22 млрд. куб. футов (620 млн. куб. м. — «ДЕЛО») газа и 122 тыс. баррелей (около 20 тыс. куб. м) конденсата.

А почему Азовско-Черноморский шельф вас не заинтересовал?

По тем лицензиям, которые есть у «Нафтогаза Украины» и у частных компаний на разработку нефтегазовых месторождений не на шельфе, хотя бы какая-то работа уже проводилась в прошлом. По этим месторождениям во времена СССР проводились изыскательные работы, там могут быть пробные скважины, оттуда идет газ или нефть.

По шельфу все несколько сложнее: запасы побольше, а первые попытки крупномасштабно осваивать шельф проводятся сейчас компанией Vanco. Посмотрим, что из этого выйдет. На сегодняшний день предполагается поделить шельф на 10-30 участков и небольшими лотами его осваивать. Не знаю, насколько это хорошая стратегия.

Откуда возьмутся $45 млн. на оплату сделки по покупке «Куб-Газа»?

Деньги на оплату сделки мы планируем взять из поступлений от размещения на IPO на Варшавской бирже. Если не пройдет IPO, у нас есть запасная стратегия.

А почему именно на Варшавской?

Ближе и удобнее. Конечно, планы немного передвигаем. Начинали переговоры, когда цена на нефть была $140, потом она упала до $30. Сейчас это около $70. Такие колебания, конечно же, влияют и на наши настроения, и на настроения на рынках.

Какие условия накладывались вашими партнерами по этой сделке (покупка «Куб-Газа»)?

Мы отвечаем за менеджмент, стратегию развития, организацию и обеспечение финансирования, правильный маркетинг компании и т.д. Все, что подразумевает владение 70%.

Планируете внедрять новые технологии?

Обычно в Украине добывают газ вертикально. Можно добывать и горизонтально. Сейчас изучаем, целесообразно ли производить горизонтальную выработку. Собираемся с канадскими и украинскими геологами и обсуждаем технологии.

Украина отстала по технологиям. Например, нужно развивать умение делать разведку, а на это в Украине деньги не выделяются. Вот и отстаем.

Проекты в Украине

Kulczyk Holding создал с Yara International и Libyan Investments Authority консорциум для приватизации Одесского припортового завода. Почему были выбраны такие партнеры в консорциум?

С Yara International мы обсуждали эту сделку довольно долго. Yara имеет некоторое отношение к созданию завода в Украине. Компания является лидером этого бизнеса в мире. Нам интересно это направление. Как вы понимаете, производство удобрений напрямую связано с газом. А у Libyan Investments Authority мощная финансовая позиция. Мы предложили им: есть вот такой интересный проект, вот его плюсы и минусы, давайте втроем объединимся.

Как распределялись доли в консорциуме?

В силу возможностей каждой компании. Большая часть финансирования ожидалась от Libyan Investments Authority. От Yara International — менеджмент, а от нашей компании — структурирование сделки. Но каждая из сторон должна была внести определенную сумму денег в проект.

Почему вы вышли из приватизационного процесса перед самым тендером? По чьей инициативе?

Ситуация была такая: «Возникла проблема — нужно собраться, обсудить». Все знают, что происходило вокруг этого тендера. В связи с тем, что у наших партнеров нет офисов в Украине, мы первыми предложили встретиться, а результат известен.

Вы намерены еще раз участвовать в приватизации ОПЗ?

Одесский припортовый имеет стратегическое положение и собственное производство. Благодаря этому он является маркетмейкером в мире, одним из якорей цены. Но мир нас не ждет. В ближайшие годы в регионах Ближнего Востока и Северной Африки будут вводиться новые мощности. Причем более крупные, чем ОПЗ. К тому же там будет и газ по стоимости гораздо ниже.

Мое понимание такое: еще 2-3 года — и выгодно приватизировать его не получится. Государству следует поскорее определиться, нужна ли приватизация ОПЗ. Если да, не стоит с этим медлить. В противном случае будет как с «Укртелекомом»…

Если в следующем году будет объявлена приватизация «Укртелекома», вы не будете участвовать в конкурсе?

Будут выставлять на продажу «Укртелеком» — конечно, посмотрим. Но привлекательность его уже очень снизилась. Ведь сейчас телекоммуникационный бизнес в мире не очень перспективен в силу того, что происходит конвергенция: телефонная связь, Интернет и телевидение . И куда наш «Укртелеком» с массой сотрудников, с нашими технологиями и с одной фиксированной связью, где они зарабатывают только на международных разговорах и продаже последней мили?

Мы занимались телекоммуникациями. В прошлом году мы продали польский телеком компании France Telecom. Но нам трудно находить для себя аргументы, что же делать в украинском телекоме.

Расскажите о проектах, которые ведете в Украине.

В прошлом году собирались поучаствовать в проекте строительства бизнес-центра в Киеве. Из-за кризиса пришлось отложить.

Но на самом деле задача киевского офиса — зайти бизнесом, который есть у владельца нашей компании, в Украину. У нас есть нефтегазовый бизнес, есть транспорт, недвижимость, энергетика. Наша задача — «продлить» все эти бизнесы сюда, в Украину.

В частности у нас есть компания, которая занимается электроэнергетикой. И с учетом этого мы смотрим на украинский рынок и в том числе на проекты по альтернативной энергетике. Поскольку наша компания много уделяет внимания окружающей среде — на Варшавской бирже мы были инициаторами внедрения индекса Respect, по которому определяют, как компания относится к окружающей среде.

То есть вы сейчас находитесь на стадии выбора объекта для покупки?

Можно купить, можно самим построить. Ведь эти проекты не такие уж массивные. И не всегда требуют локального партнера.

Ведете переговоры с какой-либо украинской компанией?

Мы постоянно ведем массу переговоров. Сейчас мы ведем переговоры с локальным партнером, чтобы вместе развивать ветряную энергетику.

У нас ветряную энергетику можно развивать в Карпатах, Крыму и на Азовском побережье. В горах неудобно — там нужно тянуть линии, что влияет на стоимость проекта. В Крыму есть свободные мощности на прием электричества (трансформаторы), но тоже нужны линии электропередачи. Поэтому мы, скорее всего, остановим свой выбор на прибрежной части Азова.

Этот рынок станет более привлекательным, когда начнется его либерализация и появятся договоры на прямые поставки электричества.

У Kulczyk Holding есть акции SAB Miller. Насколько может быть интересен  Яну Кульчику пивной бизнес в Украине?

Это хороший бизнес, и он долго будет работать. Но пивной рынок в Украине разделен между крупнейшими игроками, и осталась только «Оболонь».

Будете покупать, если собственники выставят «Оболонь» на продажу?

Возможно.

Аграрный сектор Украины, в отличие от пивного рынка, не настолько распределен между крупными игроками. Не планируете заняться сельскохозяйственным бизнесом?

В прошлом году нам удалось убедить правление в том, что нам следует зайти в этот бизнес. Мы работали с одним украинским партнером. Не скажу, что мы отказались от этого проекта, но сегодня не будем инвестировать в сельское хозяйство.

В нынешних условиях было решено сфокусироваться на наших основных направлениях бизнеса, где у нас есть собственная экспертиза. А агробизнес — совершенно новый для нас проект.

В какие сектора украинской экономики группа Kulczyk будет инвестировать в следующем году?

Реализуем сделку по «Куб-Газу», войдем в энергетический сектор. Если будет проводиться приватизация, то, возможно, будем участвовать в конкурсах.


Николай Пасько


Родился в 1962 году в Волынской области

 1994 год — окончил Институт международных отношений и права Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.

 1994-2004 годы — работал на менеджерских позициях в банках и инвесткомпаниях Украины и Великобритании, в НБУ.

 2005 год — замминистра труда и социальной политики.

 2005-2007 годы — советник Morgan Stanley.

 С 2007 года — директор представительства Kulczyk Holding S.A. в Украине.

Основные активы группы Kulczyk

Нефтегазовый сектор

 68% Kulczyk Oil Ventures, Канада (работает в Брунее, Сирии, Словении и Пакистане)

 39% Loon Energy Corp, Канада (Колумбия и Перу)

 13,2% Aurelian Oil & Gas. (Центральная Европа)

 7,46% Ophir Energy Plc. (Ближний Восток и Центральная Азия)

Электроэнергетика

 100% Polenergia (Польша) и 100% KIH Energy Trading GmbH (Европа)

Другие отрасли

 24,1% Autostrada Wielkopolska SA, 45% Autostrada Eksploatacja (строительство дорог)

 100% Kulczyk Real Estate Holding Sarl. (девелопмент)

 59% Pekaes S.A. (автомобильные грузоперевозки)

 49% Skoda Auto Polska S.A. (импорт автомобилей)

 100% Poch S.A. (химпром)

 3,8% SABMiller (пивоварение)