Бум строительства ТРЦ в Киеве продолжится несмотря на уход зарубежных игроков

Марина Фомина, вице-президент департамента инвестиционного банкинга Visum Capital рассказала о причинах гиперактивности ритейлеров в Киеве

По данным агентства Colliers, озвученным в начале 2013 года, в Киеве на протяжении 2013-2015 годов будет построено 16 современных торгово-развлекательных центров общей площадью около 750 тыс. кв. м.

Сегодня Киев испытывает нехватку качественных торговых площадей. Согласно тому же исследованию Colliers, в конце 2012 года общее предложение торговых площадей в Киеве составляло порядка 800 тыс. кв. м, или 281 кв. м в пересчете на 1 тыс. жителей столицы.

Это один из самых низких показателей среди многих европейских столиц.

В Варшаве и Бухаресте этот показатель находится на уровне 594 кв. м. А если к официальной переписи населения Киева ( 2,8 млн. человек) мы добавим еще как минимум 10% приезжих, и учтем, что из имеющихся 800 кв. м часть объектов не отвечает требованиям потребителей и арендаторов, то разница между Киевом и другими европейскими городами окажется еще больше.

Потенциал роста украинского ритейла также просматривается, если проанализировать розничные продажи на душу населения. Согласно данным агентства Euromonitor International, в 2012 году розничные продажи продовольственных товаров на душу населения (grocery retail sales per capita) в Украине составили $608, в то время как розничные продажи непродовольственных товаров на душу населения (non-grocery retail sales per capita) составили $579. Оба показателя являются одними из самых низких среди большинства соседних стран, что подтверждает существенный потенциал роста украинского ритейла в течение следующих 3–5 лет.

Не секрет, что с начала 2012 года украинский рынок покинуло несколько международных ритейлеров. Однако в большинстве случаев это было продиктовано внутренними проблемами компаний, нежели общим состоянием украинского розничного рынка.

Так, среди основных примеров — уход немецкого DIY (do-it-yourself) ритейлера Praktiker и популярной британской марки одежды Peacocks. По мнению участников рынка, компания Praktiker попросту не справилась с конкуренцией со стороны более мощных локальных операторов — "Эпицентра" и "Новой Линии". В случае с Peacocks, решение было продиктовано желанием нового инвестора, шотландской Edinburgh Woollen Mil, сосредоточить усилия на "родном" рынке.

Но при этом, согласно данным компании UTG, только в 2012 году на рынке Украины появился 31 новый бренд, среди них — Dolce&Gabbana, Patrizia Pepe (оба fashion), KFC (фаст-фуд). Как минимум столько же готовятся к выходу в 2013 году.

Международные бренды видят потенциал в украинском рынке и готовы развиваться в нем при наличии, главным образом, качественных торговых объектов.