НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Украинские IT-проекты в Health Care: сила в интеграции

Чем украинские разработчики способны удивить международный рынок Health Care? Об этом рассказали участники первого мероприятия из цикла "Стартап-нация: тренды и темы для ІТ-проектов в Украине и мире"
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В Украине есть IT-проекты, способные стать успешными на мировом рынке медицинских сервисов. При этом спрос на новые технологические решения в этой сфере будет только увеличиваться. Что необходимо для того, чтобы запустить успешный стартап в health care и какие IT решения уже сейчас интегрируются в систему здравоохранения? Об этом говорили участники первого форума из цикла "Стартап-нация: тренды и темы для ІТ-проектов в Украине и мире", организованного инвестиционной компанией Chernovetskyi Investment Group (CIG).

Владимир Кривко, управляющий партнер инвестиционной компании CIG:

"Мы начинаем цикл мероприятий, который посвящен тому, как же развиваются разные IT-проекты в мире в отдельных сегментах бизнеса. На этой площадке мы будем делиться опытом, как создать и развить что-то интересное в проектах с бизнес или социальной составляющих. Показать, как новые технологии позволяют людям находить и получать помощь, синтезировать новые навыки и знания.

Сегодня мы начнем с медицины, позже поговорим о темах, связанных с Foodtech, дронами и другими направлениями. Участники расскажут, каких они смогли достичь высот и что для этого делали.

Уверяю вас, за всем стоит тяжелый труд, но никакого мифического секрета нет. Чем больше мы ездим по миру и смотрим проекты в той же Кремниевой долине или Китае, тем больше убеждаемся — все такие же, как мы. Просто кто-то более, а кто-то менее усердно работает. Любой украинский проект имеет все возможности стать международным и успешным. Благодаря доступу к технологиям и их стремительному развития, возможностей для этого стало еще больше.

Есть очень много талантливых людей, которые не общаются друг с другом. Как только они собираются вместе, две хорошие идеи превращаются в гениальный или великий проект. Как и любой бизнес, бизнес в IT строится на отношениях, на связях, на обмене мнениями. И в этом сила любого проекта.

Желаю успеха украинским health care проектам и всем проектам с украинскими корнями. Не стесняйтесь. У всех вас есть возможности построить большую компанию. Думаю, что очень скоро мы сможем гордиться многими из вас".

Александр Краковецкий, CEO/Co-Founder DevRain Solutions, CTO/Co-Founder ДонорUA:

"Нашему проекту ДонорUA скоро исполнится три года. Мы занимаемся вопросом реформирования сферы донорства крови в Украине и хотим построить сильную экосистему вокруг этой сферы. Нынешнее состояние сферы донорства можно охарактеризовать всего одной фразой — "все плохо". Среди основных проблем — отсутствие единого реестра доноров крови, огромные объемы утилизированной крови при постоянной нехватке доноров и низкая мотивация людей сдавать кровь на регулярной основе. Хотя полный список проблем гораздо шире.

На площадке ДонорUA мы объединяем реципиентов, доноров, центры крови, медицинские учреждения и бизнес. Сейчас у нас в системе зарегистрировались более 14 000 доноров, а помощь получили уже больше 1 000 реципиентов. Для некоторых городов мы сократили среднее время на поиск доноров с нескольких дней до нескольких часов. За последние полгода мы закрываем около 90% запросов, которые к нам приходят через сайт, горячую линию или социальные сети. А недавно запустили мобильные клиенты для iOS и Android.

Информационные технологии — ключевой компонент проекта ДонорUA. Внутри команды мы используем облачную подписку Microsoft Office 365, которая предоставляет доступ к более чем 20 сервисов, включая корпоративную почту, Skype для бизнеса, файлохранилище на OneDrive и другие полезные сервисы. Также мы используем мессенджер #Slack, собираем обратную связь через UserVoice, проверяем орфографию с помощью Grammarly, а рассылки делаем через SendGrid, развернутом в облаке Microsoft Azure. Все сервисы и сам сайт также хостятся на облачной платформе от Microsoft. Когда мы начинали разработку ДонорUA, процесс был построен на таблице в эксельке и периодическому обзвону доноров из этой эксельки. Понятно, что эффективность такого процесса была очень низкой.

Не смотря на то, что ДонорUA — социальный, по своей сути, сервис, все процессы и подходы у нас как в реальном бизнесе. А отсутствие заказчика позволяет нам много экспериментировать и искать действительно инновационные решения, используя современные технологии и инструменты. В частности, мы разработали ДонорUA.Бот — чатбот для популярных мессенджеров, который умеет отвечать на вопросы о противопоказаниях к донорству. Также через ДонорUA.Бот доноры могут получать нотификации о срочных поисках доноров крови, новостях и событиях.

Мы также используем систему мониторинга соцсетей YouScan, которая помогает в реальном времени искать запросы на поиск доноров крови в блогах, новостях, социальных сетях Facebook и Twitter.

На сегодняшний день ДонорUA развивается на средства основателей. Нам также сильно помогли МБО "Фонд Восточной Европы" и проект DOU.UA — поддержали нас материально. Зарабатывать планируем на партнерских проектах с социально ответственным бизнесом, в частности, за помощь в организации корпоративных дней донора и донорских акций. Опыта у нас уже много. Брать деньги с доноров и, тем более, с реципиентов, не хотим, поэтому сервис для них является абсолютно бесплатным. Также налаживаем отношения с медицинскими учреждениями и центрами крови. Видим их своими партнерами и клиентами.

Если говорить о планах на будущее, то мы работаем над возможностью автоматизированного рекрутинга потенциальных доноров крови через социальные сети и мессенджеры с использованием алгоритмов искусственного интеллекта и чатботов. За концепцию, представленную год назад в Стокгольме на Startup Weekend: Social Innovation мы получили первое место. Это лишний раз подтверждает, что украинские компании могут предложить много чего интересного не только здесь, в Украине, но и на глобальном рынке.

Жаль, правда, что отечественный рынок в целом, и healthcare сфера, в частности, являются очень консервативными, венчурный рынок находится в зачаточном состоянии, а общепринятые модели монетизации не приживаются по ряду причин. Количество успешных монетизированных социальных проектов — крайне мало.

Но, несмотря на все проблемы, мы будем продолжать развивать наш продукт, экспериментировать и реформировать сферу донорства в Украине".

Сергей Казанцев, СЕО DOC.UA:

"Мы в Doc.ua концентрируемся на первом звене в цепочке health care– на букинге пациентов, важной составляющей, которая помогает развивать всю отрасль. В эти процессы включается бесплатная помощь пользователям сервиса в поиске необходимых специалистов, в записи к нему на прием и последующему получению обратной связи о качестве предоставлении медицинских услуг.

В мире существует много сервисов записи пациентов. Каждый проект стоит обособленно. Они чем-то похожи, однако много отличий в зависимости от специфики рынка. Например, два проекта: ZocDoc из США и DocPlanner из Европы. Если посмотреть глобально на международный рынок букинга пациентов, то безусловным лидером является проект ZocDoc, основанный в 2007 году в США. Капитализация этого проекта $1,6 млрд, сотни миллионов долларов инвестиций потрачены на его развитие.

Особенность рынка США, в том, что там десятилетиями развивалась страховая медицина. Это очень дорогой рынок, который ежегодно растет и отличается темпом. Например, если пациент хочет записаться к врачу, его могут записать на прием через две недели или месяц. Поэтому и появляются такие проекты, которые становятся площадкой, где пациент может найти себе врача и записаться к нему. Эти сервисы аккумулируют большое количество лицензированных практикующих специалистов. И специалисты платят за присутствие на этом ресурсе.

Если смотреть на развитие рынка Европы на примере DocPlanner, специфика этого сервиса состоит в том, что он хочет быть представленным везде и мелькать как бренд на любой территории. Год назад DocPlanner объединился с Doctoralia и начал агрессивную экспансию в Южной Америке, в Австралии, на территории Западной Европы. DocPlanner выходил на территорию постсоветского пространства. В России выходил со своей моделью, с которой в результате не просуществовал и полгода, и был вынужден ее менять. Потому что рынок и потребности людей, которые пользуются этим сервисом, диктовали свои условия работы. Сейчас на рынке России лидером является сервис DocDoc, который недавно привлек $20 млн от Сбербанка.

У индийского проекта Practo своя специфика работы, связанная с тем рынком, на котором он работает. Помимо букинга пациентов он является производителем собственной системы, которая работает и как медицинская система, и как букинг пациентов.

В Украине до появления Doc.ua как такового правильного букинга пациентов не было. За 3,5 года нам удалось сделать многое. На сегодняшний день сайт посещает около миллиона пользователей в месяц. Если сравнивать уровень трафика и уровень рынка, это сопоставимо с международными лидерами рынка, которых я озвучил.

Рынок диктует свои правила. И украинский рынок тоже начал меняться. Сейчас медицинские системы пошли по пути интеграции, начали появляться облачные медицинские системы. Государственные клиники начали ставить медицинские системы и модули электронной регистратуры. Все это не только формирует медицинскую отрасль, но и создает околоотраслевую структуру, в том числе и для сервисов записи пациентов к специалистам.

Но остаются и проблемы. Я уже не говорю о низкой компьютеризации, существует недоверие к цифровому миру, к сервисам. Но если медицинская реформа состоится, мы способны предоставить в масштабах всей Украины современный и цивилизованный сервис букинга пациентов".

Алина Столыпина, СОО медицинской компании ilaya:

"На протяжении двух лет мы в компании реализуем собственную доработку CRM-системы, на развитие которой мы возлагаем надежды. До этого мы работали на медицинской информационной системе "Доктор Элекс". На протяжении всего периода работы системой мы вкладывали немалые ресурсы в ее доработки. Но пришли к выводу, что для того, чтобы система соответствовала требованиям рынка и выполняла все задачи пользователей, она должна постоянно обновляться и дорабатываться.

Поэтому мы начали проект с компанией Terrasoft — разработку CRM-системы для медицинского бизнеса на базе их продукта BPM online. Мы разрабатывали алгоритмы бизнес-процессов для обслуживания процесса лидогенерации, обработки и распределения лидов, записи на прием и сопровождения клиента до приема. Мы добавили такие необходимые для медицины элементы, как расписание, медкарты, диагнозы, и т.д. Мы сделали интеграцию с лабораторией Dila для оперативного обмена данными и обмена электронной информацией.

Мы считаем такую систему отлично применимой для государственного сектора, поскольку в связи с реформами государственные клиники должны выходить на уровень коммерческих клиник в сервисе. Такая система могла бы объединить более 40 миллионов пациентов в Украине, миллионы клиник, более 20 000 аптек в одну базу и значительно улучшить процесс обслуживания, обмена информацией и оперативного доступа к ней.

Наличие CRM превращает пациента, который стоит в очереди, в полноценного клиента, с которым можно работать как в любом другом бизнесе. Важно понимать, что CRM — широкий спектр общения с клиентом. В CRM-систему можно подключать данные из соцсетей, показатели гаджетов и других ресурсов, которые позволят знать больше о клиенте и его здоровье.

Нужно рассматривать запрос пациента — как лид. Не нужно терять возможность общения с пациентом. Обработка информации должна быть оперативной. Еще один наш технологичный вариант заботы о клиенте — мобильное приложение. Клиенты имеют постоянный доступ к своей медицинской карте, финансовой информации, могут пополнять баланс и просматривать счета. Также основная идея нашего мобильного приложения — постоянная связь с клиникой и доктором.

Кроме того, CRM позволяет строить health-планы, что приводит к созданию персонализированной медицины. Мы хотим, чтобы наши клиенты не приходили к нам с болезнью, а, находясь под контролем собственного доктора, проходили своевременную профилактику и были здоровы. В конце года по программе формируется сводный отчет, и человек видит данные об изменении показателей своего здоровья.

Главная проблема при разработке CRM в нашем случае состояла в сложности в коммуникации между нами (заказчиками) и исполнителями. Приходилось постоянно корректировать ход доработок и лично вникать и проверять каждый элемент и выполнение каждой задачи. Это требовало больше времени, чем мы имели в своем распоряжении, поэтому часть наших идей осталась не реализованной. Но система создана, она успешна работает. Сейчас мы продолжаем доработку и усовершенствование CRМ. Мы планируем сделать его более функциональным и удобным для всех пользователей, автоматизировать процессы. В будущем мы планируем разработать алгоритмы подключения к системе разных гаджетов для того, чтобы она была еще больше полезна для клиентов и мы могли получать еще больше информации о них".

Андрей Гура, руководитель проекта "МЕДУЧЕТ SQL":

"Поговорим о сервисах, существующих вокруг медицинской информационной системы (МИС). Еще несколько лет назад МИС была единственным компонентом, вокруг которого строились основные бизнес-процессы медицинского центра. Сейчас появляются дополнительные составляющие, которые могут жить независимо от МИС.

Например, онлайн-запись на прием: doc.ua, likarni.com, e-zapis.com, а также дюжина менее известных локальных проектов. Все они занимаются тем, что пытаются сформировать и организовать дополнительный поток пациентов для медицинских центров. И у всех у них одна и та же проблема: если у них нет связи с МИС, появляется контакт-центр на 50 человек. Отсутствие интеграции снижает ценность, которую создают системы онлайн-записи.

Запись на прием — это этап, пока пациент в клинику еще не попал. Дальше пациент попадает в клинику, и там с ним работает МИС. После того, как пациент выходит из клиники, появляется еще один сервис — это веб-архив медицинских документов пациентов. Наиболее наглядный пример — это сервис Vitаgramma.

С веб-хранилищами есть одна проблема. Если этот сервис принадлежит какой-то конкретной клинике, то туда поступают документы пациента только из этого медицинского центра. Но пациенту это не очень интересно, потому что он получает медицинские услуги во многих местах. Должен быть какой-то независимый сервис, который собирает данные для пациента из многих медицинских центров и лабораторий. Мы такой сервис сейчас развиваем. Каждый день около 40 клиник и лабораторий отправляют сюда документы для тысяч пациентов. Этот сервис не принадлежит ни одной из клиник. Пациент самостоятельно распоряжается своими документами и открывает к ним временный доступ разным врачам из разных клиник.

Также есть проблема с получением обратной связи от пациентов. В идеале должен работать онлайн-сервис с единой методикой количественной оценки качества сервиса во многих клиниках. Тогда можно было бы корректно сравнивать медицинские центры между собой по общей шкале, а не по единичным отзывам. На основе этих данных можно создавать рейтинг врачей и клиник.

А еще работают сервисы онлайн-аптек, сервисы онлайн-оплат, медицинские информационные порталы и еще десятки других парамедицинских ресурсов... и что появится в ближайший год — сложно угадать. Каждый такой сервис, безусловно, полезен и, в определенной мере, самодостаточен сам по себе, но именно интеграция всех этих звеньев в единую цепочку позволяет создать дополнительную стоимость для всех участников рынка".

Дмитрий Ливч, директор по стратегии компании Medics:

"Несколько слов рынке. Рынок HealthCare развивается и будет расти всегда. Рынок mHealth и eHealth огромен. Он развивается в мире и обслуживает почти 500 миллионов пациентов ежегодно, генерирует огромное количество компаний, которые работают на этих рынках.

Рынок в Украине также развивается, и важным компонентом этого есть медицинская реформа. Это процесс, который позволит системе здравоохранения ориентироваться на пациента. Это процесс, который позволит врачу заключать договор с пациентом. А также увеличить количество предоставленных услуг в Украине.

Медреформа также позволит улучшить конкурентную среду, которая сейчас существует на рынке. Она создаст новые бизнесы, новые модели, которые будут работать. Мы все заинтересованы, чтобы рынок развивался, чтобы новые сервисы создавались, чтобы каждый интегрировался с той системой, которая позволит улучшить предоставление медицинских услуг для пациента.

Реформа будет мотивировать медицинские учреждения становиться более конкурентными, а врачей становиться более профессиональными и предоставлять более качественные медицинские услуги своим пациентам.

Какова роль в экосистеме медицинских решений? Каждому известна ситуация, когда теряются бумажные документы. Мы решаем эту проблему с помощью электронной медицинской карты. Существует и другая проблема, когда люди стоят в очередях в больницах. Мы создаем рейтинг врачей, и даем возможность пациенту записаться на прием к доктору, к которому он хочет по некоторым критериям. Он может выбирать лучшего врача, а наша система позволяет это сделать.

С 2015 года мы занимались разработкой продукта. За 2016-2017 годы мы масштабировались в регионы. Бизнес должен масштабироваться и развиваться в других регионах страны. Реформа eHealth стимулирует бизнес привлекать как можно больше пациентов, развиваться в разных регионах.

Буквально в прошлом месяце мы подписали договор об обслуживании всех медицинских госучреждений в городе Ивано-Франковск и Хмельницкий. Сейчас мы ведем переговоры с еще 4 областными центрами на полномасштабную установку системы медицинских учреждений.

Нужно помнить, что один город областного значения, это 200 000-250 000 пациентов. Это огромный рынок для небольших компаний, которые работают в Украине".