Нечужие люди: почему Европа бессильна в вопросе мигрантов

Европа не может решить проблему мигрантов и вместо этого воздвигает внутренние границы. К чему может привести такая политика?

Кризис с мигрантами с Ближнего Востока в ЕС продолжается уже несколько месяцев. Но в Брюсселе до сих пор не показали способность генерировать быстрые и согласованные действия в ответ на этот вызов. Решения и планы, которые принимались к рассмотрению до этого, были, мягко говоря, неосуществимыми. Для глобального решения кризиса Совет ЕС должен доказать, что может мобилизовать страны-члены и заставить их исполнять общую волю. Но пока до этого далеко. Страны-члены союза должны решить для себя, хотят ли они помогать общему центру с расселением мигрантов и ослаблением их давления на границы союза. Наиболее реалистичным сценарием остается соглашение с Турцией, которое обеспечит отток беженцев и мигрантов к Эгейскому региону. Потом совместно с Анкарой уже можно контролировать их переселение в ЕС.

В политической плоскости решение миграционного кризиса будет так или иначе означать усиление централизации союза. Без этого невозможно добиться нормального результата. Без сильного центра нельзя согласовать схемы расселения мигрантов и организовать совместные операции у внешних границ союза. Сама идея единой территории без границ подразумевает единое управление и принятие решений относительно того, кто имеет право въезжать в Евросоюз, а кто нет.

Но политической воли у президентов и премьеров явно не хватает. Многие правительства на местах устали делить власть с Брюсселем и все больше хотят отойти от контролирующих органов ЕС. Они боятся потерять свои полномочия на местном уровне.

И наиболее явно разброд проявляется в регионе Восточной Европы. Несколько стран Вышеградского блока — Чехия, Словакия, Польша и Венгрия — ясно дали понять, что они против предложений ЕС переселить беженцев из соседних стран, таких как Италия и Греция, на территорию других стран-членов. На заседании Европейского совета в сентябре, когда Брюсселю удалось продавить решение о расселении 120 тысяч беженцев, эти страны резко возражали. Их лидеры заявляли, что во-первых, первоначально нужно было расселить только 40 тысяч. А во-вторых, они не хотят видеть у себя никаких мигрантов. Только позиция Польши и Румынии, которые поддались на уговоры Брюсселя, помогли принять этот документ. Но эта уступчивость уже привела к власти националистическую оппозицию в Польше и может повлиять на другие страны региона.

Более благополучная Европа не отстает от своих восточных соседей. И речь тут не только о Соединенном Королевстве, которое не является членом Шенгенского соглашения, и следовательно, уже давно ввело пограничный контроль. За последнюю неделю мы увидели сразу несколько проявлений того, что границы внутри Шенгенской зоны возрождаются. Так, Швеция ввела дополнительные проверки на границе с Данией, сославшись на отсутствие жилья для прибывающих лиц, которые ищут убежище. Швеция также ввела новый пограничный контроль с Германией и Австрией, не обращая внимания, что эти страны находятся внутри Шенгена.

Поскольку все больше стран следуют шведскому примеру, существует риск, что такие односторонние действия приведут к ответу и подорвут доверие между государствами-членами и их готовность действовать сообща.

Даже если политика Германии по расселению беженцев будет поддержана всеми странами, то этот процесс буде очень медленным. Тем более, что сейчас в Берлине хотят расселить уже 160 тысяч. И это объясняется не только политическим нежеланием, как в странах Восточной Европы, но и неготовностью инфраструктуры принять такое количество новых переселенцев. И тут не поможет политическое давление Германии. У нас уже есть примеры, как медленно создавались центры мигрантов в Италии и Греции, где эта проблема действительно стоит очень остро. Тем более все больше политиков в Европе неодобрительно смотрят на позицию Германии. Многие считают, что призывы Ангелы Меркель принять всех беженцев ведут только к росту потока нелегальных мигрантов. Потому Берлин в последнее время все больше теряет политическое влияние в этом вопросе.

Потеря влияния традиционными партиями и кризис с мигрантами вытолкнул наверх довольно много националистических движений. О росте их популярности в ЕС говорит хотя бы то, что многие государственные чиновники начали воспринимать их угрозу намного серьезнее. Но хочу сказать, что не нынешние проблемы породили европейских националистов. Эти партии уже давно являются частью политического ландшафта Европы и поддержка этих сил была на подъеме в течение многих лет. Причины их популярности лежат в разочаровании глобализацией и растущим недоверием к правительствам. Последний кризис во многом стал пробным испытанием для этих партий. Они только отразили настроение в ЕС, а никак не настроили европейцев на националистический лад. Пока центральные органы союза бездействуют или ведут свои закулисную игру, популярность националистов будет только расти.