Британская компания Brand Finance занимается оценкой брендов.
Вот уже несколько лет она оценивает не только торговые марки, но и целые страны. Ведь, как известно, родина того или иного бренда входит в его стоимость как составляющая. Вспомните, как в перестроечное время ценились японские видеомагнитофоны, хотя советская промышленность в то время также их выпускала. Вся техника, на которой стоял лейбл "Made in Japan", автоматически считалась идеальной и совершенной. Так в наше сознание входил бренд "Япония" — дорогой и качественный. Суши пришли потом…
На днях Brand Finance опубликовал рейтинг стран-брендов, где расставил все точки над "i". Оказалось, что из более чем 200 стран мира лишь половина могут считаться "брендами", то есть влиять на решение потребителей о покупке произведенных в них товаров. Учитывая некоторую заангажированность компании (на первое месте исследователи поставили бренд "США" и оценили его стоимость в размере американского долга — 14 триллионов долларов), рейтинг Brand Finance помогает увидеть тенденцию в развитии стран-брендов.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaСколько же стоит бренд "Украина"? Как он ведет себя в окружении других стран-брендов? Что влияет на его поведение?
Оказалось, что мировой потребитель не так плохо относится к бренду "Украина". Согласно Brand Finance, бренд нашей страны занимает 45 место из 100. Это, между прочим, второе место в СНГ. "Украина" далеко обогнала Казахстан, страны Балтики и даже Грузию, которую в последнее время преподносят украинской общественности как образец реформ и демократии (она заняла предпоследнее место, рядом с Камеруном). Более того, бренд Украина входит в группу динамичных брендов, куда помимо нее входят также Индия, Китай, Бразилия и Россия. Группа БРИК, в которой видят локомотив мировой экономики 21 века, увеличила совокупную стоимость своих брендов почти на 1,5 триллиона долларов. А ведущие страны вроде США, Франции, Великобритании, Германии, Италии — напротив, потеряли такую же сумму.
Если присмотреться к стоимости брендов, то видно, что исследователи пошли легким путем: они просто приравняли стоимость бренда-страны к ВВП этих стран. Иначе объяснить совпадение между стоимостью "China" и ВВП Китая (4,847 трлн долларов), стоимостью "Russia" и ВВП России (1, 058 трлн долларов), стоимостью "Germany" и ВВП Германии (3, 903 трлн долларов) нельзя. Если применить этот принцип к бренду "Украина", то его стоимость окажется на уровне 130 млрд долларов.
На мой взгляд, бренд "Украина" несколько недооценен. Пока что он развивается в сфере B2B: украинский экспорт, формирующий лицо "Украина"ТМ, — это в основном группа товаров тяжелой промышленности и энергоресурсы (транзит газа, экспорт электричества). Чтобы закрепиться в сознании отечественных и зарубежных потребителей, необходимо развивать производства, ориентированные на частное лицо. Например, бренд "France" активно развивается именно в таком направлении: вино, парфюмерия, мода — вот, что "просыпается" в сознании человека при упоминании Франции. Интерес к французскому языку и культуре сегодня поддерживается не только за счет романов модных Бегбедера и Уэльбека, но именно за счет и товаров широкого спроса… Если Украина сможет выйти на уровень В2С и предложить своему населению и миру продукты, которые достигнут каждого и станут ассоциироваться с нашей страной — бренд "Украина" будет расти и дальше в рейтинге Brand Finance. На мой взгляд, прорыв могут совершить украинские модельеры, музыканты и есть очень небольшая надежда на ученых, разработки которых могли бы дать толчок высокотехнологичной промышленности (заводы по сборке китайских авто — это не то!)…
Дорасти до триллиона — вот наша амбициозная цель!