Новая страна — новые города?

На днях снова звонили коллеги из Европы: "Что у вас с правительством?", "Закончился ли Майдан?", "Сильно ли пострадал Киев?", "А правда, что у вас…?" Обычные вопросы людей, которые находятся где-то далеко и судят о ситуации "у нас" из новостей

Но эти вопросы, это взгляд "издалека" натолкнул меня на совсем другие мысли.

Мысли об изменениях… Мысли о новом облике городов Украины.

Взять тот же Киев. Несмотря на события последних месяцев, город мало изменился. Внешний ущерб восстановится быстро. Люди снова заживут привычной жизнью…

Но вот в чем вопрос — станут ли нынешние события драйвером системных изменений? И в стране, и в городах.

Мы сейчас очень много говорим о Европе, думаем о Европе, хотим, чтобы у нас все было "как в Европе".

А что такое европейский город?

Это гармоничное, экологичное, комфортное и безопасное пространство, в котором живут люди. Это красивые фасады домов, отремонтированные дороги и тротуары, функциональная, изящная и эстетически привлекательная уличная мебель, скверы и детские площадки. В этот ансамбль входят и рекламно-информационная структура, без которой уже невозможен современный город.

Но самое главное — город имеет свой уникальный облик и единство городского пространства, в котором на первом месте стоят люди.

И достигается это простым, на первый взгляд, но эффективным подходом. Каждый человек или компания, занимаясь своей работой, бизнесом, думает не только о себе и своей выгоде, но и о соседях, учитывает мнения и потребности тех, кто живет с ним в одном пространстве — городском. Так и рождаются экологичные системы.

Моя работа — наружная реклама. И, признаюсь, мне не нравится то, как сейчас она представлена в украинских городах: ее много, она хаотична, она пестра. Так быть не должно.

Но при этом и без рекламно-информационной составляющей современный город уже невозможен.

Поэтому мы с коллегами уже достаточно давно занимаемся поиском ответа на вопрос: как сделать рекламно-информационную инфраструктуру органичной частью городского пространства?

Вместе с архитекторами и градостроителями разрабатываем новые подходы к информационной инфраструктуре современного города, создаем проекты комплексной модернизации городских пространств. Начиналось все с небольших проектных групп совместного действия. Сегодня это уже достаточно большой, системный проект, в котором участвуют и представители городов, и законодатели, и операторы рекламного бизнеса.

Какие мы видим сейчас возможности реализации наших идей на практике?

Во многих странах той же Европы (Франция, Германия, Швейцария), да и в США городские власти подходят к созданию рекламно-информационной структуры комплексно и долгосрочно. Город договаривается с бизнесом (операторами наружной рекламы) о комплексной модернизации кварталов (и целых районов) и заключает с ними арендные договора на 10—15 лет, иногда даже на 25 лет. При этом бизнес берет на себя обязательства по инвестициям в модернизацию этих городских пространств с учетом их уникального облика.

В итоге выиграют все.

Можем ли мы внедрить такой подход у нас?

Можем. И снова в выигрыше окажутся все. Горожане получают новый, более гармоничный и красивый облик своих городов. Городские власти наглядно повышают эффективность своей работы через целевое финансирование конкретных проектов, в котором они выступают координаторами и заказчиками. Мэры городов получают дополнительные возможности и эффективный инструмент для реализации городских социальных проектов. А бизнес получает гарантии надежности и долгосрочности инвестиций. Такие проекты выгодны системному рекламному бизнесу. Это длинные, прозрачные и надежные вложения.

И самое главное — у каждого города и каждого исторического района сохранится уникальный облик. Ведь европейский город — это не шаблон. Все мы прошли через псевдоевроремонты 90-х годов, когда вся европейскость заключалась в вагонке и металлопластиковых окнах. Философия европейского города — уникальный и узнаваемый стиль, который проявляется во всем: от систем адресной и транспортной навигации до лавочек, остановочных павильонов и киосков. И для придания городу уникальности не нужно просто покупать готовые шаблонные решения в других странах, поддерживая тем самым их производителей, дизайнеров и архитекторов. В Украине достаточно талантливых специалистов и компетентных чиновников, которые на высоком уровне могут реализовывать подобные проекты.

Дело осталось за малым: необходимо сфокусировать внутренние запросы всех сторон — общества, власти, бизнеса — и на их основе начать реализацию системного проекта модернизации внешнего облика городов Украины. И тогда внутренний запрос на изменения обретет зримую и осязаемую форму.