Как повлияет на рынок ценных бумаг новый налог?

Вадим Белик, старший менеджер отдела налоговых и юридических услуг PricewaterhouseCoopers, поделился с "Делом" своим мнением относительно нового налога на рынке ценных бумаг

Необходимость качественного изменения налогового учета операций с ценными бумагами очевидна. Существующие правила не соответствуют современным требованиям и предоставляют широкие возможности для налоговой оптимизации, ведь прибыль, полученная от торговли ценными бумагами, в налоговом учете перекрывается расходами на их приобретение. Кроме того, ценные бумаги используют как инструмент для перемещения денежных средств между субъектами хозяйствования. При этом для таких операциях активно используются технические, или "мусорные", бумаги.

В данной ситуации закономерным стало появление законодательных инициатив, направленных на борьбу с этим явлением. Законопроект №11285, который будет повторно рассматриваться на парламентской сессии 6 ноября, предусматривает введение акцизного сбора на внебиржевые операции с ценными бумагами и деривативами.

В законопроекте предложены сразу несколько мер, направленных на борьбу с "мусорными" ценными бумагами: введение акциза на операции на неорганизованном рынке (0.1% на операции с биржевыми и 3% на операции с внебиржевыми ценными бумагами), разделение налогового учета между биржевыми и внебиржевыми ценными бумагами и переход от определения налогооблагаемой прибыли по видам ценных бумаг к налогообложению отдельных операций. Насколько эффективны меры, предложенные в данном законопроекте?

Прежде всего следует отметить, что существуют определенные несоответствия рассматриваемого налога положениям законодательства об акцизном сборе. В экспертном заключении к законопроекту, подготовленном Главным научно-экспертным управлением указано, что определение операций по отчуждению ценных бумаг и деривативов как подакцизных является спорным и требующим дополнительного обоснования. В качестве альтернативы предложено ввести отдельный налог на такие операции, а не считать его элементом акцизного сбора.

В средствах массовой информации высказывались мнения, что введение акциза соответствует мировой тенденции, однако рынок ценных бумаг в Украине переживает не лучшие свои времена. Будет ли введение дополнительного налога в подобных условиях оправданным? Кроме того, предложенная ставка акциза 3% является неоправданно высокой. Например, ставка налога на финансовые операции в Европе с их развитым рынком ценных бумаг значительно меньше. В худшем случае, возможным результатом может оказаться обращение "мусорных" ценных бумаг на бирже.

Рациональным предложением законопроекта является разделение налогового учета на биржевые и внебиржевые операции, что должно способствовать препятствованию схемам налоговой оптимизации.

Вместе с тем предложение перехода к определению налогооблагаемой прибыли по отдельным операциям получило положительные отзывы налогоплательщиков. В случае принятия уже только этой нормы, это должно эффективно препятствовать налоговой оптимизации. При этом конечной целью участников рынка является полное сближение бухгалтерского и налогового учета в части налогообложения таких операций. Камнем преткновения является разный подход к определению доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете. В то время как бухгалтерский учет оперирует понятиями номинала, дисконта или премии, налоговый учет определяет прибыль как разницу между первоначальной стоимостью приобретения ценной бумаги и ценой ее продажи.

Что касается переходных положений законопроекта, то вряд ли они должны быть приняты в их настоящем виде. По оценкам налоговых органов, накопленные налоговые убытки от торговли ценными бумагами в 2011 году составили 159 млрд. грн. В этой сумме скрыта прибыль, которая будет обложена налогом, если исключить из нее стоимость нереализованных ценных бумаг, как это предлагается сделать в законопроекте. Последний не содержит предложений по налоговому учету такой прибыли. В то же время сумму убытков, по состоянию на 1 января 2013-го (предполагаемая дата изменений), предлагается ограничить на уровне 25% до их полного погашения. Причем применяться такой лимит будет к уменьшающемуся остатку таких убытков.

Одним из вариантов переходных положений, предлагаемых рабочими группами, является "обнуление" отрицательного результата от торговли ценными бумагами в налоговом учете. Впрочем логичным было бы применение к ценным бумагам, приобретенным до вступления в силу изменений правил, действовавших на момент их приобретения.

Среди других новшеств, предложенных в законопроекте и относящихся к налогообложению ценных бумаг, такие: 10%-ная ставка налога на прибыль от операций с ценными бумагами и налогообложение операций РЕПО по правилам бухгалтерского учета. Вызывает сомнения необходимость применения пониженной ставки налога на операции с ценными бумагами поскольку это не компенсирует налоговый эффект от введения 3%-ного акциза. Более того, в редакции законопроекта, представленной для рассмотрения, 10%-ный налог распространяется на все операции с ценными бумагами, а не только не те, которые облагаются акцизным сбором.