Инженеры или программисты: Какой путь развития выбирают машиностроительные компании

Передовые машиностроительные корпорации становятся еще и софтверными компаниями, объединяя под одной крышей инженеров и программистов. Зачем им это надо, Delo.UA рассказали в компании Bosch

В нескольких десятках километров от столицы немецкого автопрома — Штутгарта — приютился небольшой городок Вернау. Это одна из локаций машиностроительного концерна Bosch. Здесь с начала ХХ века выпускают водонагревательную и отопительную технику, тщательно собирая и храня память об истории компании. В недавно обновленном корпоративном музее можно обнаружить и довоенные рекламные буклеты, и копию самолета Ju 52, разработанного Уго Юнкерсом. Но главное — здесь можно проследить всю эволюцию обогревательной техники. Почти всю.

Газовая колонка — чудо современной техники / фото Артем Ильин

Основные новинки находятся в соседнем корпусе — учебном центре Bosch Thermotechnik GmbH. Именно здесь ты понимаешь, что газовая колонка made in USSR, которой ты пользовался долгие годы, или немецкий двухконтурный газовый котел, купленный несколько лет назад, — свидетельство далекого прошлого этой индустрии.

Все потому, что современная техника — это не только и не столько горелка и сложная система трубочек с водой.

Это агрегат чуть ли не с искусственным интеллектом, управление которым возможно на любом расстоянии и любым удобным способом. Более того, дистанционно можно производить диагностику и часть сервисного обслуживания.

Все благодаря тому, что инженеры компании умеют управлять по проводам не только электроприборами (широко известны, так называемые, "умные квартиры"), но и упомянутой выше техникой. Причем это можно делать не только со специального пульта или персонального компьютера, но и с вашего смартфона или планшета. Подобные решения предлагают достаточно большое количество компаний-интеграторов даже в Украине. Но у Bosch есть своя особенность.

"Бортовой компьютер" управляется легким касанием пальца / Фото Артем Ильин

Что такое "умный дом"? Это термин, подразумевающий интеграцию различных систем в единое целое: компьютерная и бытовая техника, видеонаблюдение, сигнализация, вентиляция и кондиционирование, наконец, отопление и нагрев воды. Раньше специалисты независимых компаний, получая заказ от клиента на подобную модернизацию его квартиры или дома, шли в магазин и, условно говоря, покупали технику от десятка разных поставщиков.

После, каким-то только им известным способом, связывали все это в единую сеть.

Инженеры Bosch, изучая перспективы этого вопроса, в определенный момент осознали, что компания сама может предоставить готовое комплексное решение "под ключ". Ведь ее направления деятельности охватывают практически все компоненты, необходимые для создания "умного дома". Не хватало только оболочки — программного обеспечения, которое бы связало все оборудование воедино. И решение было найдено через покупку специализированных IT-компаний. Отвечая на мой вопрос о том, когда же этот процесс стартовал, член совета директоров Robert Bosch GmbH доктор Штефан Хартунг сказал, что собственные программные продукты в секторе "Строительные технологии и Энергетика" появились около 5 лет назад. С тех пор группа активно усиливает это направление. Например, в США за последние два года куплены два интегратора — Climatec и Skyline Automation, которые предлагают услуги по управлению зданиями на всей территории Штатов.

Доктор Штефан Хартунг уверен, что компания продолжит инвестировать в софт / фото Артем Ильин

В Bosch считают, что собственный программный продукт должен разрабатываться внутри компании, в том числе из-за вопросов безопасности.

"Мы должны производить больше софта. Поэтому продолжаем инвестировать в эту сферу", — заявил д-р Хартунг. На упомянутом выше заводе в Вернау сегодня работает несколько сотен программистов.

Уже сегодня специальное бесплатное приложение, разработанное компанией, позволяет дистанционно и максимально удобно управлять всеми основными системами квартиры или дома. А сервисные инженеры могут дистанционно провести диагностику и определить, какая именно деталь требует замены. Тем самым сокращается время на ремонты и сервисное обслуживание. Третья возможность — это улучшение и упрощение отношений с энергопоставляющими компаниями. В режиме онлайн можно сверять показатели, узнавать тарифы и оптимизировать расход энергоресурсов в зависимости от потребностей клиента через простой интерфейс мобильного приложения. Да, все это отлично работает при качественной мобильной связи, а клиент должен помнить, что именно он в ответе за безопасность информации, которая передается в сетях.

Смартфон вскоре перекочует на витрины музея Bosch Thermotechnik / фото Артем Ильин

Интеграция железа и софта в одних руках — это, скорее всего, главный вектор по которому должно развиваться современное машиностроение. Чтобы его продукция становилась более эффективной, комфортной и безопасной. Не удивлюсь, если вскоре в музее Bosch Thermotechnik почетное место будет отведено смартфону — главному атрибуту современного человека и в скором будущем современного "умного дома".