Мельниченко: АМКУ проверит цены на украинских НПЗ

И.о. председателя Антимонопольного комитета Александр Мельниченко сообщил, что в 2010 году его ведомство намерено провести масштабную проверку деятельности нефтеперерабатывающих заводов

Александр Иванович, Антимонопольный комитет активно боролся с повышением цен на бензин и дизтопливо весной и летом текущего года. Какие меры принимает АМКУ сегодня, учитывая, что нефтепродукты снова дорожают?

Прежде всего отмечу, что Комитет уделяет особое внимание рынку нефтепродуктов, считая его одним из основополагающих, фундаментальных. Ведь стоимость нефтепродуктов непосредственно влияет на ценообразование в других отраслях. И я не помню ни одной недели, чтобы в Комитете не состоялось или совещание, или обсуждение ситуации на этом рынке. Не проходит ни одного месяца, чтобы я не подписал то или иное поручение относительно проверки, исследования определенных вопросов его функционирования.

Сейчас в Украине расследуется 43 дела о нарушении конкурентного законодательства (сговоры, злоупотребление монопольным положением) на рынке нефтепродуктов. Много это или мало? На мой взгляд, цифра очень большая. В развитых европейских странах, насколько мне известно из общения с зарубежными коллегами, нарушений на рынке нефтепродуктов значительно меньше.

В чем, как вы считаете, причина?

Во-первых, за рубежом более высокий уровень культуры бизнеса. И, конечно, нет такой сложной экономической ситуации, как в Украине, и состояния политической конкуренции, которые, несомненно, влияют на ситуацию на этом рынке.

Что вы имеете в виду под понятием «политическая конкуренция»?

Не секрет, что сейчас идет предвыборная кампания. События последних недель свидетельствуют о том, что отдельные недобросовестные предприниматели, судя по всему, рассчитывают на то, что в этих условиях государство будет неспособно обеспечить защиту экономической конкуренции. Эти ожидания напрасны. Антимонопольный комитет готов принять подобные вызовы.

То есть кто-то провоцирует рост цен, чтобы насолить премьер-министру накануне выборов, а заодно и заработать на этом?

Поскольку я не политический эксперт, такие выводы выходят за пределы моих полномочий, хотя у меня есть собственное мнение по этому поводу. Но Комитет обязательно доведет до конца начатые расследования и о принятых решениях сообщит массовому потребителю.

Кстати, об итогах расследований. Так и не понятно, какое наказание понесли нефтетрейдеры за необоснованное повышение цен весной и летом.

Напомню, что в мае после вмешательства АМКУ стоимость бензина и дизтоплива была снижена. Потом, правда, произошло очередное повышение. Тогда мы оштрафовали ряд крымских компаний, а также компанию «Оптима-Трейд». А всего к ответственности было привлечено около 70 субъектов хозяйствования, которые оштрафованы на сумму более 4 млн. грн.

Интересно отношение АМКУ к «Оптиме-Трейд». С начала года Комитет уже дважды штрафовал эту компанию на значительные суммы: сначала 1 млн. грн., потом 0,5 млн. грн. В случае с другими заправщиками штрафы намного меньше…

Штрафная политика Комитета сводится к следующему: если участник рынка выполняет требования о приведении цен к экономически обоснованному уровню, мы не ставим перед собой цели оштрафовать это предприятие на какую-то большую сумму (закон позволяет Комитету накладывать штрафы на сумму до 10% годовой выручки). Мы не видим в этом экономического смысла. В АМКУ понимают, что любой штраф может быть очень болезненным для предприятия. Серьезные санкции к «Оптиме-Трейд» применялись потому, что это одна из немногих компаний, которая сказала Комитету: «Нет, мы не признаем нарушений и считаем свое поведение правильным».

Не думаете ли вы, что высокие штрафы необходимо применять ко всем без исключения нарушителям? Очевидно, тогда эффект от деятельности Комитета был бы намного заметнее.

Я считаю, что ситуацию на том или ином рынке нельзя исправить одними только штрафами. Поэтому мы внесли правительству целый ряд предложений, как сделать рынок нефтепродуктов более прогнозированным. В частности, мы поставили вопрос о создании стратегического резерва нефтепродуктов, что позволит интервенционными методами влиять на функционирование этого рынка.

Понятно, что Украина не может не зависеть от мировых цен на нефть. Ведь значительная часть нефти и нефтепродуктов импортируются в страну. Вместе с тем у нас есть своя высококачественная нефть. И все основания говорить о том, что за счет собственной переработки государство может влиять на ценообразование на рынке рыночными способами и сделать невозможными ценовые всплески.

Однако сейчас НПЗ практически не влияют на ценообразование на рынке. Наоборот, кажется, что при формировании цен отечественные производители ориентируются на стоимость импортных товаров. Занимался ли Комитет этим вопросом?

На самом деле цена на нефтепродукты производства украинских предприятий существенно влияет на формирование цен на внутреннем рынке. Мы обратили на это внимание Экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго. Мы планируем, что в 2010 году должны осуществить проверки собственных нефтеперерабатывающих заводов и глубоко проанализировать их деятельность, в частности, в сфере ценообразования и договорной деятельности. Там  есть, что посмотреть.

Как вы считаете, есть ли необходимость в возобновлении расчетов ценовых коридоров на светлые нефтепродукты, которые раньше утверждала Экспертно-аналитическая группа при Минтопэнерго?

Антимонопольный комитет не возражает против существования и деятельности Экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго. Важно, насколько функционирование этой площадки будет эффективным для определения ценового коридора. Известно, что в основу формирования цены на бензин положены данные Platts. В этой связи мы вмести с нашими зарубежными коллегами из антимонопольных ведомств договорились провести исследование деятельности Platts.

Во время недавнего скачка цен на нефтепродукты Мин-экономики выступило с инициативой о введении госрегулирования в данном секторе. Допускаете ли вы такую возможность?

В отдельных случаях госрегулирование может вводиться. Однако такая мера должна внедряться на четко определенный период времени. И обязательно должны быть объяснены причины, зачем в данном случае понадобилось вмешательство государства. Хотя я уверен: в любой ситуации государство может найти тысячу и один рыночный способ влияния на любой товарный рынок.

В июне текущего года вы сообщили, что АМКУ начал исследование деятельности группы «Приват» на рынке бензина и дизтоплива. Уже есть какие-то результаты?

Это исследование является очень сложным с точки зрения сбора и анализа информации об участниках рынка. Но я планирую в ближайшее время огласить первые результаты этого исследовании.

Будут возбуждены какие-то дела?

Я этого не исключаю.

То есть Комитет согласен с тем, что «Приват» ведет недобросовестную конкуренцию?

Пока мы не установим юридические факты, не докажем их в установленном порядке — такие выводы делать преждевременно.

А вы можете уже сейчас признать, что «Укрнафта», подконтрольная тому же «Привату», продает нефть на аукционах по заниженной цене?

Вопрос исследуется Комитетом, и в связи с этим мы внесли свои предложения Кабинету Министров.

В октябре стоимость сжиженного газа на аукционах резко выросла. Какие действия предпринимал Комитет в связи с этим?

Действительно, до октября на рынке сжиженного газа была стабильная ситуация. И вдруг его стоимость на аукционах выросла на 72% — до 8 тыс. грн. за тонну. Притом что в этот же период мировые цены выросли всего-навсего на 12%. Исходя из этого, в пересчете на нашу национальную валюту стоимость сжиженного газа должна была бы составлять не выше 5,3 тыс. за тонну.

На наш взгляд, такое резкое повышение стоимости сжиженного газа в Украине было необъективным. Поэтому 12 ноября мы возбудили дело по данному факту. В этом деле фигурируют такие компании, как «Укрнафта», «Нафтогаз Украины», «Укргазвыдобування», «Нафтохімік Прикарпаття», НПК «Галичина», «ТНК-ВР», «Линик», «Укртатнафта». Это семь компаний, которые являются крупнейшими оптовыми поставщиками сжиженного газа.

В то же время еще в десяти случаях на территории Украины расследуются правонарушения со стороны розничных сетей.

Цены на сжиженный газ уже пошли вниз…

Нужно сказать, что сразу после возбуждения дела я публично обратился к крупным игрокам рынка с требованием немедленно снизить цены. Я отметил, что если это требование Комитета будет выполнено, АМКУ учтет поведение компаний при принятии решения о мере их ответственности. Хочу надеяться, что рынок отреагировал на данное обращение. Буквально на следующий день по всей территории Украины началось снижение цен на сжиженный газ. Сегодня мы видим совсем другую ситуацию на рынке, чем была еще неделю назад.

В апреле текущего года АМКУ оштрафовал на большие суммы нефтетрейдеров, которые реализуют авиатопливо в аэропорту «Борисполь». В частности, Комитет обязал компанию «Кребо» уплатить 125 млн. грн., «Укртатнафту» — 110 млн. грн., «Лук-Авиа Ойл» — 20 млн. грн. Сейчас эти участники рынка оспаривают решение АМКУ в суде. Как вы думаете, дойдет ли данное дело до уплаты штрафов?

20 октября Киевский апелляционный хозяйственный суд оставил без изменений решение о привлечении к ответственности реализаторов авиатоплива. То есть два судебных звена мы уже прошли, оба в пользу Комитета. И я на все сто процентов уверен в правоте Антимонопольного комитета Украины, решения которого должны быть выполнены.


Александр Мельниченко


Родился 11 октября 1951 года в Киеве.

Окончил юридический факультет Киевского госуниверситета им. Тараса Шевченко.

1981-1987 годы — судья Жовтневого районного суда Киева.

1987-1993 годы — судья Киевского городского суда.

С 1993 года — заместитель, а с августа 2001-го — первый заместитель председателя АМКУ.

С 3 октября 2008 года — и.о. председателя АМКУ.