Как упредить возникновение налоговых ям

Василий Матийчик, первый вице-президент, генеральный директор Ассоциации налогоплательщиков Украины рассказал "Делу" о ситуации в налогооблажении и о том, что такое налоговые ямы.

Матийчик, первый вице-президент, генеральный директор Ассоциации налогоплательщиков Украины рассказал "Делу" о ситуации в налогооблажении и о том, что такое налоговые ямы.

Понятие «налоговая яма» существует давно. Какова схема образования таких «ям»?

В общих чертах схема такова. Создается одно или несколько предприятий и добровольно регистрируется плательщиками НДС.  Затем производитель какого-либо товара продает такому «транзитеру» свою продукцию. Налоговые обязательства у такого производителя минимальные. Затем «транзитер» продает этот же товар по завышенным ценам. Заключается договор, оформляются все необходимые документы, выписывается налоговая накладная. У посредника возникают валовые доходы и налоговые обязательства. Покупатель получает право на валовые расходы и налоговый кредит. Выглядит все законно. Но особенность таких операций заключается в том, что «транзитер» не собирается декларировать, а тем более уплачивать налоги. Деньги, полученные от покупателя, обналичиваются и делятся между участниками схемы.

Выгоду получают все. Первичный производитель занижает налоговые обязательства на законных основаниях, конечный покупатель (в такой схеме он называется «выгодополучатель») тоже уменьшает обязательства перед бюджетом. Плюс все участники получают свою долю наличных денег.

Предприятие-«транзитер» и является налоговой ямой, куда уходят бюджетные деньги. В зависимости от объемов скрытых денег яма может называться пропастью.

Сколько денег теряет бюджет из-за предприятий, использующих схему уклонения от уплаты налогов, создавая налоговые ямы?

 По сведениям налоговой администрации Украины, из-за таких схем бюджет недополучает до миллиарда гривен ежемесячно.

Какие крупные структуры пользуются такими схемами?

По сведениям налоговых органов, налоговыми ямами пользуются не только мелкие плательщики налогов, но и крупные, известные по всей Украине предприятия, которые провозглашают себя сознательными и прозрачными налогоплательщиками.

Какие-то эффективные методы борьбы есть?

С апреля этого года были внесены изменения в порядок предоставления отчетности по НДС, согласно которым все плательщики налога обязаны вместе с декларацией по НДС подавать расшифровку налоговых обязательств в разрезе контрагентов.

Теперь налоговая служба имеет всеукраинскую базу данных по всем операциям, которые произошли в течение месяца. И если покупатель задекларировал налоговый кредит, а его контрагент не задекларировал налоговые обязательства, налоговики выявят это нарушение максимум через 50 дней.

И как это сказалось на бюджетных поступлениях?

К сожалению, и после введения дополнительных форм контроля значительного увеличения поступлений в бюджет не произошло.

Налоговики могут отследить участников схем, но практически не могут применить к ним никаких мер воздействия.  Сделки не могут быть признаны ничтожными в результате проверки, потому что все документы оформлены надлежащим образом. Только решением суда можно доказать недобрый умысел участников схем и фиктивность сделок. А мы знаем, насколько загружены сейчас административные суды.

Соответственно, нельзя уменьшить задекларированный налоговый кредит у покупателя. А продавца-«транзитера» на момент проверки уже может и не быть. За это время уклонисты уже открыли другие подставные предприятия и совершают такие же махинации через них.

Как изменить законодательство таким образом, чтобы упредить возникновение налоговых ям?

В этой ситуации налоговики инициируют внесение изменений в основные законы, такие как закон о прибыли предприятий, об НДС, о налоговой службе. Эти изменения подразумевают расширение полномочий по признанию сделок ничтожными на основании только лишь закона, без решения суда. Такие полномочия могут дать им реальные возможности наказывать нарушителей.

Какие схемы борьбы с налоговыми ямами можете предложить вы как глава Ассоциации?

Мы поддерживаем действия налоговой службы по усилению контроля за начислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

Но в данной ситуации нас волнуют не столько схемы борьбы с налоговыми ямами, сколько защита прав добросовестных плательщиков налогов, которые случайно попали в такую цепочку.

Мы разработали законопроект по защите прав плательщиков налогов и выступаем за то, чтобы не только налогоплательщики, но и должностные лица контролирующих органов несли ответственность за неправомерные действия или превышение служебных полномочий.

Мы против солидарной ответственности за неуплату налогов в бюджет. Ведь если продавец-«налоговая яма» не задекларировал и не уплатил налоги в бюджет, принцип солидарной ответственности лишает всех участников цепочки прохождения товара прав на валовые расходы и налоговый кредит. В данном случае очень важно не допустить ущемления законных прав добросовестных плательщиков налогов.


Анатолий Шевченко
специально для «ДЕЛА»