Радары в Чехии направлены только против России

Милош Земан, бывший Премьер-Министр Чехии, уверен, что Украина и Россия в течение 20 лет станут членами Евросоюза. Их объединит не только экономическая выгода, но и общий враг — исламский фундаментализм

Земан, бывший Премьер-Министр Чехии, уверен, что Украина и Россия в течение 20 лет станут членами Евросоюза. Их объединит не только экономическая выгода, но и общий враг — исламский фундаментализм.

Украина разделилась в вопросе присоединения к НАТО. По-вашему, следует выносить эту проблему на референдум?

Требование организовать референдум я считаю полностью легитимным. В свое время в Венгрии его провели, и 80% населения высказалось за вступление. Поэтому опасения я считаю лишними.

Но когда в марте 1999 года Чехия вступала в НАТО и вы были ее премьером, референдум не проводился.

У нас тогда не было закона о референдуме. И, скорее всего, парламент бы его не принял, поэтому правительство и не предлагало такой закон. Но я этого не боялся и верил, что наш результат будет похож на венгерский.

Почему Чешская Республика решила вступить в НАТО?

Прежде всего из-за того, что Альянс представляет надежную систему безопасности и защиты. В первую очередь от международного терроризма.

Но при этом каждый член Альянса принимает на себя определенные обязательства.

Конечно. Поэтому я поддерживал такие действия, как участие наших солдат в военных операциях в Афганистане. С врагом лучше воевать вне границ, чем внутри. Если бы мы не поддерживали борьбу с терроризмом, то в Праге могло бы случиться то же самое, что случилось, например, в Мадриде или Лондоне — атаки террористов.

В Украине многие опасаются того, что вступление в НАТО разрушит оборонно-промышленный комплекс.

Советская военная промышленность была в мире одной из самых развитых. Можно вспомнить, например, те же советские самолеты МиГ-29 из Германской Демократической Республики, которые использовались в странах НАТО. Уверен, что для украинской оборонной промышленности будет несложно получить новые заказы. Тем более сейчас, когда в мире проходит новый раунд перевооружения. Для военной промышленности любой страны это шанс.

Чешской оборонной промышленности легко было найти новые рынки в НАТО?

Нельзя сравнивать, наша военная промышленность была отсталой по сравнению с советской. Самое современное производство было только в СССР. У нас же львиная доля военных предприятий вообще находилась на территории нынешней Словакии — например, производство танков для Варшавского договора. В Чехии осталось производство легкого оружия для пехоты и спортивной стрельбы. Но это заказы не для НАТО, а прежде всего для стран Евросоюза, рынки которого открылись для нас после вступления в Альянс.

Почему Чехия в свое время не выбрала нейтралитет? О нем говорили как в 1968-м, так и в 1989 году.

Нейтралитет — самый дорогой способ обеспечить свою безопасность. Он опустошает госказну, по сравнению с теми расходами, которые несет на военные нужды член любого альянса. Потому что в нейтральном государстве вы обязаны самостоятельно обеспечивать свою безопасность. Швейцария и Австрия могли позволить себе эту роскошь, поскольку они экономически богаты. В наше время нейтралитет является пережитком. Ведь кроме признания нейтралитета надо, чтобы другие страны его уважали. А история помнит много обратных примеров.

Ряд украинских политиков опасаются, что Россия будет принимать жесткие меры, если Украина вступит в НАТО.

Эти вопросы надо решать договоренностью, без конфронтации. С другой стороны, нужно укреплять отношения НАТО и ЕС с Россией. Что сейчас, кстати, и происходит. Я убежден, что в недалеком будущем Европа соединится на просторах от Атлантики до Тихого океана. Ведь экономики взаимно дополняются. Россия является поставщиком энергоресурсов, от которых зависит Европа. С другой стороны, Россия позарез нуждается в новых технологиях. Евросоюз — экономический гигант, но в военных делах — карлик. Россия, наоборот, военный гигант, но экономический карлик. В конце концов, я хочу вернуться к тому, что, по моему мнению, нам больше всего грозит в XXI веке. Это конфликт евро-азиатской цивилизации,  включая русскую и украинскую, с международным терроризмом. Было бы большой глупостью допускать спор между будущими союзниками. Фобия относительно России ничем не оправдана. Наоборот, Москва является серьезным союзником в борьбе против терроризма. Было бы ошибочно опускать новый железный занавес и возобновлять холодную войну.

По-вашему, Чехии нужна американская база с радаром на ее территории?

Мое отношение к радару крайне негативное по двум причинам. Радар направлен — хотя об этом открыто не говорится — против России, и я не вижу логики дразнить будущего союзника. Кроме того, я считаю, что вместо радара, который должен нас защищать от иранских ракет, следовало бы напасть предварительно на иранские ракетные базы. Пассивная оборона никогда не оправдывала себя. Я всегда был сторонником активной, а не пассивной обороны. Если бы в 1936 году французы и британцы напали на Германию, когда Гитлер захватил Рейнскую область, они бы разгромили его и Второй мировой войны не было. Ко всему прочему, противоракетная оборона еще никогда себя не оправдывала.

Американцы пытаются ее внедрить почти 20 лет.

Да. Но возьмите все пробные испытания. Средства противоракетной обороны точно фиксируют летящую ракету и устанавливают ее четкую траекторию лишь в половине случаев. При этом нужно учитывать, что во время испытаний не используются фальшивые ракеты, как это было бы при настоящем нападении. Радары — это хороший заработок для определенных военных концернов.

Еще один аргумент украинских противников НАТО:  вступление в Альянс — это потеря своего суверенитета.

Если вы являетесь членом любой международной организации, тогда, вы должны принимать на себя определенные обязательства. Но существует паритет: снижение степени самостоятельности восполняется определенными выгодами. Что касается НАТО, то здесь всегда серьезные вопросы решаются единогласно, при этом у каждого члена организации есть право вето.

В украинской внешней политике существует явное разделение на прозападную и пророссийскую ориентацию. В свою очередь, прозападная делится на проевропейскую и проамериканскую. Какое направление, по-вашему, больше подходит для Украины?

Когда-то я высказал долгосрочный прогноз, что Россия в течение 20 лет будет членом Евросоюза. Не забывайте, что сейчас Евросоюз строит свой самостоятельный столп безопасности, включая и военные силы, и отряды быстрого реагирования. В этом смысле нужно понимать: то, что необходимо Украине и ее военной промышленности при вступлении в НАТО, будет актуальным и при вступлении в Евросоюз.