Лидер донецких чернобыльцев: Мы готовы к самосожжению

Председатель Донецкой областной организации инвалидов-чернобыльцев "Чорнобиль-Єдність" в интервью «Делу» рассказал, почему активисты не собираются прекращать голодовку в Донецке несмотря на запрет суда, и упрекнул Азарова в некомпетентности

Сегодня под стенами управления Пенсионного фонда в Донецке опять столпотворение – к акции протеста 41 голодающего с 15 ноября чернобыльца присоединились еще около 500 человек. На митинг пришли родственники голодающих, другие ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пострадавшие в результате той катастрофы, вдовы чернобыльцев.

Одна из целей, зачем люди снова стягиваются к палаточному городку: не дать властям, руководствуясь решением Донецкого суда, снести палатки. Председатель Донецкой областной организации инвалидов-чернобыльцев "Чорнобиль-Єдність" и лидер акции протеста Николай Гончаров рассказал в интервью «Делу», что митингующие ожидают от властей решительных действий и готовы пойти на крайние меры.

Николай Михайлович, почему вы решили остаться под стенами Пенсионного фонда несмотря на запрет суда?

Мы приняли решение не исполнять решение суда в связи с тем, что исполнительная власть отказывается исполнять решения судов по нашим делам, которые имеют законную силу и находятся здесь, в Пенсионном фонде, их около 7 тысяч.

Если со стороны спецподразделений будет предпринят штурм, люди готовы идти на самоуничтожение, то есть готовы совершить акт самосожжения.

Всего сейчас голодает 41 человек. Конечно, на самосожжение не все готовы, но есть люди, которые настроены на это – несколько человек. Я пока не могу сказать, сколько их. Но у нас есть все для того, чтобы это сделать. И люди осознанно на это готовы – показать народу Украины, что эти бандиты творят с защитниками отечества. Дабы народ встал.

Были ли после визита к вам губернатора и глав прокуратуры и милиции области попытки вести с митингующими диалог? 

Никакого диалога не ведется. Только поступила информация о том, что была дана команда убрать большую палатку, которая была установлена по указанию губернатора Донецкой области. То есть нас, понимаете, хотят вообще оставить на холодной земле. Большая палатка – единственная, которая отапливалась. А власть показывает свое истинное лицо.

Среди официальных причин запрета акции – газовые баллоны, которые находятся на территории городка…

Это ложь. Передо мной лежит заключение госпожарнадзора, которое приложили к иску, так из нас под ним никто не подписывался. Где эти баллоны - неизвестно. Где они их нашли? То есть проблема была создана специально, якобы это дает основания подозревать в подготовке или осуществлении теракта. 

Между прочим, вчера на судебном заседании, по нашим данным, представитель прокуратуры заявил, что для совершения теракта нет оснований. Но представитель Службы безопасности все это категорически отрицает и говорит, что угроза теракта есть. 

Сюда приезжают представители правительства Польши и Швеции. Если готовится теракт, то нужно запретить массовое скопление людей, так? Но этого не делается.

Обратите внимание, сегодня около 9 часов вечера начнется матч между донецким «Шахтером» и португальским «Порту». Сюда приезжают представители правительства Польши и Швеции. Если готовится теракт, нужно запретить массовое скопление людей, так? Но этого не делается. Так почему нас пытаются разогнать, неужели думают - мы до такой степени ничего не понимаем, что происходит? 

Да мы уже читаем их мысли! Когда только стали появляться новости о том, что в Запорожской и Днепропетровской областях были произведены теракты, мы сразу поняли, что готовится какая-то планомерная акция в отношении нас, участников акции протеста. Вот это ночью и свершилось.

Мы просили МВД и СБУ обеспечить нас охраной. Но пока охраняют только помещение Пенсионного фонда, нас не охраняют.

Ваши требования не изменились с момента начала акции?

Нет. Мы требуем исполнения норм чернобыльского закона с учетом решений судов по всем категориям социально незащищенных граждан. 

Сколько планируете оставаться в палатках и сколько, по-вашему, еще может продлиться акция?

Это очень тяжело загадывать. Состояние у людей тяжелое – им сложно как морально и психологически, так и физически. Ну, будем терпеть, будем крепиться. Я думаю, что народ поймет нас. Народ поймет, что мы здесь лежим не для того, чтобы отстоять несуществующие у нас размеры пенсий, которые якобы более 30 тыс. гривен. У нас нет таких пенсий, в природе не существует. 

Это, как говорят по-украински, просто брехня. Ложь идет со стороны Азарова, президента, Тигипко о том, что у нас такие размеры пенсий. В том числе и от президента Всеукраинской общественной организации "Союз Чернобыль Украины" Юрия Андреева. Он объявил нас здесь лже-чернобыльцами... Вы возьмите, приедьте сюда, посмотрите, вам каждый покажет удостоверение инвалида и участника ликвидации аварии, пострадавшего вследствие чернобыльской катастрофы.

Вы еще надеетесь, что премьер-министр Украины Николай Азаров приедет в Донецк?

Я уже говорил, и еще раз повторю: если Азаров является настоящим мужиком, а не политической проституткой, то пусть он выйдет и приедет к нам. Мы просили в своих требованиях его сюда приехать. Если он боится, пусть честно признается, что он боится народа Украины, и пусть спокойно уйдет. Он пенсионер, пусть спокойно живет на пенсии. Если он не может справиться с тем, что сейчас происходит в стране, пусть приходят молодые, энергичные и наводят в экономике порядок.

Мы, чернобыльцы, никакого отношения к средствам Пенсионного фонда Украины не имеем – мы получаем свои пенсии из средств государственного бюджета

Получается, он со своей бригадой разворовал государственный бюджет, а теперь пытается переложить всю вину на нас, на чернобыльцев, якобы мы и опустошили Пенсионный фонд Украины.

Я хочу официально заявить, что мы, чернобыльцы, никакого отношения к средствам Пенсионного фонда Украины не имеем – мы получаем свои пенсии из средств государственного бюджета, то есть, как и народные депутаты, государственные служащие, судьи и прокуроры. Куда Азаров дел деньги из государственного бюджета? Этим вопросом нужно заниматься прокуратуре, а не ущемлять наши права, которые предусмотрены государством.

Ошибка журналистов, и это преподносится из уст президента, премьера, что наша государственная пенсия – это льгота. Это не льгота, это гарантия государства. Государство взяло на себя обязанность возместить ущерб, причиненный нашему здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и если государство не может выполнить эти обязательства, пусть оно честно признается, но не врет народу.

Но и народ не должен страдать – они (чиновники. - "Дело") в первую очередь должны себя лишить незаслуженных льгот и гарантий. Какие народные депутаты совершали подвиги, что получают такие льготы и привилегии? Нагибать нас и ставить в позу мы не позволим никому.

Вы ожидаете, что палатки могут снести?

От этой власти можно ожидать все что угодно. Складывается впечатление, что власть понятие не имеет, как выйти из этой ситуации. А выход один, простой – выполнять норму закона.

У нас просьба, чтобы глава МЧС дал указание руководству Донецкого управления министерства не снимать нашу (большую, отапливаемую. - "Дело") палатку. В противном случае мы будем вынуждены предпринять какие-то действия в отношении сотрудников МЧС, дабы не дать им снять эту палатку.

Напомним, ранее Донецкий окружной административный суд запретил акции протеста чернобыльцев в Донецке в связи с угрозой теракта. Николай Азаров отказался посетить митингующих в Донецке, однако позднее заявил, что правительство намерено повысить пенсии чернобыльцам в три этапа.