Дубликатом бесценного грузят

В случае имплементации закона личные биометрические и паспортные данные могут быть использованы против самих же личностей — граждан Украины

Была бы статья, а человек — найдется… Лаврентий Павлович Берия о таком и не мечтал! Представьте на секундочку: сведения о гражданах (включая детей), их биометрические данные и какая-то еще "дополнительная переменная информация" стекается в единый государственный демографический реестр. В паспорта, водительские удостоверения, словом, в документы внедряют микрочипы. При этом предполагается дистанционное считывание сведений с бесконтактных электронных носителей. В довершение документы объявляются… госсобственностью.

Это — не антиутопия, это — осадок после прочтения принятого 2 октября Верховной Радой Закона о едином государственном демографическом реестре (номер проекта — 10492). Почему-то захотелось присоединиться к группам, регулярно протестующим против ИНН… Да-да-да. К тем самым старушкам с иконами в руках, которых многие считают маргинальными. Хотя я и сам, признаться, никогда не понимал, почему эти группы выступают возле стен Киево-Печерской Лавры? Ну, законы же в Украине выходят из другого места...

Собственно, что конкретно вызывает опасения и недоумения?

Первый и, пожалуй, ключевой вопрос без ответа – с чего вдруг необходимо чипировать паспорта и другие документы внутреннего пользования? Загранпаспорта — ясно, Европа вроде как требует (хотя и в данном случае не все однозначно). А остальные зачем?.. Нет, ну, какие-то там цели-интересы — не исключаю, понятно. Но гражданам это зачем?.. Мне, например, паспорт с микрочипом не нужен. И водительское удостоверение — также. Но не только потому, что меня и бумажные устраивают. Мне не нужны документы, являющиеся собственностью Украины, как минимум — на территории страны. Если же кому-то придет мысль мне их вручить — могу рассмотреть предложение, ну, например, размера бонусов за управление госсобственностью. Это ж серьезное и ответственное занятие… Или я что-то не так понимаю?.. Равно так я готов помыслить и о передаче в собственность государства биометрических данных (если Украине так нужно!), цифровой подписи... Пару минут, не дольше — на мой взгляд, бизнес с государством исключен, поскольку риски высоки, да и ответственность размыта.

Дальше — серьезнее. Второй проблемный вопрос: вы верите в абсолютно защищенные базы данных? Я тоже… И производные опасения небезосновательны. В данном вопросе я вполне доверяю результатам эксперимента, проведенного британской The Times и Эрном ван Бееком, ученым из Амстердамского университета. Кто не в курсе — голландец сумел изготовить пару микрочипов, идентичных реально существующим. Для достижения цели ему понадобилось час работы и $100 — на приобретение цифровых носителей и устройства считывания информации. Эрн — парень с юмором — не просто подделал микрочипы, а еще и изменил содержащуюся на них информацию: в документы вставил фотки бен Ладена и какой-то палестинской террористки-смертницы. Причем Golden Reader — это программа, используемая тогда в аэропортах по рекомендации ICAO — приняла подделки за "чистую монету". (Кстати, именно на требования ICAO чаще всего ссылаются адепты биометрики, говоря о международных организациях, есть упоминание о ней и в принятом законе.) Сей пример — не единичен. Похожие эксперименты демонстрировал национальный телеканал Германии, проводили их и другие западные СМИ. А в соседней РФ даже известны случаи использования информации социальных карточек (с микрочипами-накопителями) с целью давления на предпринимателей при рейдерских атаках.

Третий нюанс — я бы счел себя параноиком, чтобы успокоиться… Но опасение насчет рисков несанкционированного использования персональных данных из реестра или чипов разделяют многие первоклассные эксперты. Тот же Эрнест Грамацкий, например… Да, и сам министр юстиции Украины Александр Лавринович был, помниться, не в восторге от такого рода инициатив. Министра тогда обвиняли в заангажированности, но, на мой взгляд, безосновательно и неоправданно. Александр Лавринович слишком хорошо разбирается в правовых нюансах и подтекстах, чтобы не понять, что означают и чем чреваты такие инициативы. Как говорится: погуглите и обрящете… Смею надеяться, что не изменилась позиция как этих, так и других серьезных юристов по данному вопросу.

Четвертое замечание — меня не нужно утешать тем, что выбор биометрического паспорта — это личное дело каждого. Меня это не утешит, поскольку добрый десяток знакомых не в восторге от принятого закона, а даже наоборот. Более того — среди моих знакомых есть и такие немаргиналы, которые усматривают и обсуждают совпадения ряда положений нормативной инициативы с интерпретациями Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова… Я — не пророк. Но для меня понятно, что появление в стране разных паспортов — предпосылка для неравноправия граждан, а это явный конституционный фол. Таких предпосылок де факто и без того предостаточно.

Пятый контраргумент — с этого следовало начать — выводы относительно законопроекта №10492 самих экспертных управлений Верховной Рады, позицию которых 233 нардепа или не поняли, или же проигнорировали. Выводы — в открытом доступе, на официальном парламентском сайте. Не стану утомлять. Но кому интересно — загляните, не пожалеете.

Шестое, реалистичное — в ряде государств уже обнаруживаются течения, направленные против механизмов биометрической идентификации. И это — также международный опыт.

В 25-ти штатах США, скажем, в Великобритании, в Германии, в Финляндии, в Греции, особенно в Румынии… Причины в ряде случаев — сродни моим субъективным опасениям. Почему бы не исследовать этот опыт прежде, чем слепо его копировать? И то, что сейчас процессы биометрической идентификации и внедрения микрочипов поддерживает ООН, лично для меня — не аргумент. ООН, как известно, вообще много чего поддерживает… Но речь — даже если следовать логике Организации — идет о визовой (!) идентификации, но не внутринациональной. Эта логика, напомню, проистекает из трагедии в США в сентябре 2001-го, после чего 190 стран подписали соответствующее Новоорлеанское соглашение…

Это так — "вершки". О "корешках", надеюсь, говорить не придется — маловероятно, что в Украине будет реализован проект, бьющий по конституционным правам и действующим паспортам — собственности граждан, между прочим.

Закон о едином государственном демографическом реестре отделяет от имплементации, всего ничего, росчерк президентского пера (или отпечаток факсимиле) и типографский станок. Есть надежда, что в текущем году этого не произойдет, поскольку однажды глава государства уже ветировал похожий закон. Второй, как говорится, блин…