Леся Оробец: Образование – вопрос государственной безопасности

Леся Оробец, народный депутат Украины, высказала мнение о том, какую лепту могут внести частные благотворители в системе изменения в сфере образования в Украине

Какие проблемы в сфере образования на сегодня самые острые?

Недостаток финансирования образования. 

В стране хронически не выполняется прямое требование статьи 61 Закона Украины «Об образовании», которая гарантирует обеспечение государственных ассигнований в образование и науку в пределах не меньше 10% национального дохода, а финансирование профессионально-технического образования возложено с конца прошлого года на бюджеты местных органов самоуправления. Но даже средства, четко определенные бюджетом, наука и образование не получают полностью.

Несоответствие качества образования требованиям рынка и государственным нуждам. 

Выпускники украинских общеобразовательных и высших учебных заведений не умеют применять на практике полученные академические знания. При этом ни один украинский вуз не входит в известные мировые университетские рейтинги

.Отсутствие системной связи между дошкольным, средним и высшим образованием. 

В частности отсутствует преемственность между учебными программами, концептуальными подходами и традициями преподавания в общеобразовательной и высшей школе, что объясняется низким качеством системного администрирования образования в Украине и отсутствием надежных механизмов управления его качеством

.Недостаточная доступность образования. 

Около 15% учеников, проживающих в сельской местности, нуждаются в транспортировке к месту обучения. А государственная программа «Школьный автобус» традиционно недофинансируется. Доступ лиц с особенными потребностями к качественному образованию ограничен на законодательном и административном уровне.

Наличие льготных категорий и несовершенство системы зачисления на обучение в вузах за средства госбюджета не обеспечивают равного доступа всех граждан к качественному высшему образованию.Без радикального реформирования системы образования мы сводим к нулю шанс модернизации остальных отраслей, а также резко сужаем интеллектуальный ресурс нации. Вопрос образования – это, без преувеличения, вопрос государственной безопасности.

Какие реформаторские действия  наиболее сложно будет сделать?

Наибольшие затруднения традиционно связаны с обеспечением должного финансирования образовательных нужд и его эффективного администрирования. Объясняется это, с одной стороны, недопониманием властью (независимо от политических оттенков) приоритетной роли украинской науки и образования в модернизации нашего общества, с другой – архаичностью системы управления образованием, которой все еще присуща чрезмерная централизация, бюрократизация при отсутствии достаточной мотивации и контроля над результатами деятельности. Не секрет, что решение остальных образовательных проблем прямо либо косвенно будет зависеть от преодоления недофинансирования образования и перераспределения образовательных средств в «ручном» режиме.

Могут ли  частные благотворители внести свою лепту в системне изменения в образовании?

Прежде всего, необходимо разработать и внедрить дескрипторы, которые базировались бы на результатах обучения, а также критерии оценки  эффективности деятельности учебных заведений. В этом бизнес должен принимать непосредственное участие. Как минимум, с ним должны советоваться по поводу разработки и внедрения механизмов аккредитации государственных образовательных стандартов и программ. Лишь тогда, когда инвестор или благотворитель способен предусмотреть потенциальный эффект от своих капиталовложений, он станет вкладывать деньги в образование. Причем, не в «образование вообще», а в конкретную школу, университет или инновационный научно-исследовательский проект. 

Какими проектами стоит заняться бизнесменам-филантропам, желающим инвестировать в образовательные проекты?

Можно сослаться на опыт мировой практики в данной сфере, ориентированной на:
- поддержку одаренной молодежи, способной в будущем повлиять на расширение рынка для инвестора (благодаря качественному государственному образованию, квалификации, тем или иным разработкам, идеям, проектам);- фундаментальные проекты многофункционального свойства (2-, 3-летние программы, эндавменты, премиальные программы и т.д.);- не совсем традиционные для наших благотворителей проекты: лицензионные и другие договоры, которые подразумевают роялти за интеллектуальную собственность, поддержка заявок на международные патенты и изобретения, стипендиальные или научные эндавменты, бонусы в форме ценных бумаг и страховок и т.д.

Если же говорить о поддержке сфер, наиболее интересных для наших детей и молодежи, очевидно, стоит упомянуть инвестиции в рабочие места для них в Украине либо венчурные фирмы – как логическое продолжение полученных стипендий и личностного роста.

Е сть ли удачные примеры партнерства частного бизнеса и государства в сфере образования? 

Один из наиболее удачных украинских примеров в этой сфере связан с поиском эффективных форм и моделей сотрудничества между правительством и частными предприятиями, который был инициирован предыдущим руководителем Минобразования Иваном Вакарчуком. Речь шла о приближении содержания и методики преподавания в вузах к потребностям рынка и запросам работодателей. Именно в результате такого диалога возник опыт деятельности Межкорпоративного Университета (при участии агрохолдинга «Мрия», МТС-Украина, «Вимм-Билль-Данн Украина», Киевской инвестиционной группы, «МЕТРО Кеш енд Кери Украина», КНУ имени Т.Шевченка, КПУ и Киево-Могилянской академии).

Почему в Украине практически нет филантропических проектов, поддерживающих науку? 

По-видимому, одним из главных препятствий привлечения поддержки наукоемких государственных проектов со стороны благотворителей является ожидание коррупционных проявлений, с которыми традиционно сталкиваются украинские предприниматели. В этой связи, государство должно быть заинтересовано продемонстрировать потенциальным филантропам не только прозрачную методику расчета стоимости подготовки специалистов, но и создать условия для повышения инвестиционной привлекательности образования и науки как сферы приложения капитала. В этом случае, и благотворители активизируются. 

Почему государство не готово дать частным благотворителям более серьезные льготы и нужно ли это сделать?

Беда в том, что украинское правительство все еще пытается играть роль «социально ответственного» государства и при этом опираться исключительно на собственные силы и ресурсы, которых явно для этого не хватает. Либо высокие державные чины полагают, что частная благотворительная инициатива слишком мала, чтобы решить серьезные проблемы, либо подозревают филантропов в несоответствии желаний декларируемым намерениям. К примеру, в том, что не проблему реальную они хотят решить (допустим, помочь студентам стипендиями), а PR обеспечить, деньги «отмыть», социальный иммунитет прибрести и т.д.

К огромному сожалению, у нас принято считать, сколько государство теряет от налоговых льгот для благотворителей, а не на сколько оно может сократить расходов благодаря полученным от них средствам.

Нужно ли давать налоговые льготы? Безусловно, да! В Европе около 10-20% прибыли фирм или личных доходов граждан освобождаются от налогов, если их тратят на благотворительность. Даже россияне во время кризиса увеличили налоговую скидку на благотворительные взносы граждан до 25% дохода на фоне нашего сокращения до 4%.

Впрочем, не менее важно и благотворителям более четко ставить цели, демонстрировать прозрачность и понятность намерений, а также регулярно информировать общественность об их достижении.