"И снова третье сентября". Записки о польской школе

Вопрос определения ребенка в местную школу был для меня, пожалуй, одним из самых сложных при переезде. Во-первых, нужно было разобраться в польской школьной системе, которая несколько отличается от украинской. Во-вторых, было просто волнительно и непонятно, как организован учебный процесс и будет ли ребенку комфортно. В итоге школа стала одним из самых приятных впечатлений о Польше. Но сначала немного о польской системе образования

Дети 5-6 лет в обязательном порядке посещают "зерувку" ("zerówka") — нулевой класс. Нулевые классы есть в садиках — это, как правило, старшие группы. Кроме того, нулевые классы есть практически во всех школах. С 7 лет ребенок идет в начальную школу (szkоła podstawоwa), которая длится шесть лет и тоже условно делится на два этапа: классы I-III, где нет четкого разделения на предметы, кроме иностранного языка, музыки и физкультуры, и классы IV-VI, где уже идет четкое предметное обучение. После VI класса все ученики сдают экзамены. С 13 до 16 лет дети учатся в гимназии (gimnаzjum), которая заканчивается общепольским экзаменом. Результат экзамена — один из критериев отбора при поступлении на послегимназическое образование (szkоły pоnadgimnazjalne). Это, как правило, лицеи, техникумы и профтехучилища. Учатся тут 3 года. В высшие учебные заведения поляки поступают только в 19-20 лет. Это если коротко.

Для заблаговременной записи детей в школы действует онлайн-система, в которой видно, сколько мест осталось в конкретном классе в выбранной школе. Поляки, в основном, именно ею и пользуются. Мы же переезжали среди учебного года, что, казалось бы, должно сильно усложнить процесс — имея украинский опыт, я готовилась пройти все круги ада. Помню как гуглила, выбирала и писала письма мелким почерком.

В итоге, когда нашлось жилье, сам собой решился и образовательный вопрос — мы просто выбрали ближайшую к дому начальную школу. Самую обычную, государственную и бесплатную. И до сих пор ни разу не пожалели.

Приятная пани директор сообщила, что в "нулевке" места есть, и мальчику из Украины будут очень рады. Достаточно одному из родителей написать заявление — и завтра можно приходить с ребенком. "Мы должны убедиться, что вы проживаете в Гданьске, — извиняющимся тоном сказала пани секретарь. — Поэтому напишите, пожалуйста, заявление: "Я, имярек, проживаю в Гданьске." Дата, подпись. Вы извините, здесь такая бюрократия, такая бюрократия..." Никаких тебе справок из паспортного стола, справок о составе семьи, несудимости и состоянии банковского счета.

Итак, сразу после новогодних каникул сын в первый раз пошел в польскую школу. Польского языка не знал, в детский сад в Украине не ходил. Как оказалось, детей предупредили, что с ними будет учиться мальчик из Украины, который не знает языка и которому нужно помогать. Первые дни он проводил в школе несколько часов, потом стал оставаться на все время занятий (с 8.00 до 13.10). От школы ребенок был в восторге. В классе — всего 15 детей, учитель и воспитатель.

Основная задача нулевого класса в Польше — познакомить детей со школьными реалиями, научить взаимодействовать друг с другом и окружающим миром, показать, чему они будут учиться дальше. Есть уроки английского, физкультура, уроки религии (по желанию родителей). Осенью и весной дети по часу в день гуляют на улице. Часто ездят в кино, зоопарк, в школе много концертов и конкурсов.

Первый приятный сюрприз — педагоги. Люди, которые находятся на своем месте, делают то, что любят, и получают за это нормальную заработную плату. Никаких обид на жизнь, государство, никакого раздражения, которое выплескивается на детей. Учителя остаются после занятий и сообща пишут проекты под городские гранты для школы — на закупку оборудования в спортзалы, бесплатные уроки плавания или экспериментальную химическую лабораторию. Так случилось, что городское управление образования отказало нам в бесплатных уроках польского — для "нулевки" не предусмотрено. В результате, чтобы облегчить сыну интеграцию, одна из школьных полонисток занималась с ним на волонтерских началах — ей просто захотелось помочь.

Второй момент культурного шока — питание. Школьные обеды — это первое, второе, сок, много овощей, фруктов, мяса и рыбы. Стоимость — 3,5 злотых в день (приблизительно 22 гривни). Меню на неделю всегда висит в школьной раздевалке на видном месте. Кроме того, каждый родитель может скачать специальное мобильное приложение, выбрать школу, где учится ребенок, и всегда знать, что тот ест именно сегодня и будет есть на текущей неделе. Что очень удобно, если у ребенка, например, аллергия на какие-либо продукты. Организацией питания занимаются частные компании на тендерной основе.

Из дома растущий организм обычно берет с собой бутерброд и воду, а по понедельникам, средам и пятницам, в рамках городской программы, каждый школьник получает дополнительные молоко и фрукты.

С 6.30 утра и до 17.00 в школе работает "светлица" — аналог нашей "продленки". Идеальный выход для родителей, которым на 8.00 на работу. В светлице — море разных интересных кружков. От кулинарии до танцевального и исторического. Для деток постарше работает клуб боевых искусств.

Дополнительные затраты совсем небольшие. 10 злотых (приблизительно 63 гривни) в месяц мы сдаем "на нужды класса" — родительскому комитету. И 5 злотых (приблизительно 31 гривня) — на ежемесячный концерт. Родительский комитет обычно тратит деньги на покупку красок, фломастеров, карандашей и прочего нужного детям. И каждый месяц подробно отчитывается о затратах. Дополнительно оплачиваются входные билеты в кино, театры и зоопарк. Учебниками учеников 1-5 классов обеспечивает школа.

В сентябре сын идет в первый класс. Для получения информации по подготовке первоклассников нас попросили тщательно следить за сайтом школы. С польским языком проблем уже практические нет — ребенок легко общается с одноклассниками, кое-что пишет. Признаться, живя в Украине, я очень боялась, как у него могли бы пойти дела в школе. Сын — очень активный, коммуникабельный, с характером, к нему нужен подход. В украинской школе ему однозначно было бы тяжело. В Польше это не проблема, тут детская индивидуальность ценится и всячески поощряется.

Поляки состоянием школьного образования, кстати, совсем не довольны. Жаркие споры вызывает возраст, с которого дети обязаны идти в школу. Нарекают и на саму "обязательность" — многие родители хотели бы решать этот вопрос самостоятельно. Но читая в Фейсбуке откровения киевских знакомых, которые в попытках "пристроить" детей проходят все круги ада, хочется цитировать здешним мамам старый анекдот: "МарьИванна, нам бы ваши проблемы".