Мазурчак: Я готов возглавить избирательный штаб Попова

Бывший первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации Александр Мазурчак рассказал Delo.UA, почему ушел со своего поста и стал главным советником Александра Попова и чем сейчас занимается

Вы уже больше месяца работаете советником главы Киевской городской государственной администрации, но большинство людей даже не подозревает, чем вы занимаетесь. Что входит в круг ваших обязанностей?

У Александра Попова есть два штатных советника и около 20 советников на общественных началах. Они не получают деньги от администрации, но каждый по своему направлению выступает в роли эксперта. Например, оценивают правильность принимаемых решений по какому-то направлению и дают полезный совет, как правильно поступить в конкретной ситуации. Часть из них — это молодые люди, которые занимались разработкой стратегии развития города, и сейчас они контролируют, как эта стратегия выполняется. Другая часть — это ветераны, которые хорошо знают свою тему и могут выступать в качестве советников. Александр Павлович возложил на меня функцию координации их работы, чтобы придать этому процессу системность.

У вас должна быть своя зона ответственности. В какой области вы являетесь советником?

Я сегодня могу заниматься, в принципе, любым направлением. В первую очередь, поручениями главы администрации, где нужно во что-то оперативно вмешаться или что-то требует глубокого изучения. Например, мы занимались организацией субботника, и я приобщился к координации волонтеров, принимавших в этом участие.

Ваша отставка — один из немногих случаев, когда чиновник такого ранга берет на себя ответственность и подает в отставку. Можете сейчас объяснить, почему вы решили написать заявление?

В конце марта ситуация с погодой застала нас врасплох. Подобных предупреждений от Гидрометцентра о плохой погоде мы получили более 20 за зиму, и ни разу в сообщениях не указывалось, что будет циклон с центром в Киеве и выпадет за день месячная норма осадков.

Моя первая ошибка была в том, что не смог предположить, что раз в 130 лет за день выпадет месячная норма осадков. Кроме этого, под конец зимы у нас оставались не такие уж большие запасы соли и мы не могли их просто высыпать на дороги, потому что 5 см снега она бы растопила, а 50 см нет. Вторая проблема в том, что вместе со снегом возникли огромные пробки на дорогах. На этот момент в городе было до тысячи фур. К тому же в пятницу все хотели выехать из города не только на личном транспорте, но и на 400 автобусах и 400 троллейбусах, которые не могут ехать в такой снег. Поэтому произошел транспортный коллапс.

За трое суток справиться с такой стихией, поверьте, ни в США, ни в Германии, нигде не смогли бы. Но киевляне не увидели действий власти. Вот в этом и есть, пожалуй, моя главная ошибка, что я не смог донести людям информацию о наших действиях. В результате жители обозлились на власть. Поэтому кому-то одному нужно было взять персональную ответственность. Поскольку я, как руководитель комиссии по чрезвычайным ситуациям, должен был это предвидеть и сделать, но не доделал, то я признал свою вину и подал в отставку.

После того, как вы написали заявление об уходе, какие вам поступали предложения на работу?

Мне предлагали хорошие работы. Это уровень заместителя министра и руководителем в различных государственных органах. Также были предложения на работу в бизнес-структурах, но я не бизнесмен и у меня нет желания заниматься предпринимательством. Я принял предложение Александра Попова, потому что могу еще принести достаточно много пользы киевской общине.

Есть мнение, что на выборах мэра Киева вы возглавите его избирательные штаб. Насколько это соответствует действительности?

Я буду в любой ипостаси поддерживать Александра Попова на должности мэра. Если он будет считать необходимым доверить мне работу на избирательном округе, то я готов и к этому.

Сегодня достаточно много критики в адрес Александра Попова. Что он за три года так и не смог провести ни одну реформу, хотя имел большую поддержку со стороны правительства. Не считаете ли вы, что масштаб столицы Попову не по плечам? Или есть какие-то другие причины?

Есть три основные причины, почему нельзя быстро, реально и результативно провести реформы в Киеве. Во-первых, должны быть изменения законодательного характера. Нельзя сделать реформы в одном городе, в отрыве от всей Украины. Если мы говорим о реформе жилищно-коммунального хозяйства, то должны понимать, что мы живем еще по Жилищному кодексу Советской Украины. Сегодня изменения в законодательство не приняты.

Во-вторых, нельзя провести реформу без финансирования. Для имплементации Закона о реформе ЖКХ планировалось более 20 миллиардов гривень, но не потрачено ни одного миллиарда. О какой реформе можно говорить?

И третье, это готовность восприятия этой реформы обществом. Например, мы говорим о том, что наша общая цель — получить нормального собственника жилья, но народ этого не хочет. Люди привыкли, что им государство должно все обеспечить. Зачем брать на себя ответственность, если меня обслуживает ЖЭК? Хоть и плохо обслуживает и я не доволен его обслуживанием, но пусть и дальше обслуживает. Вот эти три сдерживающих фактора являются главной причиной, почему реформы не идут не только в Киеве, но и по всей Украине.

После прихода Партии регионов к власти в столице были ликвидированы районные советы. Как вы считаете, есть сегодня необходимость вернуть их назад?

Я считаю, что орган местного самоуправления является главной ячейкой в государстве. В столице киевляне представляют единую общину и выбирают себе единый совет. И как мы можем говорить об общине отдельного района?

Местное самоуправление не может разделяться на куски.

Кроме этого, нужно учитывать проблему распределения полномочий. Если имуществом и финансами города распоряжается городской совет, то что в таком случае должен делать районный совет? Давайте посмотрим еще с одной стороны на этот вопрос. В Московском горсовете 30 депутатов, а в Киевсовете — 120 и еще мы будем иметь по 50 депутатов в каждом районе. Зачем Киеву еще 500 депутатов? Поэтому я не вижу необходимости существования районных советов, как таковых.

Но ведь в Киеве каждый район можно приравнять по величине и количеству населения к областному центру?

У Киевсовета есть исполнительный орган Киевская городская государственная администрация, которая представлена в каждом районе и выполняет конкретные функции: финансирование детских садов, школ, организация работ по подготовке к зиме, благоустройство территорий и пр. Если мы говорим о том, что возвращаем наполовину мажоритарную систему, то 60 депутатов будут привязаны к конкретным округам. То есть, депутат городского совета уже представлен на этом округе и на этом же округе есть депутат Верховной Рады. То что тогда делать депутату райсовета?