Герою надо все время продавать свои идеи

Дэмиен Херст приготовил подарок первым посетителям выставки «Реквием», которая открылась в субботу в PinchukArtCentre в Киеве

В первые два дня ее работы все желающие имели возможность сами сделать spin painting-картину по той же технологии, что использует художник. Для этого в торговый комплекс «Арена» были установлены четыре spin painting machines. С помощью этих специальных машин  посетители выставки пробовали творить «по-херстовски». А некоторым особенно повезло — сам Дэмиен Херст создавал картины вместе с ними.  Художник охотно ставил автографы на работах в форме черепа, бабочки, акул.

Дэмиен, на вашей выставке  есть работа «Революция» — черные мухи на оранжевой площади холста. Это о нашей «оранжевой» революции?

Я ее сделал как подарок Виктору Пинчуку (основатель PinchukArtCentre). Причем я знал о революции в Украине, но не знал, что она называется «оранжевой». Так что это случайность полная. После того как Виктор мне об этом сказал, я назвал ее «Революция». Вот такое сумасшедшее совпадение.

А почему вам потребовались не бабочки, а мухи?

Это цитата из Томаса Хобса. Он говорил: «Мы, как те мухи, которых размазали по стене». У него такой очень темный взгляд на жизнь. Мне это нравится. Он описывал жизнь как одиночество, бедность. Жуткую, брутальную, короткую. И это его описание жизни просто идеально вписалось в «оранжевую» революцию.

Чем вас привлекает такой мрачный взгляд на жизнь?

Тем, что он реалистичен. А если внимательно вглядываться в темную сторону жизни, то тогда светлая сторона становится более яркой. Когда я делал картины с бабочками, я думал: «О, мы можем быть как бабочки».

Бабочка символизирует свободу души?

Да, в религиозных картинах бабочка — эта душа. Но однажды я подумал: «Но мы же можем быть и мухами». Эта дуальность (полярность бытия. — «ДЕЛО») мне нравится. Сущность красоты в том, что жизнь в любой момент могут отнять.

За день до начала работы вашей выставки художник Василий Цаголов открыл в одной из киевских галерей выставку «Чего боится Херст?»…

О, я знаком с ним. Мы познакомились два года назад в Киеве на выставке Reflection (проходила в PinchukArtCentre, где экспонировались произведения топовых художников мира и лучших украинских художников из коллекции PinchukArtCentre. — «ДЕЛО»). Помню, я себя плохо чувствовал, потому что бросил пить. А он меня все время спрашивал: «Как это ты пить перестал?»

А сами вы знаете ответ на вопрос: «Чего боится Херст»?

Того же, чего и все. Рака, например. У меня теперь трое детей. А когда у тебя трое детей, то отношение вообще ко всему полностью меняется. Несколько лет назад у меня друг покончил жизнь самоубийством — это абсолютно меняет отношение ко всему. И просто нужно делать все, чтобы продолжать любить жизнь, что бы ни происходило. Но когда становишься старше, делать это все тяжелее.

Потерять славу самого дорого художника не боитесь?

Боюсь, что когда-нибудь молодежь обо мне подумает, что я не такой уж и крутой, не такой клевый. Из многих знаменитых людей, с которыми я встречаюсь, только один-два как были героями, когда я с ними познакомился, так и сейчас продолжают быть ими. Когда ты молод, ты всегда хочешь быть героем, сool, крутым. С возрастом сохранять такое желание становится все тяжелее. А очень важно продолжать хотеть быть героем до самой смерти.

И что для вас является индикатором «крутизны»?

Вообще все это касается того, как ты продаешь свои идеи. Надо все время продавать свои идеи.

Прошлой осенью вы заявили, что прекращаете делать копии своих работ. Это был маркетинговый ход перед аукционом или действительно прекратили?

Да, прекратил. Правда, есть какие-то вещи, которые я начал в 2008 году и их закончу. Такие как распятые коровы в формалине — три огромнейшие вещи. И я еще до сих пор делаю картины с фотографий, так называемые фактажные. Но перестал делать картины с бабочками, с мухами, медицинские шкафы, картины с кружочками (spot paint), картины-вращения (spin painting).

Вы считали, сколько всего в мире ваших  работ?

Где-то около 10 тысяч работ, включая и принты, и рисунки. Например, работ с кружками 800. Пикассо создал за свою жизнь 40 тысяч  работ. То есть у меня еще все впереди.

На вас работало около 120 ассистентов — так называемые «руки Херста». Сейчас сколько осталось?

Наверное, где-то около ста. Их количество все время меняется.

Но если вы перестали делать копии, то чем эти сто человек занимаются?

Они продолжают работать над картинами с фотографий. Это очень трудоемкий процесс. И потом, у меня есть миллион новых идей. Я хочу делать такие скульптуры, напоминающие традиционные, старые, — положить их на дно моря, чтобы они обросли водорослями и выглядели, как какие-то реликвии, потом сфотографировать… Хочу сделать скульптуры, похожие на метеориты.

Как вы познакомились с Виктором Пинчуком?

Нас познакомил Элтон Джон. Он позвонил и сказал, что со мной хочет познакомиться коллекционер с Украины. Я почему-то ожидал, что придет старик, очень тучный. А в студию пришли Виктор с Еленой. Я как раз делал картину (spin painting). И дал им возможность каждому тоже такую сделать. Было очень смешно, и с  этого момента мы подружились.


Дэмиен Херст
Британский художник, 43 года

 Самый дорогой из ныне живущих художников. Возглавляет ежегодный рейтинг 100 самых влиятельных людей в мире современного искусства.
 Его состояние, согласно Sunday Times, оценивается в 200 миллионов фунтов. Подсчеты сделаны до сентябрьских торгов аукционного дома Sotheby’s в 2008 году, на которых Херст заработал 200,752 миллиона долларов, продав больше 200 своих работ.
Стоимость произведений Херста - от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов долларов
Одна из центральных тем творчества Херста — смерть.
Наиболее известные  серии — Natural History: мертвые животные в формалине.

На протяжении 1990-х его карьера была тесно связана с коллекционером Чарльзом Саатчи, но нарастающие разногласия привели к разрыву в 2003.

Дэмиен Херст вместе со зрителями выставки «Реквием» создавал spin painting-картины.
За этим действом с удовольствием наблюдал Виктор Пинчук, основатель PinchukArtCentre