Глава WJ Grain в Украине: Если наши соседи будут инвестировать в транспортную инфраструктуру, можно увеличить транзит их зерна

Николай Компанец, глава представительства WJ Grain в Украине, рассказал, сколько зарабатывают трейдеры на экспорте зерновых и масличных

Николай Компанец, глава представительства WJ Grain в Украине, рассказал, сколько зарабатывают трейдеры на экспорте зерновых и масличных  Николай, в Украине у американской компании WJ Grain есть представительство и компания «Поли Грейн». Какой статус у них?

Решения принимаются в головном офисе.

Расскажите о взаимоотношениях у украинского и венгерского офисов WJ Grain.

Венгерский офис продает зерно. Мы под эти контракты производим закупки в Украине. Такие же офисы есть в России, Молдове, Казахстане.

Если я вас правильно поняла, венгерский офис централизованно продает восточноевропейскую сельхозпродукцию. А сколько зерновых и масличных в недавно завершившемся сезоне отгружено на экспорт украинским офисом?

1,1 млн. тонн. И это в основном масличные — рапс и соя.

WJ Grain — это экспортер №1 таких не очень популярных у украинских экспортеров культур как просо и сорго. А какие страны это зерно покупают?

У нас покупает будапештский офис, как, впрочем, горох, ячмень и пшеницу. А уже они поставляют зерновые в Саудовскую Аравию и другие страны.

Поставляете им фуражное просо и сорго для птицеводов?

Нет, в основном продовольственное. Это питательный продукт, который хорошо выводит токсины, очень популярен у мусульман. В странах арабского мира просо считается настоящей мужской едой. У нас например, популярна гречневая каша, а американцы и европейцы ее не едят.

Кстати и горох мы поставляли в Индию в контейнерах для продовольственных целей.

Если говорить о рапсе, какие страны его покупают?

Израиль, страны Южной Европы, Африка.

Технический на биодизель или продовольственный (для пищевого растительного масла)?

Мы экспортируем и тот, и тот, но в основном для продовольственных нужд. Такой рапс закупается в основном Европой.

Сколько украинский офис WJ Grain зарабатывает на экспорте тонны зерновых?

Совсем немного. Считается, что если удастся получить 10 грн., то это уже хорошо.

А масличных?

Несколько больше — около 40 грн. И внутренние, и мировые цены всем известны. Поэтому наш заработок достаточно прозрачен — легко посчитать, сколько нам остается.

Названные цифры включают возврат НДС?

Нет, это без учета НДС. К тому же НДС должен возмещаться, но на практике это не так.

Скажите, сколько вам задолжало государство по НДС?

Речь идет о 100 млн. грн. подтвержденного долга.

Судя по тем странам, которые вы назвали, основные объемы зерна и масличных вы отправляете на экспорт морем.

Все отправляем морем.

А собственный зернопере-грузочный терминал или припортовый элеватор у компании есть?

У нас есть свой элеватор в Херсоне. Если нам этих мощностей не хватает, понемногу используем мощности Одесского порта, также работаем с Илличевским портом.

Чтобы работать в крупном морском порту, как правило, нужно иметь квоту на хранение зерна на припортовом элеваторе. У вас такие квоты есть, скажем, в Одессе?

Нет, но мы стараемся не злоупотреблять их готовностью идти нам навстречу. Основные объемы в прошлом сезоне переваливали в Херсонском порту.

Подорожала по сравнению с прошлым сезоном переработка зерновых грузов в украинских портах?

Эти услуги существенно подорожали года два назад.

А в последнее время тарифы не повышались?

Пока только на уровне разговоров — нас этим пугают. Но тарифы пока еще прежние.

То есть и припортовые элеваторы тарифы на хранение зерна этим летом не подняли?

Нет.

Подорожания доставки зерна в пределах Украины по железной дороге не ожидаете?

Там тоже грозятся поднять тарифы, но пока не повышают. В Украине не хватало вагонов. Зерновая ассоциация настояла на возврате вагонов из России и Казахстана. У них в обороте где-то 12 тыс. вагонов. 3,5 тыс. они вернули.

Кстати, на недавнем зерновом саммите как раз обсуждалась идея экспорта зерна из России и Казахстана через украинские порты. Моя позиция такова: это можно делать, если Россия и Казахстан будут инвестировать в развитие нашей транспортной инфраструктуры — в расширение зерноперевалочных мощностей и железнодорожных путей. В противном случае Украина не сможет отгрузить на экспорт свое зерно — мощности будут заняты транзитным. Через наши порты можно пропустить только 30 млн. тонн в год при том, что мы планируем отгрузить 25 млн. тонн украинского зерна.

Можно воспринимать ваши слова так: WJ Grain прогнозирует экспорт зерна из Украины в новом сезоне на уровне 25 млн. тонн?

Можно.

Но ведь Минагрополитики прогнозирует снижение урожая зерновых по сравнению с прошлым годом.

Но есть еще и большие переходящие запасы (с прошлого сезона). Министерством озвучиваются оценки на уровне 7-8 млн. тонн, но я уверен, что Украина располагает большими запасами — где-то 10 млн. тонн.

А WJ Grain сколько зерна планирует вывезти из Украины в новом сезоне?

Надеемся сохранить объемы прошлого сезона.

За последние несколько лет зерноперевалочные мощности украинских морских портов выросли в несколько раз. Железная дорога успевает за наращиванием мощностей портов?

Пока как-то успевала.

Украинское правительство предложило в этом году две схемы возмещения НДС экс-портерам сельхозпродукции. Одна из них фактически предполагала возмещение долгов по НДС зерном Аграрного фонда. Вы пользовались этой схемой?

Нет.

Почему?

Зерна на всех не хватило. Воспользовались те, кто успел первым.

Это по этой причине Кабмин предложил вторую схему через гособлигации.

Постановление есть, а механизма пока нет.

Что нужно для того, чтобы схема заработала?

Мне нужно заплатить за зерно сельхозпроизводителю. Ему нужны живые деньги, чтобы пахать и сеять. На носу посевная по озимому рапсу и пшенице. Конечно, я бы предпочел живые деньги, чтобы расплатиться со своими поставщиками — аграриями.

С другой стороны, сельхозпроизводители привлекают банковские кредиты. Если власти договорятся с банками, что те будут давать кредиты под облигации, тогда механизм был бы неудобным, но жизнеспособным.

Государство заявило минимальные и максимальные цены на зерновые (приказ Минагрополитики от 14 июля). Насколько они, по вашему мнению, соответствуют рыночным?

Мировые цены ниже. В этом году собран неплохой урожай пшеницы, хоть он и  несколько ниже, чем годом ранее. Опять же, сейчас на рынок выбрасываются большие объемы зерна. Это не только пшеница, но и другие зерновые. Вследствие этого цена в начале сезона не может быть высокой. Могу сказать, что покупателя сейчас найти непросто.

В то же время украинский сельхозпроизводитель не хочет очищать и подсушивать зерно. Ему нужно возвращать кредиты. Поэтому многие аграрии готовы продавать зерно прямо из-под комбайна. Цена в таких условиях не может быть высокой. К тому же экспортеры будут отнимать от той цены, которую они могли бы дать производителю НДС, поскольку не рассчитывают на его возмещение при экспорте.

Какова, например, сейчас рыночная цена на фуражный ячмень?

Где-то 700 грн. за тонну (минимальная закупочная цена, установленная Минагрополитики — 900 грн. за тонну. — «ДЕЛО»).

Кто ваши главные конкуренты в новом сезоне?

Украинская зерновая ассоциация и конфедерация (Украинская аграрная конфедерация. — «ДЕЛО») стараются так организовать работу зерноторговых компаний, чтобы никто никому не мешал. Места на рынке всем хватает.

А государство трейдерам не конкурент?

Могло бы им быть. Я предлагал объединить Аграрный фонд и ГАК «Хлеб Украины», забрать активы у Госрезерва и создать госкорпорацию, которая могла бы выступать как мощный трейдер наравне с другими игроками рынка. Но ГАК «Хлеб Украины» категорически против этой идеи. Они считают, что такое объединение обанкротит Аграрный фонд — ведь у ГАКа большие долги.

То есть все упирается в долги «Хлеба Украины»?

На самом деле, если бы у ГАК «Хлеб Украины» были деньги, они и сами смогли бы быть крупными экспортерами. Но закупать зерно на внутреннем рынке им не за что. Госрезерву вообще зачем нужны мельницы и такое количество элеваторов?

Давайте вернемся к господдержке АПК. Насколько, на ваш взгляд, эффективны прямые дотации сельхозпроизводства?

Были бы эффективнее, если бы выполнялись в полном объеме. Но на деле сельхозпроизводитель получает только половину того, что прописано в нормативных актах.

Надо полагать, с частичной компенсацией аграриям процентных ставок по кредитам та же история...

Все то же самое.

Со слов представителя НБУ, аграрии с начала года получили 5,8 млрд. грн. новых кредитов. А на практике реально сельхозпроизводителю получить новый кредит?

Получают, но не в тех объемах, которые требуются. Названная цифра — примерно половина потребности.

Легко ли договориться с коммерческим банком о пролонгации или реструктуризации кредита?

Не во всех банках.

У «Поли Грейна» есть кредиты? В каких банках?

В зарубежных и в нашем банке «Контракт».

Кстати, а кто владеет компанией WJ Grain?

Граждане США.

Это семейная компания?

Нет.

А кто владеет «Поли Грейном»?

Там в основном иностранный капитал, но есть и украинские миноритарии.


 WJ Grain — американская компания, специализирующаяся главным образом на внешней торговле зерновыми и масличными культурами (преимущественно восточноевропейского происхождения), а также растительными маслами и кормами.

Аффилированные с WJ Grain компании представлены в 4 странах бывшего СССР и Венгрии.

Читайте также: «Луи Дрейфус» стала вторым в Украине экспортером зерна