Для 70% наших сотрудников культура компании — причина №1, почему они работают в PepsiCo

Ответы на шесть вопросов об HR-политике компании PepsiCo Ukraine о тенденциях рынка труда в Украине, а также о базовых мотивах сотрудников оставаться работать в компании

1. Какова текучесть кадров в последние несколько лет? Какие позиции сейчас самые неустойчивые? 

На протяжении уже нескольких лет вопросы привлечения и удержания персонала являются самыми горячими и обсуждаемыми. Спрос на кадры явно опережает предложение. Статистика тоже расстраивает: начиная с 1994 года население Украины уменьшалось в силу разных причин, в первую очередь за счет падения уровня рождаемости. Вследствие чего трудовых ресурсов на рынке становится меньше, и в самые ближайшие годы мы прочувствуем результат пиковых 1998-2000 с наименьшим уровнем рождаемости.

Усложняет ситуацию миграционный тренд: безвиз открыл возможности для наших граждан не только путешествовать, но и работать за границей.

В то же время экономика постепенно стабилизируется, многие компании заявляют о наборе персонала, в том числе PepsiCo Ukraine. В этом году наша компания запускает производство картофельных чипсов в Николаевской области, в связи с чем нуждается в наборе более 250 новых сотрудников.

Самые неустойчивые позиции сейчас, впрочем, как и в докризисное время — "рабочие" или "синие воротнички": мерчандайзеры, водители, экспедиторы, грузчики, подсобные рабочие. Те позиции, которые чувствительно реагируют в первую очередь на уровень оплаты и в меньшей степени заинтересованы в долгосрочной перспективе, стабильности, развитии карьеры. В некоторые периоды текучесть по рабочим специальностям может превышать 20%.

Безусловно, влияет и географическое положение, например, западные территории менее стабильны, сотрудники очень мобильны и совмещают периоды работы в родной стране с работой за границей. Есть локации и площадки, а также некоторые департаменты компании, в которых текучесть не очень отличается от докризисной — около 7%.

2. Какой средний возраст сотрудников на заводах и стаж работы?

Средний возраст сотрудников на наших производствах немного отличается, хотя и не так существенно, как буквально пару лет назад. К примеру, средний возраст на наших производственных комплексах в Николаевской области — 39 лет. Это объясняется тем, что они относительно недавно построены: завод в Николаевском запускался в 1998 г., а в Мешково-Погорелово — в 2006 г. Мы набирали много молодых ребят после техникумов, последних курсов института, и уже на рабочем месте они осваивали свои первые специальности. Всегда с особым чувством наблюдаю за ними: как строится их карьера в компании, радуюсь успехам, как они растут вместе с PepsiCo в Украине. 

В то же время на молокоперерабатывающих производствах — другая история. Средний возраст здесь — 45 лет.  Эти заводы были построены еще в 1973 году, и стаж многих работников — это серьезный багаж в 25-35 и более лет.  Практически вся их жизнь — от юности до зрелости — проходит вместе с одной компанией. Это серьезный опыт, как жизненный, так и производственный. В последние годы мы успешно разбавляем этот сложившийся дружный коллектив "молодой кровью" — студентами, которые приходят на стажировку. Лучшие остаются работать. Это уникальная возможность для молодежи приобрести опыт и знания в непростом молокоперерабатывающем деле.

3. Зарплата или премия все еще мотивируют сотрудников? Или признание и развитие для них важнее?

По моему глубокому убеждению, зарплата и премия по-прежнему мотивируют сотрудников. И будут мотивировать далее. Другой вопрос, что только зарплаты и премии недостаточно.

Деньги — это базовый уровень, который помогает человеку чувствовать себя безопасно. Как только достигнут определенный уровень финансовой безопасности, а это понятие индивидуальное, решающими становятся другие факторы.

При равных условиях оплаты кандидаты всегда будут выбирать ту компанию, в которой им комфортно. Более того, они готовы перейти на несколько меньший уровень оплаты, если компания обеспечит им другие возможности: развитие, карьерный рост, признание, ощущение нужности и значимости или личного вклада в общий результат, гибкие условия труда для поддержания work-life balance. У каждого человека свой набор значимых факторов. 

Важны задачи, которые ставятся, а также важна культура компании и ее ценности. По данным нашего внутреннего исследования, более 70% сотрудников считают именно культуру PepsiCo главным дифференцирующим фактором, который отличает нашу компанию. И назвали ее причиной №1, почему они выбирают работать в PepsiCo. Также большую роль играет бренд компании и ее достижения. В PepsiCo мы второй год получаем статус "Лучший работодатель в Украине" от авторитетного международного института, и уже отмечаем влияние на количество позитивных решений от кандидатов. 

Если сравнивать, какие вопросы задавали соискатели на собеседованиях лет 10 назад и сейчас, то зарплата — это важный фактор, но не решающий. Соискателей — "белых" воротничков — интересуют возможности и перспектива, они также внимательно оценивают руководителей, которые проводят интервью. И в нашей практике было немало случаев, когда именно этот фактор играл решающую роль при равных офферах. Безусловно, это в большей степени релевантно для "белых воротничков". Для "синих воротничков" уровень зарплаты является одним из определяющих критериев наряду с уровнем безопасности, нагрузкой и удобным графиком. 

4. На сколько процентов вы в прошлом году повышали зарплаты для рабочих и офисных сотрудников? 

PepsiCo в Украине стратегический инвестор, который заинтересован в развитии своего персонала и долгосрочных отношениях, основанных на доверии и удовлетворенности. Каждый год в нашей компании происходит плановые повышение зарплаты и премирование сотрудников на основании годовых результатов работы.

Как правило, мы выделяем базовый процент повышения, который един для всех категорий сотрудников. К примеру, в прошлом году базовое повышение было 11%. Затем, основываясь на внутренней и внешней аналитике: уровень оплаты конкретных должностей на рынке, сложности с набором и удержанием персонала по должностям, по локациям, устанавливаем дополнительный процент повышения для определенных категорий сотрудников. Это могут быть точечные повышения, а могут быть массовые.

В прошлом году около 95% сотрудников получили дополнительные повышения свыше 11%. Для кого-то общее повышение в итоге за год составило 15%, для кого-то 30-35%. Для специалистов и менеджеров базовый процент повышения также корректируется с учетом оценки их годовых результатов деятельности. 

5. Последние несколько лет в Украине мы наблюдаем миграцию рабочих в Польшу. Может ли сегодня украинский работодатель конкурировать с польским в размере предлагаемой зарплаты? 

Массово — пока нет. Хотя это и создает более жесткую конкуренцию на рынке труда Украины и условия для роста зарплат, не все еще компании в Украине могут конкурировать с уровнем оплаты труда в Польше. Но я думаю, что в ближайшие 2-3 года ситуация немного улучшится, у украинских компаний просто не будет другого выбора.

Многие компании уже сейчас вывели для себя формулу оплаты: "польский уровень оплаты по должности минус 200 евро", которые тратит человек на оплату питания, проживания и других расходов.

Таким образом компании ожидают, что ехать в Польшу станет невыгодно, особенно учитывая удаленность от семьи и потерю трудового стажа в Украине. Чем мы можем еще конкурировать — это как раз созданием условий внутри компании — комфортных, гибких, с культурой признания и возможностью роста.

6. Молодое поколение сейчас не заинтересовано работать руками, как вы видите развитие бизнеса в ближайшие десятилетие? Возможно, вы рассматриваете полную автоматизацию производства?

Говоря о будущем, мы все время говорим о росте технологий, об автоматизации и роботизации. Знаете фразу известного писателя-фантаста Уильяма Гибсона: "Будущее уже наступило, просто оно еще распределено неравномерно"? Где-то уже есть роботы, которые заменяют стоматологов, могут делать несложные операции и пломбировать зубы, где-то есть роботы, которые замещают спортивных комментаторов и могут написать обзор спортивного матча так, что не отличишь от авторского письма. Где-то уже есть рестораны и заводы полностью автоматизированные, без обслуживающего персонала. Но и в это же время на рынке Украины многие компании страдают именно от нехватки грузчиков, уборщиков, поваров, водителей.

Звучит обидно, но Украину зачастую относят к разряду стран с "дешевой рабочей силой". И пока выгода автоматизации не всегда очевидна. Но "дешевая рабочая сила" — это иллюзия. Во-первых, конкуренция на рынке заставляет поднимать зарплаты ускоренными темпами, опережая инфляцию и курсовую разницу, затраты на персонал растут и будут расти. Во-вторых, людей физически становится меньше, в силу естественного уменьшения  населения и в силу миграционных трендов.

Ну и, безусловно, молодые люди больше ориентированы на работу в сфере услуг и сервиса, на креативную работу, нежели на ручной и физический труд.  Поэтому у наших работодателей просто нет другого пути, как автоматизировать процессы.

Мы не готовы пока строить полностью автоматизированный завод, но в компании уже реализовано достаточно много проектов, которые позволят нам сократить ручной и физический труд. И мы дальше работаем над внедрением новых процессов автоматизации. Это непрекращающийся поток поиска возможностей для создания лучших условий труда и выгодного бизнеса.