Машиностроение Украины нуждается в кадрах и обновлении фондов – лидер рынка

Директор холдинга "Горные Машины", одного из лидеров машиностроительной отрасли Украины, Евгений Ромащин поделился своим видением будущего отрасли и объяснил, почему отрасль находится в далеко не самом лучшем положении

Оценивая состояние машиностроения в Украине и странах Таможенного союза (ТС), я хотел бы отметить, что по сравнению с 1990 годом, когда при Советском Союзе доля машиностроения в валовом внутреннем продукте составляла 40%, к сожалению, сегодня наши позиции существенно слабее. В Украине доля машиностроения в ВВП – 12%, в России вообще лишь 3%, в Баларуси – 18%. 

Более 26% от производимой в Украине продукции машиностроения экспортируется в Россию.  И вообще в структуре экспорта украинских товаров в Россию доля машиностроения составляет 36%, то есть очень весомую долю. 

Ключевые подотрасли машиностроения Украины и стран Таможенного союза тесно переплетены как точки зрения собственности, так и с точки зрения глубокой производственной кооперации. 

Тут можно привести в пример завод, который входит в нашу компанию, – Каменский машиностроительный завод, находящийся в Ростовской области. Он участвует в программе глубокой кооперации с другими нашими предприятиями, которые находятся на территории Украины. Как для украинского и российского рынков, так и для рынков третьих стран. Можно привести и другие примеры.

"Позиции Украины и стран ТС на международных рынках выглядят не так хорошо"

Наши предприятия участвуют в программе глубокой кооперации исторически. Совместные программы позволяют создавать с нуля производства, развивать сборочные производства, совместно осваивать новые технологии и участвовать в совместных программах научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что тоже очень важно. 

Сегодня позиции Украины и стран Таможенного союза на международных рынках, к сожалению, выглядят не так хорошо, как некоторое время назад. Это объясняется тем, что после тех геополитических образований, которые проходили в наших государствах, уменьшился объем спроса со стороны базовых отраслей промышленности, уменьшился объем госзаказов по некоторым отраслям. И на сегодня лидерами мирового машиностроения являются США, Германия и Япония. Они обеспечивают в общем объеме производства машиностроительной продукции более 60%. 

Наиболее динамично сегодня развиваются такие страны, как Канада, Корея и Китай. Что позволяет им динамично развиваться? Ну, во-первых, это существенный внутренний спрос, во-вторых, достаточно низкие издержки, то есть структура издержек позволяет конкурировать на международных рынках. И ставка на высокий уровень технологичности в производстве. Это и есть те направления, которые необходимо развивать нам.

Один из главных трендов на мировом рынке – влияние Research & Development

Для долгосрочного и конкурентоспособного развития машиностроения необходимо учитывать те  тренды, которые существуют в мире, и учитывать, как эти тренды повлияют на развитие нашего бизнеса. Основные тренды – это увеличение доли развивающихся стран в мировой экономике, урбанизация, более внимательное отношение к экологии, рост социальной ответственности корпораций, повышение требований к уровню квалификации кадров, рост глобализации экономики, то есть стирание границ.

И все больше и больше влияния R&D, или как говорят, научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок для высокотехнологичных производств. Собственно говоря, эти тренды мы и стараемся учитывать в развитии нашей компании при определении стратегических направлений и пути их достижения. 

Износ оборудования в странах СНГ превышает 60%

Какие основные на сегодня существуют проблемы? В первую очередь, это низкий уровень расходов компаний на научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки. Если смотреть развитые страны, то по этому показателю лидируют фармацевтика и IT, машиностроение находится на третьем месте. Но если в развитых странах этот показатель составляет более 8%, то, к сожалению, для Украины, России и других стран Таможенного союза характерно, как правило, не многим более 1%. 

Еще две ключевые проблемы – это дефицит квалифицированного персонала и высокий износ основных фондов. Более 60% - износ оборудования в Украине, и примерно такая же ситуация в странах Таможенного союза. При этом нужно обратить внимание, что и дефицит квалифицированного персонала и износ фондов решаются, по сути, одним и тем же средством –замещением универсального оборудования, которое составляет наибольшую долю в парке машиностроения Украины и стран ТС, на оборудование, которое работает с участием автоматизированных управляющих программ. При переходе с универсального оборудования на автоматизированное трудоемкость обработки изделия уменьшается в среднем в 4 раза. Это и решение проблемы кадров, меньше зависимость от человеческого фактора.

«Мы не хотели бы изобретать велосипед»

Если говорить о том, что бы мы порекомендовали для развития машиностроения в Украиние и странах Таможенного союза, то мы не хотели бы изобретать велосипед или предлагать конструкцию очередного вечного двигателя, а хотели бы использовать успешный международный опыт.

Для успешных стран характерно участие государства в тех же научно-исследовательских разработках и опытно-конструкторских работах. Это характерно для таких стран, как США, Германия, Япония. Израиль, Сингапур, Индия. Как правило, государства финансируют заказы для отраслевых университетов. Характерна непрямая поддержка – а именно налоговые льготы для частных компаний, которые инвестируют достаточные средства в необоротные капиталы.

"Коммерческие банки охотно дают длинные дешевые деньги"

Второе – это совместные программы по импортозамещению. Еще - создание государственных экспортных агентств. Возможно, это самая эффективная форма поддержки машиностроительной отрасли, поскольку здесь государство точно совершенно ничего не теряет. То есть создаются государственные экспортные агентства, которые берут на себя покрытие рисков по кредитам, которые привлекают клиенты, приобретающие продукцию предприятий, которые находятся на территории страны.

Такие агентства берут на себя покрытие рисков по кредитам, которые привлекают клиенты, приобретающие продукцию предприятий на территории страны. То есть клиент, который находится в третьей стране привлекает длинный дешевый кредит, помечтаем, под закупку у украинского машиностроительного предприятия. При этом украинское экспортное агентство берет на себя покрытие рисков по этому кредиту. Коммерческие банки охотно кредитуют под такое покрытие рисков, как я уже сказал, дают длинные дешевые деньги.

Это очень эффективная форма поддержки, потому что каждая дополнительная гривня экспорта - это дополнительная гривня ВВП Украины. Наиболее развиты экспортные агентства в таких странах, как Канада, Дания, Италия, Франция, Словения, Чехия, Польша, и во многих других. Бывает даже так, что кроме покрытия рисков государство берет на себя функцию прямого финансирования наиболее длинных, наиболее крупных проектов.

Следующая форма – это освобождение либо снижение таможенной пошлины на высокотехнологичное оборудование. Речь, естественно, идет только об оборудовании, которому нет аналогов на территории страны. Сегодня, к сожалению, для машиностроения в Украине нет лизинговых компаний, хотя в других странах эти программы активно работают. То есть можно говорить о создании государственных компаний, которые будут финансировать закупки через лизинг, можно говорить о создании условий для создания частных лизинговых компаний, и то и другое может иметь место.

Россия здесь выгодно отличается от Украины – «Газпромбанк Лизинг» активно финансирует клиентов в целом ряде отраслей базовых клиентов для машиностроения.

Технопарки в Украине работают только на бумаге

Номинально в Украине действует закон 1999 года о специальном режиме инновационной деятельности технологических парков, согласно которому существует 16 технопарков. Но в связи с тем, что в 2004 году в этот закон были внесены изменения, закон существует, к сожалению, пока номинально.

Опять хотелось бы привести пример Беларуси – в 2005 году в стране был подписан дикрет о Парке высоких технологий. Эта программа работает, белорусский технопарк увеличил за первое полугодие 2011 года на 145% объемы производства за тот же период 2010 года, и существенно увеличил долю экспорта. Экспорт технопарка за первую половину 2011 составил око 74%. Я думаю, что это очень хороший показатель, продукция экспортируется в 44 страны мира, на целый ряд континентов.

"Мы обещаем максимально эффективно использовать предоставленные возможности"

И в заключение. Машиностроение – это отрасль, без которой невозможно говорить об инновационном развитии страны, невозможно говорить о том, что наши государства смогут занять достойное место среди развитых стран. По исследованиям международных консультантов экономик развитых стран, для них характерно, что как минимум 70% внутреннего спроса на продукцию машиностроения удовлетворяют внутренние отрасли, и характерно, что машиностроение занимает не менее 35% в структуре ВВП страны. 

Мы, машиностроители Украины и стран Таможенного союза, искренне надеемся, что то внимание, которое уделяют нашей отрасли органы государственно власти, приведет к конкретным изменениям, позитивным результатам. А мы, как представители бизнеса, обещаем, что обеспечим максимально эффективное использование предоставленных возможностей и сможем серьезно усилить позиции отечественного машиностроения. А значит, и позиции наших государств на международных рынках. 

Из выступления генерального директора НПК «Горные машины» Евгения Ромащина на IV Международном инвестиционном саммите «DID 2011: Межрегиональное и трансграничное сотрудничество» в Донецке.


СПРАВКА:

«Горные машины» - крупный машиностроительный холдинг Украины, который специализируется на производстве горношахтного оборудования и сопутствующих решениях для клиентов.

Компания является лидером по производству горношахтного оборудования в Украине и экспорту его из Украины. В компанию входит 7 машиностроительных заводов в Украине и России, предприятия холдинга обеспечивают более 11 тыс. рабочих мест.

Предприятие производит более 400 наименований оборудования для горнодобывающей промышленности, в том числе для добычи каменного угля, железно-никелевых руд, калийных солей, цинка, алмазов и ряда других полезных ископаемых.

Опыт экспортных поставок компании включает более 15 стран, среди которых Македония, Сербия, Грузия, Вьетнам, Испания, Польша, страны СНГ и другие.