Что такое бизнес-процессы?
По данным Госстата в Украине насчитывается более 90% малых предприятий. Все предприятия объединяют бизнес-процессы.
Бизнес-процессы 一 это набор повторяющихся действий в компании. Если сравнить бизнес с живым организмом, то бизнес-процессы 一 это обменные процессы между органами и системами, в случае с бизнесом 一между разными подразделениями компании.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaОбычно выделяют несколько видов бизнес-процессов.
Основные 一 описывают суть бизнеса. То есть, что делает компания для решения запроса клиента. Например, если это кофейня, то у клиента есть запрос на вкусный кофе, а компания решает его.
Управленческие 一 свод правил компании, что компания делает, чего не делает, как происходит коммуникация в команде, с клиентами и прочие. Например, если это та же кофейня, то как приветствует клиента, предлагает ли сопутствующие товары к его покупке и так далее.
Сервисные 一 это инфраструктура. Иными словами, это все то, что создает инфраструктура компании 一 бухгалтерские отчеты, юридические вопросы. Обычно, все эти процессы компании отдают на аутсорсинг.
Для развития компании 一 по сути это список правил, что делает компания для развития. Например, может быть написано, что основатели компании посещают специализированные выставки в других странах для знакомства с партнерами по бизнесу.
Бизнес-процессы важны на любом этапе развития предприятия, но особенно, когда бизнес активно растет, когда нанимаются новые сотрудники, увеличиваются объемы заказов или производства, планируется выход на новые рынки привлечение средств и не только.
Как посмотреть на бизнес-процессы со стороны и выявить проблемы?
Обычно о потребности наладить бизнес-процессы сигнализируют несколько факторов 一 негативные, когда появляются затруднения в коллективе, в работе с клиентами.
Например, если основатель компании или директор видит вот такие проявления, то они свидетельствуют о проблемах с бизнес-процессами:
一увеличилось количество конфликтов, которые можно решить только с привлечением руководства;
一отсутствует распределение обязанностей и понимание кто и за отвечает;
一отсутствует слаженность между отделом маркетинга и продажами, генерируется такое количество лидов, которые физически не успевают обрабатывать;
一когда кто-то уходит в отпуск определенные процессы останавливаются;
一работники выполняют работу согласно своим соображениям, а не 一 стандартов обслуживания или правил компании;
一в компании нет показателей работы, из-за чего работники не понимают, как оценивают их эффективность.
Или например, начались проблемы в работе с клиентами:
一снизился уровень удовлетворенности клиентов и растет количество жалоб или возвратов;
К слову, могут быть и другие запросы бизнеса для налаживания бизнес-процессов:
一когда есть планы сотрудничать с новыми рынками;
一есть планы по привлечению инвестиций 一 грантов, кредитов и других источников финансирования.
Дальше важно проанализировать проблемы в компании собрать их в таблицу в таком порядке:
一 описание проблемы;
一 описание процесса;
一 описание способов улучшения работы процесса.
После проводится регулярная работу с персоналом. Для решения проблем понадобится некоторое время, индивидуальное для каждой компании.
Когда процессы наладятся, то в компании появятся четкие и понятные правила игры для команды, подрядчиков. А чем более понятные правила игры, тем лучше подразделений компании, тем быстрее развитие бизнеса.