Как Россия сможет влиять на украинский импорт после вступления в ВТО

О том, какие меры торговой защиты могут применяться к украинской металлопродукции, поставляемой на российский рынок, — рассказывает Татьяна Слипачук, партнер ЮФ "Саенко Харенко"

Перед тем, как перейти к анализу нынешних правовых возможностей Российской Федерации в сфере ограждения своего рынка от импортных товаров, отмечу следующее. Ряд международных соглашений, действующих в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), прямо предусматривает право государств-членов ВТО применять антидемпинговые и компенсационные меры против "недобросовестного импорта". Также важно понимать, что присоединение страны к ВТО не исключает применение на ее территории защитных мер (в терминологии украинского законодательства — специальных) против "добросовестного" импорта. Правда, такой импорт должен демонстрировать "непредвиденный, внезапный, резкий и значительный рост".

Меры торговой защиты действуют независимо от других налогов, сборов и пошлин, подлежащих уплате при импорте определенного товара. В случае с Российской Федерацией, эти меры могут применяться в дополнение к любым обязательным платежам, предусмотренным Единым таможенным тарифом или другим нормативным актом Таможенного Союза (ТС) и взимаемым при импорте определенных товаров на территорию ТС.

Отчет рабочей группы о присоединении России к ВТО предусматривает ряд специальных обязательств РФ, связанных с применением этой страной мер торговой защиты. Первая их категория — те меры, которые будут вводится после вступления Российской Федерации в ВТО. В отношении данной категории Россия однозначно обязалась применять их в строгом соответствии с соглашениями ВТО. Вторая категория включает в себя меры торговой защиты, введенные на дату вступления страны в ВТО либо позднее, но по результатам расследования или пересмотра, инициированного до такой даты. В отношении подобных мер РФ также взяла на себя обязательство, чтобы они соответствовали соглашениям ВТО.

Также Россия приняла обязательство предоставить всем заинтересованным сторонам, чьи интересы затрагивает та или иная мера, дополнительные процессуальные гарантии. К ним относится, во-первых, право заинтересованной стороны, ознакомиться с неконфиденциальной информацией, связанной с любой введенной мерой торговой защиты. Во-вторых, — это право требовать инициирования пересмотра любой такой меры в случае, если заинтересованная сторона докажет ее несоответствие соглашениям ВТО.

Наконец, третья категория, в которую входят так называемые "старые" меры торговой защиты. К последним следует отнести, в частности, антидемпинговые пошлины в отношении импорта трубной продукции малого и среднего диаметра происхождением из Украины (в размере 18,9%-37,8% в зависимости от вида труб), полиамидной технической нитки в (11,6%), стальных кованных прокатных валков (26%) и проч. При этом обращает на себя внимание тот факт, что Россия не связана обязательством отменить данные меры только по причине своего вступления в ВТО. Таким образом, они продолжают действовать на сегодняшний день в том виде и объеме, в котором были применены изначально. Немаловажно, однако, что в случае инициирования их пересмотра (например, промежуточного или в связи с окончанием срока действия), Россия должна обеспечить, чтобы и сама процедура такового пересмотра и меры, принятые по его результатам, соответствовали соглашениям ВТО.

В части существующих "старых" мер имеются все основания отдельно рассмотреть Соглашение о регулировании поставок некоторых видов стальных труб (Соглашение о трубах), происходящих из Украины, на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 23.09.2011 года (его действие продлено до конца 2012 года). Данный документ предусматривает право ООО "Интерпайп Нико Тьюб", ОАО "Интерпай Нижнедпепровский трубопрокатный завод", ОАО "Интерпай Новомосковский трубный завод" и ЧАО "Сентравис Продакшн Юкрейн" импортировать определенные трубы на территорию ТС без уплаты антидемпинговой пошлины в объеме установленной квоты.

Прежде всего, следует подчеркнуть — упомянутые в Соглашении о трубах договоренности были достигнуты между Украиной и Россией по результатам промежуточного пересмотра действующих антидемпинговых пошлин. В этом пересмотре упомянутые компании приняли активное участие и по его результатам взяли на себя добровольное обязательство ограничить объемы поставки товара в ТС. Согласно публично доступной информации, протокол об очередном продлении действия Соглашения о трубах, был подписан сторонами 13 августа 2012 года, то есть до даты вступления России в ВТО. Данные количественные ограничения попадают в категорию "старых" мер, и с учетом вышеописанных особенностей их применения ТС имел право подписать Соглашение о трубах в действующей редакции.

Теперь, что касается возможного продления действия указанных мер в будущем. На наш взгляд, стороны в случае инициирования пересмотра антидемпинговых мер, в соответствии с соглашениями ВТО, уже не смогут договариваться об установлении количественных ограничений (даже если это будут добровольные обязательства компаний). Ведь такая форма самоограничений не предусмотрена Соглашением ВТО об имплементации статьи VI ГАТТ 1994, регулирующем вопросы применения антидемпинговых мер. В порядке указанного пересмотра компании, тем не менее, вправе принимать на себя добровольные обязательства (например, обязательство пересмотреть цены либо прекратить экспорт по демпинговым ценам), которые должны будут утверждаться компетентными органами ТС. Кроме того, для компаний, активно участвующих в пересмотрах и подающих обоснованные документы, могут быть рассчитаны индивидуальные ставки антидемпинговой пошлины.