Национальные стандарты оценки: "Местная специфика" против экономической логики

  • Артур Огаджанян

    партнер компании "Делойт"

Национальные стандарты, отражающие международный опыт и практику оценки, способны существенно повысить доверие к оценке, выполняемой в Украине, внося тем самым вклад в улучшение инвестиционного климата в стране
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

На днях рабочая группа Украинского общества оценщиков, крупнейшей общественной организации оценщиков страны, передала на рассмотрение в Фонд госимущества Украины проект новой редакции Национальных стандартов оценки Украины. Особенностью проекта является то, что он подготовлен профессиональными участниками рынка на базе Международных стандартов оценки.

Международные стандарты оценки и "местные специфики"

Традиционно в Украине, обсуждая сферу консультационной деятельности — аудит, оценку, финансовый анализ и т.п., было принято говорить о нашей "самобытности" и необходимости учета "местной специфики". Сегодня большинство специалистов сходятся во мнении, что в этих сферах необходимо руководствоваться в первую очередь экономической логикой и наработанным международным опытом, а не искать специфические отличия.

Особенно остро в Украине стоит вопрос адаптации признанных на международном уровне стандартов в сфере оценочной деятельности. От доверия к результатам оценки имущества во многом зависит успех ряда важных экономических реформ, эффективность управления предприятиями, в том числе государственными, а также успешность привлечения доноров и инвесторов. Общий курс страны на экономическую и политическую интеграцию с Европой не позволяет мириться с существующим положением дел в сфере оценки, где зачастую узаконенные ошибки и конъюнктурные соображения государственных институтов выдаются за "специфику" страны.

Наиболее авторитетными и отвечающими лучшим международным практикам считаются Международные стандарты оценки — МСО (International Valuation Standards — IVS), принимаемые Международным Советом по Стандартам Оценки — МССО (International Valuation Standards Council — IVSC). Это независимая неприбыльная организация, разрабатывающая и внедряющая общепризнанные стандарты для оценки активов по всему миру. В настоящее время в нее входят общественные организации оценщиков и государственные институции из более 50 стран мира.

Важнейшей целью МССО является популяризация МСО и содействие их адаптации в различных странах, причем в долгосрочной перспективе — целиком и без модификаций, учитывающих локальные особенности различных стран. Однако сегодня, оставаясь на реалистичных позициях, МССО признает, что влияние национальных законодательств приводит к необходимости адаптации МСО при их использовании в местных оценочных стандартах. Поэтому содействует максимально возможному совпадению положений национальных стандартов с положениями МСО.

Применение Национальных стандартов

Важно понимать, что использование Национальных стандартов оценки является обязательным к применению в ряде случаев, таких как выполнение оценки, отнесенной Законом к категории обязательных, например, при оценке для приватизации, аренды, концессии, залога госимущества, для налоговых целей и т.п.

Во всех остальных случаях выбор стандартов — дело заказчика и оценщика. То есть, уже сегодня в Украине применение на практике МСО вполне возможно. Более того, оценка по международным стандартам уже выполняется в Украине, например, для использования в финансовой отчетности по МСФО, а также в случаях, когда пользователем отчета об оценке является иностранная компания.

А стремясь к приближению Национальных стандартов к МСО, мы способствуем тому, чтобы абсолютно во всех случаях выполнения оценок в Украине, они выполнялись на базе общепринятых и понятных международному сообществу правил. Известны факты, когда при принятии решения об инвестициях зарубежные инвесторы выполняют собственные оценки по понятным им, общепринятым правилам, не полагаясь на оценку, выполненную по украинским стандартам.

Текущая ситуация со стандартами в Украине

Отличительной чертой Украины является то, что профессиональные стандарты в области оценки у нас регламентированы постановлением правительства. Это не уникальная ситуация, но она типична, скорее, для постсоветских стран, и ничего подобного нет ни в одной стране Западной или Центральной Европы. Наоборот, к примеру, законодательство Румынии прямо отсылает профессиональных оценщиков и пользователей оценок к Международным стандартам оценки.

В большинстве других стран оценщики используют профессиональные стандарты, разработанные и принятые в оценочной среде, профессиональными сообществами, но не правительствами. Хотя определенное участие государственных институций в сферах оценочной деятельности, безусловно, присутствует.

Профессиональный стандарт, издаваемый КМУ — сам по себе уже серьезная проблема.

Она заключается, во-первых, в том, что, зажатые рамками языка, принятого в нормативно-правовой сфере, положения стандарта могут быть выхолощены и искажены. Этому в значительной мере способствует то, что профессиональный стандарт содержит узкоспециальные понятия, термины и обороты, понятные профессионалам, но непонятные представителям многих государственных инстанций, которые имеют право не понимать их, но при этом вовлечены в процесс подготовки и согласования любого текста, утверждаемого постановлением КМУ.

Во-вторых, сам вопрос соответствия или несоответствия требованиям стандарта зачастую является предметом обсуждения профессионалов, и не всегда очевиден. В то же время — такое недопустимо для документа правительства, который по своей сути должен пониматься и трактоваться однозначно.

Вопрос вынесения Национальных стандартов оценки из нормативно-правового поля и его перевод в сферу сугубо профессиональной деятельности — важнейший для развития оценочной деятельности в стране. Но на мой взгляд, его сиюминутное решение невозможно по нескольким причинам. Во-первых, из-за высокого уровня недоверия со стороны государства и общества к профессии оценщика в Украине, что имеет старые корни. Во-вторых, такой шаг влечет за собой изменения в оценочном законодательстве вообще, что обеспечить быстро и безболезненно, без создания новых проблем, пока еще сложно.

Еще более утопичными выглядят призывы немедленно отказаться от Национальных стандартов вообще и заявить о том, что в Украине действуют МСО. Ставить такую цель перед собой, как стратегическую, можно и нужно, но реализовать ее практически ни государство, ни оценочное сообщество, сегодня не готово ни политически, ни технически.

В то же время, и оставлять все, как есть — тоже неправильно. Что в сложившейся ситуации правильнее было бы делать? На мой взгляд, самое правильное — это сделать все максимально возможное по адаптации МСО в Украине и одновременно с этим в реальности оздоровить профессиональное оценочное сообщество, что является единственным путем повышения его авторитета в обществе.

Адаптация Международных стандартов в Украине

На протяжении более года компания "Делойт" в Украине была организатором и местом работы группы, в которую вошли одни из самых квалифицированных отечественных оценщиков, членов Украинского общества оценщиков. Точкой отсчета стала конференция Украинского общества оценщиков в Одессе в сентябре 2014 года, на которой я выступил с докладом, изложив свое видение принципов приведения Национальных стандартов в соответствие с МСО и получив полную поддержку коллег. Важно отметить, что в работе по подготовке проекта новых Национальных стандартов были вовлечены участники рабочей группы по переводу МСО 2011 на украинский язык, что в определенной мере облегчало работу.

В чем же проблемы текущей версии Национальных стандартов и почему они должны быть изменены?

Четыре узкоспециальных Национальных стандарта издавались последовательно в 2003, 2004, 2006 и 2007 годах. За это время и в дальнейшем было принято несколько новых редакций МСО, которые не имели и не имеют практически ничего общего с Национальными стандартами ни по содержанию, ни по охвату тематики, ни по базовым концепциям.

Оснований для кардинальной переработки Национальных стандартов (именно для переработки, а не редактирования) было много, и основные из них следующие:

  • существенный отрыв устаревших положений Национальных стандартов от положений МСО, идеология которых предполагает отображение в стандартах рыночных изменений и изменений, являющихся результатом развития теории оценки
  • наличие очевидных некорректностей и ошибок
  • необходимость подготовки единого документа, содержавшего тематические разделы-стандарты, охватывающие максимально широкий спектр объектов оценки и применений оценки — по принципу построения МСО;
  • существенное влияние "приватизационного фактора" на текст действующих украинских стандартов.

Весь прошедший год мы работали в максимально открытом режиме, оставаясь всегда доступными для обсуждения на конференциях и семинарах. Проект каждого подготовленного раздела размещался для всеобщего обозрения и обсуждения на сайте Украинского общества оценщиков и в открытом доступе на странице в Facebook.

Очень важно, чтобы Национальные стандарты оценки содержали определения и положения в максимальной степени близкие к МСО, и чтобы отклонения от текста МСО вызывались действительно спецификой нашего рынка, а не надуманными причинами.

Именно это и ставилось рабочей группой в качестве главной цели. Как результат — подготовленный рабочий документ уже передан в Фонд госимущества для рассмотрения и совместного обсуждения.

В текущей ситуации, на мой взгляд, наиболее разумным путем развития теории и практики оценки в Украине является максимально широкое использование МСО в тех случаях, когда это не противоречит требованиям закона. Одновременно необходимо обеспечить максимально близкое соответствие наших Национальных стандартов Международным стандартам оценки. Это позволит решить задачу перехода на МСО последовательно — путем адаптации МСО к нашему рынку, с полным переходом на МСО на последующих этапах.