Будущее цифровой экономики в Украине: ждать ли помощи от государства

О том, какие возможности для украинских ecommerce-экспортеров подготовило государство и международные организации, и о сложностях, которые еще предстоит решить

Цифровая экономика набирает обороты с ростом рынка электронной коммерции. В Netpeak подсчитали, что доля e-commerce в общем объеме мировой торговли выросла с 4% в 2008 году до 9,3% в 2016-м. 

В 2019 году, согласно данным Statista, суммарные доходы ecommerce-ритейла в мире достигли $3,5 трлн, а в 2022 году превысят $6,5 трлн. При этом большая часть средств приходится на сегмент B2B (от бизнеса к бизнесу). Конференция ООН по торговле и развитию сообщает, что в 2017 году 88% сделок заключили именно B2B-компании. 

Онлайн-инструменты продаж жизненно важны для B2B. В исследовании eMarketer 94% руководителей североамериканских В2В-компаний назвали их критичным фактором в вопросе развития бизнеса. С этими цифрами соотносятся и данные BigCommerce: около 80% продавцов принимают заказы через сайт, 77% — по электронной почте, почти 30% пользуются услугами маркетплейсов. Для сравнения, на торговых выставках продают чуть больше 20% B2B-компаний. 

Рынок B2B-ecommerce огромен, но многие украинские компании ограничивают себя локальными рамками. В том же материале Netpeak украинский ecommerce-рынок оценивается в $1,5 млрд, рынок Германии — $35 млрд, Великобритании — $52 млрд, Соединенных Штатов — $184 млрд. Зарубежные рынки емкие и привлекательные, однако многие украинские предприниматели боятся выходить на международную арену. Что этому мешает, какой помощи от государства ждет бизнес, и что можно предпринять в текущих условиях — разберем в этой статье. 

Кто определяет правила украинского e-commerce 

В Украине правила e-commerce устанавливает Закон Украины об электронной коммерции, Гражданский кодекс и некоторые другие правовые акты. Закон об электронной коммерции наша страна приняла только в 2015 году. Это довольно поздно: в развитых странах подобные акты начали действовать еще в конце 90-х — начале 2000-х. Эталоном считается принятый в 1996 году в Нью-Йорке типовый закон об электронной торговле UNCITRAL. 

Интересы украинских предпринимателей в этой сфере отстаивает Комитет Интернет-ассоциации Украины по вопросам электронной коммерции. В этом же направлении работают некоторые комитеты ЕВА (European Business Association): по электронным платежам, информационным технологиям, розничной торговле. А вот государственных органов, которые специализировались бы на e-commerce, в Украине нет. 

Вопросами электронной коммерции на государственном уровне занимаются учреждения, которые отвечают за развитие экспорта в целом:

☑️ Офис по продвижению экспорта.

☑️ Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства.

☑️ Специальный проект министерства — Государственная поддержка украинского экспорта.

Стоит отметить и ряд общественных и международных организаций:

✅ Международный совет бизнес-ассоциаций и палат в Украине (ICBAC) и все его члены.

✅ ICC Ukraine.

✅ Инициатива Евросоюза по развитию малого и среднего предпринимательства EU4Business.

✅ Национальная платформа МСБ.

✅ Проекты USAID, направленные на экономическое развитие Украины. 

Украина и международные принципы e-commerce 

Как видим, возможности электронной коммерции в Украине развивают сразу с нескольких сторон. Этим занимаются и ассоциации предпринимателей, и международные организации, и госучреждения. Не всегда они действуют слаженно, но результаты есть: в прошлом году страна заняла второе место в Европе по темпам роста e-commerce по версии BRDO.   

Кроме того, Украина принимает участие в разработке международных стандартов ведения интернет-торговли. Вместе с партнерами по Всемирной торговой организации (ВТО) мы разрабатываем Рабочую программу для микро-, малого и среднего бизнесов. В рамках этой программы планируется развитие платформы Global Trade Helpdesk. В частности, ее планируют перевести на шесть официальных языков ООН (включая русский). 

С 1998 года в ВТО существует Рабочая программа по электронной коммерции. Украина, как член организации, участвует в улучшениях этой программы. В числе приоритетов, например, упрощение таможенных процедур, открытость рынков. 

Главная ценность и достижение на сегодня — локализация и интероперабельность. Компаниям, работающим на международном рынке, важна целостная система информационного обмена и коммуникации между участниками, важны единые форматы данных (человеко- и машиночитаемые), возможность взаимных интеграций. 

В январе 2019-го на Всемирном экономическом форуме в Давосе 76 стран-членов ВТО, включая Украину, распространили Совместное заявление по электронной коммерции. Украинская сторона сделала свой вклад в подготовку этого документа, предложив решения по вопросам электронных транзакций и контрактов, безбумажной торговли, недискриминации цифровых продуктов, защиты данных пользователей, кибербезопасности, открытых государственных данных. 

Интересно, что представители нашей страны акцентируют внимание на тех аспектах, которые и самой Украине неплохо было бы подтянуть. Так, у нас не решены многие вопросы с защитой данных покупателей, защитой авторских прав, открытием государственных данных. Можем надеяться, что эти же наработки будут использованы для национального законотворчества. 

Экспорт — неосвоенная территория для украинского бизнеса

Хотя Украина и участвует в разработке международных торговых принципов и правил e-commerce, многие наши предприниматели боятся экспорта. Крайне малая доля украинских предприятий торгуют на зарубежных рынках. Это подтверждается данными Госстата. 

Например, можем сопоставить данные двух таблиц: "Экспорт товаров по количеству наемных работников по видам экономической деятельности в 2017 году" и "Количество предприятий, количество занятых и наемных работников на предприятиях по видам экономической деятельности (2010–2017)".  

Сельское, лесное и рыбное хозяйство: в 2017 году в Украине насчитывалось 50 115 зарегистрированных предприятий, из них участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — примерно 3,7%. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов: на 89538 предприятий — около 7% участников ВЭД. Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность: из 15252 компаний работают на экспорт 4,4%. Рекордсменом стала перерабатывающая промышленность: на 35197 предприятий приходится 6424 участников ВЭД, это целых 18%.  

Как видим, компании в сфере легкой промышленности, сельского хозяйства и производители продуктов питания уже сейчас работают на внешних рынках. Значит, для этого уже есть возможности. Может условия и не идеальны, но работать можно.  

Чего ждут украинские предприниматели

Электронная коммерция — это инструмент, и его эффективность зависит от общего экономического климата. Сейчас законодательство в Украине направлено больше на попытку определить, что такое "интернет". А стоило бы сконцентрироваться на общих для всех предпринимателей проблемах, которые мешают выходу на зарубежные рынки. Это отсутствие стандартов работы и каналов продаж, непонимание рынков. 

Основные препятствия, которые мешают выходить на новые рынки, — сложности с поиском потенциальных покупателей, языковой барьер, незнание норм международной торговли и платежных инструментов. Эти барьеры можно побороть развитием инструментов электронной коммерции. К примеру, популярный маркетплейс дает доступ сразу к большой аудитории, а приложения и онлайн-сервисы помогают с документооборотом. 

Конечно, для развития e-commerce и экспортной торговли нужны не только маркетплейсы. Нужны надежные инструменты, необходима валютная и таможенная либерализация, чтобы в Украину заходили крупные платежные сервисы. 

Основные ожидания бизнеса можно свести к четырем пунктам:

▶️ равные таможенные условия;

▶️ свободное перемещение валюты;

▶️ понятные налоговые перспективы;

▶️ отсутствие давления со стороны правоохранительных органов;

▶️ наличие местных органов международной сертификации.

Самостоятельно, без законодательного лоббирования, изменить эти вещи невозможно. Но условия не станут идеальными, если бизнес не начнет более массово выходить на экспорт и отстаивать конкретные интересы в диалоге с властью.   

Сделано уже немало. Например, принят ряд соглашений, упрощающих международную торговлю. Украина подписала соглашения о зоне свободной торговли с Канадой, Израилем, Черногорией, странами Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия). С 2017 года полноценно действует зона свободной торговли, установленная в рамках ассоциации с ЕС. 

Современная здоровая экономика строится не на гигантских холдингах-монополистах, она строится на огромном количестве небольших предприятий. Поэтому и украинская власть, и бизнес-сообщество должны работать на развитие новых возможностей для самых разных компаний — больших и маленьких, в сфере продуктов и услуг, основанных мужчинами и женщинами, жителями городов и сел, коренными и мигрантами. Свобода предпринимательства и торговли для каждого — залог развития экономики нашей страны и всего мира.