«НИБУЛОН» объединяет страну патриотичными инвестициями

Генеральный директор компании «НИБУЛОН», Герой Украины Алексей Вадатурский в интервью "Делу" рассказал о том, чем живет флагман украинской экономики и с какими препятствиями приходится сталкиваться при реализации проекта государственного уровня

Ведущее аграрное предприятие Украины сельхозпредприятие «НИБУЛОН» - ровесник независимости нашего государства. С работы этой компании фактически начался аграрный рынок в стране. Символично, что именно к 20-му Дню Независимости «НИБУЛОН» возобновил свой по-настоящему масштабный и патриотический инвестпроект по развитию инфраструктуры зернового рынка страны и возобновления судоходства по Днепру и другим рекам. И начал строить сразу 2 современнейших элеваторных комплекса - на Житомирщине и в Киевской области. А уже в ближайшее время стартует строительство сложнейших с технической точки зрения речных элеваторов-терминалов – на Киевщине и Херсонщине. Такой вот строительный бум от «НИБУЛОНа». При этом предприятия, которые компания построит в столичной области, позволят объединить в одну цепочку логистику зерна от Киева до самых истоков Днепра и тем самым значительно уменьшить затраты всего аграрного сектора на перевозки.

 

Алексей Афанасьевич, «НИБУЛОН»  начал работу в Киевской области, заложив первый камень в строительство элеватора в Тетиевском  районе.  Что значит для компании выход в столичный регион?

Киевщина – это, как известно, непростой регион, с особым статусом, любой проект здесь требует согласований на уровне министерств. В  Киевскую область очень сложно пробиться, но работать здесь – мечта любого украинского бизнесмена. Тем не менее наша инвестпрограмма, которая предусматривает строительство элеваторного комплекса в селе Дениховка, и  двух перевалочных терминалов в Переяславе-Хмельницком и в селе Стайки на общую сумму $60 млн., получила одобрение и поддержку губернатора Киевской области Анатолия Присяжнюка. Когда мы обсуждали с ним эти проекты, я увидел в глазах этого человека, что он искренне хочет сделать много хорошего для области, для страны. Он патриот Украины, и мы с ним поняли друг друга. На следующий день после получения последней подписи на разрешительных документах мы приступили к строительству элеваторного комплекса. Очень приятно было увидеть, что именно на этом этапе, на закладку первого камня, на первый куб бетона, приехали руководители области, района. Ведь значительно проще приехать уже на открытие объекта и просто перерезать ленточку, когда уже все готово. Это большая, в т.ч. и моральная поддержка для нас, это моральная поддержка местной общины, которую ожидает интересное время, время масштабного строительства.


Но бывает и по-другому?

К сожалению, да. Бывает, что нужно три-четыре года согласовывать строительство, при том, что строим мы всего три-четыре месяца. А бывает, что мы построим за три месяца, а еще два сдаем с эксплуатацию и получаем заключения контролирующих органов, что передовое предприятие имеет право на жизнь.
Например, в Черкасской области был случай, когда руководство одного из районов запретило проезд по дорогам «нибулоновских» автомобилей. Мы обратились к депутатам, которые подали запрос в прокуратуру, где разобрались в ситуации и отменили этот запрет.
Мы работаем во многих регионах, где нас поддерживают губернаторы и их команды. К примеру, сейчас мы работаем в Житомирской области, при поддержке губернатора Сергея Николаевича Рыжука, и через месяц после первого разговора с ним уже развернули строительство. Ощущаем мы поддержку и от властей Херсонщины, где недавно презентовали свою инвестиционную программу при поддержке губернатора Николая Михайловича Костюка. Сегодня мы также начали реализовывать свою инвестиционную программу в Киевской области, где нас поддерживает губернатор Анатолий Иосифович Присяжнюк. Наша компания очень благодарна всем губернаторам за поддержку нашего инвестиционного проекта и готова реализовывать свою инвестпрограмму и в других областях Украины.

Ваши стройки расположены в разных регионах страны. Сложно координировать эту работу?

На каждом объекте  работает до полутора тысяч строителей. Наша компания оплачивает их работу заранее, еще до начала строительства, то есть выступает кредитором, и берет на себя все возможные риски. Тем не менее стандартные для нашей компании рекордные сроки строительства  – 2,5 месяца - ни разу нарушены не были. Подрядчики сами хотят работать наилучшим образом, потому что понимают патриотичность и значимость этого проекта для Украины, и они готовы подстраиваться под наши стандарты.

Учитывая масштабность проекта, нашел ли он поддержку руководства страны, определен ли  как национально значимый?


Главное, что мы получили поддержку непосредственно от сельхозтоваропроизводителей, общин, регионов. Мы счастливы от того, что можем реализовывать свою инвестиционную программу. Мы не нуждаемся в государственных средствах. На протяжении всего времени так складывалось, что я сторонился ситуаций, связанных с государственными средствами.  Так спокойнее жить, когда не имеешь дела с бюджетными деньгами. Никто на тебя не будет потом показывать пальцем, что тебе что-то досталось на халяву.  И пусть кто-то еще рискнет и пойдет на такой шаг, как сделали это мы, реализовывая свою инвестиционную программу. Мы будем только рады этому. И только такие люди смогут оценить те трудности, которые преодолевала наша компания.  

Последний год был богат на новации в агросекторе. Были введены квоты, затем пошлины – как вы как лидер рынка относитесь к таким действиям чиновников?

Пошлины – это официальное снижение доходов  аграриев. Была бы уверенность, что взысканные пошлины вернутся на благо агросектора – я бы двумя руками был за них,  но я  сомневаюсь, что эти деньги вернутся из бюджета аграриям.  С другой стороны – это легальная  плата при экспорте зерна. И пусть лучше будут пошлины, чем квоты, которые  распределяются непрозрачно и за которые все равно нужно платить  деньги.
Это как раз то, чего не хватает отдельным государственным чиновникам – системного и целостного подхода, который отличает нашу компанию. Взять хотя бы пошлины – они были введены в стране всего два месяца назад, а министерство агропромышленной политики и продовольствия уже выступает с инициативой их отмены, тогда как несколько месяцев назад, по инициативе этого же министерства они были введены. И главное, вводили их в то время, когда Россия уже четко определилась, что будет свободный рынок экспорта зерна. А Украина, таким образом, сознательно уступила внешний рынок россиянам. Россияне объявляют о дотациях экспортерам, на Украине борются с экспортерами, хотя на самом деле делают больно сельхозтоваропроизводителям. Так зачем это было сделано, во имя чего их вводили? Имиджа Украины? Нет.  Доходов сельхозпроизводителей? Нет, конечно. Во имя блага агросектора? Тоже нет. Если было принято решение, определен курс, то нужно было его придерживаться, а не менять чуть что. Все аграрии знают, что в Программе экономических реформ президента Украины написано: «… забезпечити передбачуваність державної політики, оголосивши про гарантію невтручання держави в регулювання цін на сільгосппродукцію і про відсутність обмежень на експорт». Значит, мы должны четко и последовательно того, что делает президент. А глядя на эту ситуацию, сразу вспоминается фраза из кинофильма «Белое солнце пустыни»: "За державу обидно".  Ведь внутреннему рынку уже нанесен вред, нужно теперь попытаться его минимизировать. Мировые рынки  очень чувствительны к таким сигналам, и просто отменой  пошлин ситуацию не исправить.

Но ведь именно из-за таких  действий многие компании, в том числе зарубежные,  отказываются инвестировать в агросектор Украины, ссылаясь на неблагоприятный инвестклимат.  Почему это не остановило «НИБУЛОН»?

Мы начали инвестировать, в т.ч. и чтобы развеять все нелепые слухи о компании. Это и смена собственников, и массовые возбужденные уголовные дела, и вмешательство контролирующих органов нашего родного министерства в деятельность нашей компании. А лучшим и наиболее эффективным доказательством того, что мы уверенны в своей непричастности к домыслам разных доброжелателей – это инвестиции в экономику страны. Ведь, все  средства, заработаны нашей компанией, в Украине. Мы верим, что настойчивостью, патриотизмом, трудом и активной государственной позицией можно все изменить. Мы все сообща, вместе с властью должны трудиться над  инвестпривлекательностью Украины, вкладывать средства,  а не ждать пока кто-то все сделает за нас. Я часто встречаюсь с зарубежными бизнесменами, инвестиционными компаниями, банками,  и призываю их инвестировать в экономику Украины. Призываю не ждать пока мы, украинцы или украинские компании, сделаем инвестклимат в Украине привлекательным. Вы богатые иностранные компании, за вами передовые страны мира, давайте вместе формировать инвестклимат на Украине. Давайте вместе вскрывать те недостатки, которые есть, и работать вместе над их устранением. Мы подтвердили позиции лидера этой работой  и готовы и дальше работать на благо нашей родной Украины. 

Вашу фамилию можно часто  встретить в различных рейтингах. Журнал «Фокус»  внес вас в список самых влиятельных людей Украины, как вы относитесь к такому статусу?


Скажу честно – мы не рвались  в этот рейтинг. Рейтинги – это дело вообще неблагодарное. То, что мы делаем, говорит о нас лучше любого рейтинга. 
Наша компания – ровесник независимой Украины, мы на рынке 20 лет и за эти 20 лет наша работа всегда имела системный  и целостный подход.  Мы строим элеваторы, мы строим флот, мы строим буксиры, суда. Мы номер один по экспорту зерна из Украины, мы один из самых крупных товаропроизводителей, с нами связали судьбу 25 тыс. собственников земли в 12 областях Украины, мы даем товаропроизводителю справедливые цены на зерно.  За 20 лет существования наша компания инвестировала непосредственно в новое  капительное строительство огромную сумму - 1,3  млрд. долларов. Построено 17 предприятий,  построена логистическая  инфраструктура, мощности по хранению зерна. Наша компания – лидер государственного масштаба и подтверждает это каждый день работой, а не рейтингами.  Мы нужны аграриям и нам важно, что мы имеем поддержку от них.

За несколько месяцев на «НИБУЛОНе»  прошла череда проверок, как они отразились на работе компании?

Мы сознательно пошли на это, чтобы снять любые вопросы, которые могли бы возникнуть к нашей компании.  Возможно, в этом есть логика, что на нас, как на лидера рынка  были обращены эти проверки -  какой смысл проверять банкрота? Мы содействовали любым проверкам и надеемся, что все вопросы к нашей компании сняты.
Мы абсолютно открыты. Мы не выводим людей на пикеты, акции, мы не  будоражим общество. Мы решаем наши проблемы сами. Спасибо руководителям областей, депутатскому корпусу, общинам тех регионов, в которых мы ведем свою инвестиционную программу. Спасибо аграриям, которые активно с нами сотрудничают, для нас это самое главное. А во всем остальном разберутся. Ведь, то, что мы подвергаемся проверке сейчас, стало для нас привычно. Ведь такие проверки возникают при каждой смене власти. Объединяет всех  ситуация, когда первые лица страны президент и премьер-министр декларируют свои программные действия, которые должны расцениваться как сигнал для компаний инвестировать в экономику и планировать свое развитие. Но, при каждой власти, находятся такие чиновники, которые считают по своему, и которые могут позволять себе действовать на благо личных интересов и поступать вопреки воли президента и премьер-министра Они же (нерадивые чиновники) позволяют себе вмешиваться в деятельность не только нашей компании, используя свои рычаги власти, преследуя цель подавления или отбора бизнеса. Так было и раньше. И мы всегда доходили до президента, после чего недоброжелатели оставляли нас в покое. А если же от нас не отстанут с предвзятыми проверками, давлением и вмешательством   в деятельность компании, я думаю, что мы  достаточно авторитетная и известная компания, и при необходимости мы сможем обратиться за помощью к президенту.
Просто мы своей работой каждый день показываем, что в Украине есть честные цивилизованные бизнесмены, и  мы выстоим при любых обстоятельствах. Ровняйтесь на нас и не жалуйтесь, доказывайте в трудной борьбе свое право на жизнь, к сожалению так все у нас в Украине.