Бренд "Украина": дорасти до триллиона!

Сколько стоит бренд "Украина" сейчас, и как сделать так, чтобы он строил триллион, узнавала Лика Спиваковская, управляющий партнер WIN WIN Group

Британская компания Brand Finance занимается оценкой брендов.

Вот уже несколько лет она оценивает не только торговые марки, но и целые страны. Ведь, как известно, родина того или иного бренда входит в его стоимость как составляющая. Вспомните, как в перестроечное время ценились японские видеомагнитофоны, хотя советская промышленность в то время также их выпускала. Вся техника, на которой стоял лейбл "Made in Japan", автоматически считалась идеальной и совершенной. Так в наше сознание входил бренд "Япония" — дорогой и качественный. Суши пришли потом…

На днях Brand Finance опубликовал рейтинг стран-брендов, где расставил все точки над "i". Оказалось, что из более чем 200 стран мира лишь половина могут считаться "брендами", то есть влиять на решение потребителей о покупке произведенных в них товаров. Учитывая некоторую заангажированность компании (на первое месте исследователи поставили бренд "США" и оценили его стоимость в размере американского долга — 14 триллионов долларов), рейтинг Brand Finance помогает увидеть тенденцию в развитии стран-брендов.

Сколько же стоит бренд "Украина"? Как он ведет себя в окружении других стран-брендов? Что влияет на его поведение?

Оказалось, что мировой потребитель не так плохо относится к бренду "Украина". Согласно Brand Finance, бренд нашей страны занимает 45 место из 100. Это, между прочим, второе место в СНГ. "Украина" далеко обогнала Казахстан, страны Балтики и даже Грузию, которую в последнее время преподносят украинской общественности как образец реформ и демократии (она заняла предпоследнее место, рядом с Камеруном). Более того, бренд Украина входит в группу динамичных брендов, куда помимо нее входят также Индия, Китай, Бразилия и Россия. Группа БРИК, в которой видят локомотив мировой экономики 21 века, увеличила совокупную стоимость своих брендов почти на 1,5 триллиона долларов. А ведущие страны вроде США, Франции, Великобритании, Германии, Италии — напротив, потеряли такую же сумму.

Если присмотреться к стоимости брендов, то видно, что исследователи пошли легким путем: они просто приравняли стоимость бренда-страны к ВВП этих стран. Иначе объяснить совпадение между стоимостью "China" и ВВП Китая (4,847 трлн долларов), стоимостью "Russia" и ВВП России (1, 058 трлн долларов), стоимостью "Germany" и ВВП Германии (3, 903 трлн долларов) нельзя. Если применить этот принцип к бренду "Украина", то его стоимость окажется на уровне 130 млрд долларов.

На мой взгляд, бренд "Украина" несколько недооценен. Пока что он развивается в сфере B2B: украинский экспорт, формирующий лицо "Украина"ТМ, — это в основном группа товаров тяжелой промышленности и энергоресурсы (транзит газа, экспорт электричества). Чтобы закрепиться в сознании отечественных и зарубежных потребителей, необходимо развивать производства, ориентированные на частное лицо. Например, бренд "France" активно развивается именно в таком направлении: вино, парфюмерия, мода — вот, что "просыпается" в сознании человека при упоминании Франции. Интерес к французскому языку и культуре сегодня поддерживается не только за счет романов модных Бегбедера и Уэльбека, но именно за счет и товаров широкого спроса… Если Украина сможет выйти на уровень В2С и предложить своему населению и миру продукты, которые достигнут каждого и станут ассоциироваться с нашей страной — бренд "Украина" будет расти и дальше в рейтинге Brand Finance. На мой взгляд, прорыв могут совершить украинские модельеры, музыканты и есть очень небольшая надежда на ученых, разработки которых могли бы дать толчок высокотехнологичной промышленности (заводы по сборке китайских авто — это не то!)…

Дорасти до триллиона — вот наша амбициозная цель!