Диски артистов не покупают

Основатель музыкального холдинга «Лавина» Эдуард Клим рассказал о том, что в Украине артисты продают не больше 1-2 дисков в месяц, снижают стоимость билетов на концерты и получают в два раза меньше приглашений на корпоративы, чем год назад

музыкального холдинга «Лавина» Эдуард Клим рассказал о том, что в Украине артисты продают не больше 1-2 дисков в месяц, снижают стоимость билетов на концерты и получают в два раза меньше приглашений на корпоративы, чем год назад.

Эдуард, насколько кризис повлиял на продажу музыки?

С музыкальной точки зрения, в кризисном состоянии Украина была уже года два. Это касалось не только Украины, но и всего мира — упали продажи дисков. Сейчас изменилось потребление музыки в принципе. Появляется песня и тут же расходится по Интернету и в телефонах. Альбомов ждут только меломаны, которых в стране 2-3%. Кроме того, Украина так и не успела дойти хотя бы до 10-долларовой цены на диск, с которой артист может получать нормальное роялти, до того как все рухнуло и начался кризис (средняя цена на диск украинского исполнителя — 20 гривен. — «ДЕЛО»).

А все действительно рухнуло?

Сейчас продажи CD стремятся к нулю, и этой осенью показатели будут самыми низкими. Только топовые исполнители смогут продавать альбомы. Да и то, речь идет о штуках. Если зайти в розничный магазин, то вам скажут, что диски продаются сейчас по 1-2 в месяц. А раньше, когда выходил альбом, он продавался по сто-двести штук копий за первые несколько дней.

А продажи синглов через мобильные сети и Интернет тоже уменьшились?

Что касается цифровой музыки, тут спада нет. Когда речь идет о цене 2-8 гривен за трек, люди пока могут себе позволить не забывать о музыке.

Могут ли показатели продаж цифровой музыки восполнить недостаток прибыли альбомов через магазины?

Цифровая продажа по отдельным позициям соизмерима с продажей дисков. Одна песня может принести за пару кварталов 50 тысяч долларов, как и годовой доход от альбома в докризисные времена. Сейчас не слушают альбомы. В принципе мир изменился не из-за кризиса.

Правда ли, что артисты отменяют концерты из-за кризиса?

Запланированные туры идут по инерции — их никто не отменяет. Например, тур Ассии Ахат. Не имеет смысла полностью отменять концерты — была проведена работа, люди все равно купили билеты, пусть и меньше, чем было запланировано. Но мы, чтобы минимизировать убытки, уже сделали коррективы по стоимости билетов.

А организуются ли новые туры?

Сейчас ни один артист не организует туры, только дорабатывают то, что было организовано. Новый тур будет не только экономически невыгодным, но и безуспешным с точки зрения пиара. К музыке у нас и так относятся очень спокойно: главные звезды — это политики. Но сегодня, какой бы ты сейчас пиар не делал, резонанса не будет. Для людей есть много более серьезных вещей, чем артисты.

 Насколько меньше стало приглашений на новогодние корпоративы?

У востребованных артистов количество корпоративов сократилось в среднем наполовину. Но это все очень индивидуально — ведь у каждого своя история. Но то, что люди стали меньше праздновать, это ощутимо. Такой спад был только во время революции 2004 года. Сейчас малые компании либо полностью отказываются от новогодних корпоративов, либо делают их без артистов, потому что это требует большего бюджета.

Почему звезды шоу-бизнеса отрицают отмену корпоративов?

Не забывайте, что артист — это имидж, это промоистория. Я не знаю ни одного разумного артиста, у которого есть хоть мало-мальски толковый пресс-атташе, заявляющий, что у него исчезли концерты и гонорар упал в два раза. Любой артист будет говорить, что у него все хорошо, чтобы ничто косвенно не подтвердило, что популярность его невелика.

Некоторые утверждают, что подняли свои гонорары.

Если утверждают, что гонорары поднялись в течение всего 2008 года, то, безусловно, это правда. Но конкретно за последние три месяца гонорары не упали, но и не поднялись, хотя обычно в предновогодние месяцы они всегда растут.

Может ли быть так, что звезд потеснят малопопулярные артисты, которые согласятся выступать задешево?

Когда планируется формат мероприятия, организаторы решают, кого хотят послушать не в зависимости от бюджета, а в зависимости от формата. Если люди желают заказать Сердючку, то ни в коем случае не заменят ее группой «С.К.А.Й.». Да и гонорар даже у первых звезд снижается по мере договоренности — это же не магазин, где ценник висит. Непопулярные или молодые артисты могут остаться без концертов совсем. Из 100% концертов может остаться 2-5%.

Возможно, к нам из-за кризиса потянутся мировые звезды?

Украина пока не находится в той «матрице концертов», которую мировые артисты обязательно включают в список городов для тура. Тем более что деньги для артистов «на орбите» не имеют первостепенную силу. Тройным гонораром не заманишь. Артисты не хотят рисковать имиджем, да и собственным комфортом — у нас многие райдеры нельзя выполнить.

Как вы минимизируете убытки?

Понимая, что больших концертов не будет, мы нашу запланированную январскую паузу начинаем уже сейчас. Пишем альбомы, придумываем идеи для клипов. Цены уменьшать — это ничего не даст. Даже если сократить гонорар вдвое, количество корпоративов не увеличится. Проблема в том, что общая часть доходов сократилась, и теперь люди не хотят не просто тратить деньги на артиста, но и на само мероприятие — помпезные празднования дня рождения фирмы сейчас неуместны.