Мнение: В новый год — без хлама!

Каждый раз, разгребая завалы на рабочем столе, натыкаешься на какие-то странные штуки: прозрачные шарики, назначение которых вызывает вопросы, подставки сомнительной функциональности, коробочки с совершенно удивительными вещами внутри

А еще - завалявшийся диск с песнями непонятно кого, 25 блокнотов, 40 ручек и совершенно необъяснимое количество календарей. Такая же ситуация и у моих коллег. Это так называемые корпоративные подарки! Время от времени мы перебираем все это, перекладываем, выбрасываем, возмущаясь, кто может производить такое количество бесполезных вещей, и удивляясь, кто выбирает «это» в качестве подарков. Обратите внимание: всю эту, простите, ерунду дарят клиентам в надежде добиться пресловутой лояльности, которая должна привести (выберите из списка) к росту продаж, увеличению скидок, завязыванию отношений, отсрочкам платежей и т.п.

Послушайте друзья — ну, не нужно этого! Более чем уверена, что добрая часть ваших клиентов будут вам очень благодарны и постараются проявить максимум лояльности к вашей компании, если вы не будете заваливать офисные столы этим хламом, не имеющим ни практической, ни эстетической ценности.

Я, конечно же, не говорю сейчас об индивидуальных подарках VIP-клиентам, руководителям компаний-партнеров и т.п. Это другая категория, их выбирают с особой тщательностью, с учетом высокого статуса, согласно правилам бизнес-этикета. Хотя бывают и такие потешные ситуации, как в фильме «Служебный роман», любимом с детства многими. Помните, активистка Шурочка выбрала в подарок юбиляру чудовищную лошадь с крыльями, которая чуть не придавила несчастного Новосельцева, когда они ее предусмотрительно прятали, чтобы «юбиляр не обрадовался раньше времени». Можете себе представить, как был шокирован именинник этим монументальным изделием, которое и домой дотащить тяжело, и разместить где-то нужно.

Моей знакомой ее деловые партнеры на 35-летие подарили полутораметровую керамическую собаку. Стоит наверняка совершенно неприличных денег, потому как выбирали для ключевого клиента, но большей безвкусицы придумать трудно. Так что не в стоимости подарка и не в его объемах, как говорится, счастье.

Думаю, что при всем разнообразии ассортимента человеку, заботящемуся об имидже компании, необходимо выбрать подарок, который нес бы какую-то идею, формировал образ компании, ее отношение к партнерам. Чем вам в этом поможет унылый фарфоровый Дед Мороз, который станет седьмым дедом, подаренным к 2010 году менеджеру компании-партнера? А он, менеджер, получая его, будет вымученно улыбаться, пытаясь прикрыть батарею аналогичных дедов, и изображать радость, потому что зачем же обижать человека, ведь пришел же поздравить, что-то хорошее хотел сделать. Знакомая ситуация? Недаром сведущие маркетологи считают, что корпоративные подарки — одно из важнейших средств коммуникации. Так почему не использовать его с максимальным эффектом.

Наверняка кто-нибудь из вас вспомнит, как, отдыхая на пикнике с друзьями, обратил внимание на симпатичный плед со знакомым логотипом детских соков, на котором разместилась целая компания детишек. А многие в горах после бодрящего лыжного спуска, вдыхая морозный воздух и наслаждаясь чудесной панорамой карпатского зимнего великолепия, встряхнут крохотную флягу с хорошим коньяком и узнаваемым тиснением, скажем, сети отелей. А кто-то не уследил за прогнозом погоды и, возвращаясь с работы под проливным дождем, подумает: «Как все-таки здорово, что «Селедкин корпорейшн» подарила мне зонт! Вот и пригодился». Или пусть это будет какая-то оригинальная вещь в виде забавной разноцветной пилы для нарезания торта — каждый раз на очередных именинах в отделе ваш подарок будет задействован и вас вспомнят с улыбкой.

Этикет дарения подарков, он же не просто так придуман. Делать подарки — это своего рода искусство. Подключите фантазию, юмор. Чем тщательнее вы подойдете к выбору презентов своим клиентам, тем скорее добьетесь заветной лояльности и позитивного имиджа. Потратьте чуть больше времени, чем обычно, когда разглядываете прайс и выбираете подарки. Пусть процесс выбора и дарения не будет формальностью. Пусть подарок доставит удовольствие и вам, и тому, кому вы его дарите, — и хороший праздник обеспечен.


Наталья ПАШУРА

бренд-менеджер издательства «Экономика»