Предправления «Креатив групп»: Для пищевой промышленности будем перерабатывать сою без ГМО

Юрий Давыдов, председатель правления «Креатив групп», рассказал «ДЕЛУ», что ожидает в этом году несколько крупных сделок купли-продажи на масложировом рынке

Юрий Давыдов, председатель правления «Креатив групп», рассказал «ДЕЛУ», что ожидает в этом году несколько крупных сделок купли-продажи на масложировом рынке Юрий Григорьевич, расскажите, как «Креатив групп» (занимается переработкой масличных) пришла к решению построить завод по глубокой переработке сои?

Открыть собственное производство решили, потому что, с одной стороны, значительная часть соевого шрота в Украину и Россию импортируется. С другой — та соя, которая выращивается в Украине, активно вывозится за рубеж. Мы понимаем, что есть хорошие перспективы развития этого сегмента, ведь мы можем производить импортозамещающий продукт.   

Что за продукция будет производиться на новом предприятии?

В основном мы будем производить кормовой высокопротеиновый соевый шрот и соевое масло. Также планируем наладить производство соевых концентратов, изолятов, соевой муки. В Украине всего несколько предприятий производят кормовой соевый шрот. Этих объемов производства явно недостаточно.

Кого из отечественных переработчиков сои вы могли бы выделить?

Производством кормов на основе сои занимается компания «Каховка Пром-Агро», у которой есть схожие мощности по переработке сои в Херсонской области. Также есть несколько компаний, которые перерабатывают соевые бобы параллельно с другими масличными культурами. Тут стоит выделить Пологовский МЭЗ.

Мощности нового предприятия?

На нашем заводе установлены две линии. Одна — мощностью 500 тонн в сутки — будет производить кормовой шрот. Вторая — 250 тонн в сутки — может производить как кормовой шрот, так и соевые продукты для мясной промышленности.

Соевые продукты для пищевой промышленности будут реализовываться в Украине или есть планы их экспортировать? 

Мы планируем 50% всей производимой на заводе продукции продавать в Украине, 50% экспортировать в Россию и Беларусь. Главными потребителями этой продукции являются мясоперерабатывающие предприятия.

Легко ли в Украине закупить сою для переработки?

К сожалению, есть проблемы. Когда мы еще только планировали строительство завода по переработке сои, то предполагали, что производство сырья в Украине будет расти. Этого не произошло. В Украине сои выращивается не более 1 млн. тонн в год, из которых 50% потребляется в Украине, 50% экспортируется.

Как ваша компания будет решать вопросы обеспечения сырьем нового производства?

Мы будем стараться купить максимальное количество сои в Украине в тот период, когда она есть на рынке. Потом будем закупать импортное сырье — из тех же Бразилии или США (основные мировые страны-производители соевых бобов).

Как готовитесь к закупкам украинской сои нового урожая (с сентября)?

Производители сои — это те же аграрии, у которых мы закупаем другие масличные культуры — подсолнечник, рапс. Поскольку мы долго занимаемся переработкой масличных, то у нас есть собственные элеваторы для их хранения.

Вы утверждаете, что продукты глубокой переработки сои будут производиться без генно-модифицированных организмов. Тем не менее 80% всей выращенной в Украине сои содержит ГМО.

К сожалению, не только в Украине, но и во всем мире более 80% сои содержит ГМО. Наш завод поделен на 2 линии. Одна линия (по производству соевых концентратов) будет работать на сое без ГМО. Вторая линия будет работать на любом продукте, в том числе и с содержанием ГМО. Все, что будет идти в пищевую промышленность, — это не содержащая ГМО соя. Проверяться на содержание ГМО сырье  будет в лаборатории на заводе.

Уточните, сколько инвестировано в этот проект?

Около $39 млн. Этот завод — наш совместный проект совместно с российскими партнерами. У нас в собственности 51%, у них — 49%. Что касается нашей части инвестиций (около $20 млн.), то там есть часть заемных средств и часть привлеченных в результате размещения наших акций на бирже. Соотношение примерно 50 на 50.

Как ваши акции торгуются на Франкфуртской бирже?

Очень слабо. Торгов практически нет. Вообще когда мы делали частное размещение (private placement), это был технический листинг. У фондов, которые хотели инвестировать деньги в нашу компанию, были ограничения. Они могли инвестировать деньги только в листингованные ценные бумаги.

Насколько подешевели ваши акции?

Цена акций очень сильно упала. Эта тенденция касается всех украинских эмитентов. Акции украинских компаний понизились в 5-6 раз. Наши снизились где-то в 8 раз. Однако продавать их никто не спешит, ведь собственники понимают, что реальная стоимость наших акций на порядок выше.

Такое снижение болезненно для компании, ведь оно означает снижение капитализации?

Это для компании практически ничего не означает. Это было частное размещение акций, а не IPO, поэтому капитализация компании сильного действия на нашу деятельность не оказывает.

В начале месяца компания, помимо соевого завода, ввела в эксплуатацию еще один маслоэкстракционный завод (МЭЗ). Объем инвестиций в этот завод составлял  320 млн. грн. Кредиты привлекали?

Часть средств — собственная, часть — заемная.

Вы в том числе заняли у Ощадбанка.

Да, для завершения проекта у нас не хватало порядка $3 млн., которые мы и привлекли через госбанк. За время реализации проекта компания очень сильно выросла, объем продаж увеличился в 2,5 раза. Соответственно, выросли потребности в оборотном капитале.

Когда новый МЭЗ заработает на полную мощность?

Думаю, что к концу июля.

А когда на полную мощность начнет работать завод по переработке сои?

Тут все зависит от наличия самой сои. На данный момент это производство практически не работает — нет сырья. Вся соя, которая у нас была, уже переработана. Завод начнет полноценно работать в сентябре. До конца года мы планируем выйти на 750 тонн в сутки. Это предельные мощности этого предприятия.

Когда все ваши заводы выйдут на полную мощность, они будут перерабатывать более 2 тыс. тонн масличных в сутки. Не опасаетесь ли дефицита сырья, в первую очередь подсолнечника?

Дефицита подсолнечника пока не ожидаем. В этом году был баланс между объемом семян подсолнечника и мощностями по переработке. А вот если мощности по переработке масличных в Украине будут расти теми же темпами, что и в последние годы, то уже в следующем сезоне дефицит подсолнечника составит 1-1,5 млн. тонн.  По нашим прогнозам, в этом году будет собрано около 5,5 млн. тонн подсолнечника, 1 млн. тонн рапса и немногим меньше миллиона тонн сои.

Сколько своей продукции продаете на внутреннем рынке и сколько экспортируете?

На данный момент около 60-65% продаем в Украине и 35-40% экспортируем. Но это без учета новых мощностей. В следующем году мы планируем выйти на показатель 40% на 60%. Экспорт планируем увеличивать за счет роста поставок нерафинированного масла.

Есть ли планы самостоятельно выращивать масличные?

Это ближайшая перспектива, однако не в этом году. Может быть, активно займемся сельским хозяйством уже со следующего года. Задача этого года — вывести на проектные мощности построенные предприятия. Мы заинтересованы в выращивании сои, рапса и подсолнечника. У нас сейчас в аренде около 10 тыс. га земли. В планах увеличить площади до 100 тыс. га. Это реально сделать за 2-3 года.

Более половины произведенной продукции вы продаете на внутреннем рынке.  Сказалось ли на работе компании снижение покупательной способности населения?

До последнего времени мы вообще не ощущали на себе снижения покупательной способности. Колебание спроса на готовую продукцию есть, однако оно носит сезонный характер. В начале лета падает спрос на жиры, а увеличивается спрос на бутилированное масло.

То есть прибегать к антикризисным мерам не пришлось?

Практически нет. Единственное, что сделали, это постарались по-максимуму снизить использование при производстве дорогих жиров. К примеру, заменили пальмовое масло, которое значительно подорожало из-за роста курса доллара, на подсолнечное. 

Отказалась ли компания из-за кризиса от реализации каких-то проектов?

Скорее нет. Мы начали реализацию проектов по строительству двух заводов еще до кризиса довели их конца. Была у нас задумка построить завод в Грузии. Эта идея пока остается на уровне планов.

Как вы считаете, стоит ли ожидать сделок купли-продажи на отечественном масложировом рынке?

Думаю, что в ближайшее время мы увидим много сделок купли-продажи на этом рынке. Крупные международные игроки сейчас активно присматриваются к Украине, в том числе к маслопереработке. Такие международные компании, как ADM, Cargill, активно интересуются украинскими активами. Есть заинтересованность в покупке украинских компаний со стороны арабских стран, а также стран Юго-Восточной Азии. Думаю, что до конца года на этом рынке будет несколько сделок.

А ваша компания не рассматривает вариант продажи всего бизнеса либо его части?

Такую возможность мы не исключаем.    

Читайте также: Бизнес на экспорте сои