Марков: Скажу честно, меня кризис уже коснулся

Депутат Госдумы Российской Федерации от партии «Единая Россия» Сергей Марков рассказал о панике, которую провоцирует мировой финансовый кризис среди россиян.

Госдумы Российской Федерации от партии «Единая Россия» Сергей Марков рассказал о панике, которую провоцирует мировой финансовый кризис среди россиян.

Как вы оцениваете масштаб мирового кризиса в России?

В России масштаб кризиса, конечно, меньше, чем в Украине по простой причине. В России есть эффективная власть, которая пытается кризису противостоять. В Украине все-таки кризис случился в неудобный момент, когда власть вцепилась мертвой хваткой друг другу в горло. И хотя украинский бизнес за эти годы привык действовать без власти, но сейчас именно та ситуация, когда власть должна применить власть. В России этой проблемы нет. Еще одна причина того, что кризис не задел пока Россию, — это то, что отличает нас от других развитых стран — недостаточно развитые рыночные институты.

Рынок у нас меньше развит, чем в США и странах Евросоюза. Кроме того, наша банковская система слабо развита. Это плохо само по себе, но в данном конкретном случае это оказалось лучше. Кризис затронул ту часть экономики, которая связана с кредитами. Уровень кредитования в западных экономических институтах очень высокий, а в России он значительно ниже. И большинство российских предприятий развивались не за счет взятых кредитов, а за счет собственной прибыли. Поэтому кризис коснется России меньше, чем развитых стран. В этом смысле это объединяет Россию с Украиной.

Чувствуется ли паника среди населения РФ?

Да, да, да. В России очень серьезное представление о кризисе, но при этом кризис у нас в голове больше, чем в реальности. Поскольку для них (населения России. — «ДЕЛО») кризис — это что-то экстраординарное. Поскольку есть такое ожидание кризиса среди населения, люди сейчас замерли. Предприятия заморозили свои проекты, не развиваются.

Если кризис на Западе напрямую связан с этим перекредитованием, то у нас все делают за счет собственной прибыли. Поэтому за счет недостатка кредитов наши меньше пострадали. Но наши зато привыкли к кризису психологически, поэтому они замерли в ожидании. Скажу честно, меня кризис уже коснулся.

Как именно? Кстати, в какой валюте храните сбережения?

У меня деньги в основном в долларах и рублях. И с этой точки зрения кризис особенно не коснулся. Но текущие доходы уменьшились.

В какой стране храните деньги?

В России. У меня все связано с Россией. Я даже на машинах российских езжу. Сейчас сдаю старую машину и покупаю новую. Она тоже будет российской, видимо, это будет Volga Siber.

Цена на нефть падает, доходов в бюджет от экспорта нет, идет отток капитала. Как это отразится на благосостоянии России?

Пока трудно сказать. Хотя цены на нефть падают, но в целом они оказываются выше, чем было заложено в российский бюджет. Поэтому у нас доходов от нефти меньше, чем хотелось бы, но больше, чем заложено в бюджете. Наши обязательства достаточно консервативные, и у правительства есть возможность маневрировать. Долговременные прогнозы по ценам на нефть указывают, что они будут расти.

Если Украина вынуждена брать деньги у Международного валютного фонда, то Россия рассматривает вопрос о том, чтобы давать деньги: Исландии или еще какому-то государству.

Россия хочет помочь Исландии. Почему?

А потому что она меньше всех. И потому что она попросила. Остальные страны особо не просили.

А может, потому что российская элита держит деньги в банках Исландии?

Я думаю, что если бы это было так, то, конечно, Путин с Медведевым быстро навели бы там порядок, вывели бы, что называется, «за ушко да на красно солнышко» тех, кто пытается это делать. По всей видимости, это не так, это крайне маловероятно. Исландия все-таки маленькая страна, а большинство предпочитает держать деньги в крупных банках. В Исландии крупных банков нет, поэтому, я думаю, что это скорее слух.

Беседовал Александр МЕЛЬНИК