Минэкономразвития: Основной недостаток закона "О внутренней торговле" — он слишком долго готовится

Директор департамента развития торговли Минэкономразвития Игорь Гарбарук — о подготовке закона о внутренней торговле, который планируется принять в первом квартале текущего года

Приближение Евро-2012 заставляет форсировать принятие закона о торговле?

Нет. У нас нет никаких политических заданий  — успеть к определенному моменту. Но этот закон уже готовится более 12 лет, первые шаги делались еще в 1999 году.  Законопроект о внутренней торговле — один  из наиболее затянутых проектов в истории украинского законотворчества, к нему приложили руку рекордное количество авторов.  Это основной недостаток этого закона — он слишком долго готовится.

Но закон регулирует вопросы торговли в период проведения чемпионата?

Да, регулирует, но в основном эти нормы касаются продажи евросимволики. Куда более прискорбно, что европейцы в большинстве случаев не смогут рассчитаться карточкой в наших магазинах, к чему они давно привыкли, и чего пока не может обеспечить наша торговля. Но, к сожалению, этот вопрос данный законопроект не регулирует.

Закон предоставляет право местным властям планировать и утверждать план размещения новых магазинов, чтобы сбалансировать распределение торговых площадей. Необходимость открыть продуктовые магазины, например, на Крещатике будет как-то коррелироваться с арендными ставками?

Если взять пример Крещатика, то есть много людей, которые живут там и очень давно испытывают трудности с покупкой самых обычных продуктов. Я считаю, что и на Крещатике, и на других центральных улицах это должно быть — причем не в формате ларька, а полноценного стационарного магазина, пусть и небольшого. У органов местного самоуправления есть масса возможностей выделения коммунальных площадей под организацию магазинов. Главное, чтобы было желание это делать.

Яркий пример — месяц назад я был в Тернополе, и ситуация с торговлей там меня просто поразила. Все, о чем мы только говорим, там уже сделано. Их коммунальный рынок не уступает современному супермаркету. Все вычистили, у всех одинаковые холодильные витрины, мясо продается в отдельном павильоне, рыба — отдельно, молочка  — отдельно. Все сделали просто идеально. Как следствие и товарные интервенции там налажены куда более эффективно — когда у нас  гречка была по 20 грн/кг, у них — по 8,50 грн. Так что многое зависит от самих органов местного самоуправления.

Определен ли уже перечень товаров, которые будут относиться к социально значимым?

В предлагаемом перечне 15 категорий товаров. Это мука пшеничная высшего сорта, хлеб, ХБИ из муки пшеничной и ржаной простой рецептуры, макаронные изделия, крупы, рис,
говядина, кроме бескостного мяса, свинина, кроме бескостного мяса, мясо птицы, курятина, колбаса вареная, молоко коровье, масло сливочное, творог кисломолочный, яйца куриные, масло подсолнечное, сахар, овощи.

На сегодняшний день органы местного самоуправления имеют право формировать региональные списки таких товаров, и были случаи, когда в них вносились элитные макароны, дорогой сыр. Хотя надо подчеркнуть, что эти случаи были зафиксированы  полгода назад, сейчас такого нет. Тем не менее закон определяет, что будет одна точка соприкосновения — Кабинет Министров, который формирует этот список товаров.

15 товаров — это ничто по сравнению с теми десятками тысяч, которые есть в любом большом супермаркете. В товарообороте любого ритейлера они составят мизерный процент. И при этом будет выполнена социальная миссия государства — обеспечение граждан товарами первой необходимости по ценам, которые они могут платить за этот товар.

Ставит ли руководство правительства перед разработчиками законопроекта цель способствовать замедлению инфляции? Если да, то какие нормы направлены на это? 

Если говорить о прямых указаниях сдерживать инфляцию — то этого нет.
Но мы все, приходя в магазин за хлебом, молоком, и видя рост цен, должны четко понимать, кто тому причиной — производитель, посредник или ритейлер, поскольку это прямо влияет на наш кошелек. Торговцы не должны претендовать на последнюю копейку в кармане потребителя. Безусловно, в законе есть декларативные нормы — в том смысле, что за их невыполнение не наступает никакой ответственности. Это касается тех же квалификационных требований (закон предусматривает, что  работники торговли должны соответствовать перечню квалификационных требований. — "Дело"). Но тем не менее, этот  закон необходим как платформа для установления единых правил в отрасли. Пока этого нет — будет хаос.