- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Новая стратегия Европейской комиссии по КСО 2011-2014 напоминает Олимпийские игры: быстрее, выше, сильнее
Итак, долгожданная стратегия Европейской Комиссии (ЕК) по КСО принята. Ее ожидали в начале 2011, затем – летом, потом - осенью, и дождались. Несмотря на то, что сроки сдвигались три раза, прочитав стратегию, осознаешь – иначе и быть не могло, ведь в Стратегии много обязательств, которые нужно было согласовать с различными организациями.
Стратегия напоминает Олимпийские игры: те же 4 года и такие же амбициозные планы. И в этих детально-прописанных планах - главное отличие Стратегии ЕК 2011 года от предыдущей Коммуникации Европейской комиссии по КСО 2006 года: «Реализуя партнерства ради развития и создания рабочих мест: делая Европу образцом для КСО». Коммуникация 2006 года теперь уже напоминает вынужденное заявление Европейской Комиссии по процессам, которые уже давно реализовывались бизнесом, основанное на Лиссабонской повестке дня «Партнерство ради развития и создания рабочих мест».
Амбициозные планы
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaСтратегия 2011 года впечатляет амбициозными планами - чего стоит приглашение правительств всех стран-членов ЕС к разработке национальных политик, или планы рассмотреть возможность информирования своих клиентов инвестиционными фондами и финансовыми институциями о соответствии критериям этичных или ответственных инвестиций, а также конкретными сроками: до 2014 – срока работы Комиссии данного состава. Она основана на новой Стратегии Европейского Союза «Европа 2020: выстраивая умное, устойчивое и всеобъемлющее в росте предприятие».
Цель Коммуникации 2006 - повысить видимость КСО и признать, что европейский бизнес уже преуспел в реализации корпоративной социальной ответственности. Цели Новой Стратегии - создать условия, благоприятные для: устойчивого роста, ответственного бизнес- поведения и постоянной занятости в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Таким образом, Европейская Комиссия перешла к долгосрочному планированию в контексте КСО, не стремясь создать «новую административную ношу».
Что поменялось
Ключевое, что поменялось – это определение. Несмотря на то, что, в целом, оно довольно длинное, то краткий слоган-дефиниция КСО стал абсолютно доступен и понятен для многих - «это ответственность предприятий за свое влияние на общество».
Из предыдущего определения КСО Европейской комиссии убрали:
1. что КСО – это концепция (а ведь действительно, КСО – уже давно инструмент);
2. выражение «интеграция социальных и экологических вопросов в бизнес операции» сейчас расширено и перенесено в подраздел «как показывать свою ответственность за влияние на общество» - «для реализации своей КСО компании должны иметь в наличии процесс интеграции социальных, экологических, ЭТИЧЕСКИХ вопросов, а также вопросов прав человека и отношений с потребителями и ключевую стратегию»;
3. Добровольность. И это – один из важных и возможно грустных сигналов для бизнеса от Новой Стратегии. Несмотря на то, что Стратегия признает, что компании делают больше, чем положено по закону, и приветствует саморегуляционные процессы бизнес-среды, говоря о том, что «КСО должен развивать бизнес», тем не менее в разных предложениях можно прочитать «Европейская Комиссия настаивает, очень просит, будет рассматривать, признает, что некоторые регуляции стимулируют КСО», и поэтому государственные органы власти должны поддерживать развитие КСО, применяя микс политики добровольности и регуляции.
На что стоит обратить внимание
1. В новом обозначении КСО все также остается важным диалог со стейкхолдерами и взаимодействие с ними.
2. Больше показана связь между КСО, бизнес-стратегией и прибылью, где говорится, что «цель КСО – это максимализация создания общей ценности для собственников/акционеров и для других стейкхолдеров и общества в целом, а также определение, предотвращение и снижение возможного негативного влияния». (Термин «общая ценность» был разработан Майклом Портером и Майком Крамером в 2006 году, однако стал популярен после Давоского экономического форума 2011 и статьи в Harvard Business Revue (февраль 2011). Термин обозначает взаимосвязь между конкурентным преимуществом компании и здоровьем/благополучии громад).
Практически вторым предложением в Стратегии показан так называемый бизнес-кейс по КСО, а именно: «почему КСО выгодно предприятию» и «почему КСО компании выгодно обществу». Таким образом, Европейская Комиссия показывает еще раз, что КСО компании выгодно всем стейкхолдерам, а развитие бизнеса влияет на развитие общества.
Однако, главное, чем отличаются эти две коммуникации – 2006 и 2011 – это тон изложения.
По Коммуникации 2006 года видно, что КСО – это новое направление для ЕК, поэтому в ней пафосно говорится о роли европейского бизнеса и строятся большие ожидания – «Европе нужен социально ответственный бизнес» и т.д.
Стратегия 2011 года более зрелая, ЕК уже понимает все плюсы и пока еще минусы развития КСО (как-то: малое количество компаний, интегрирующих КСО в свою бизнес-деятельность, готовящих нефинансовые отчеты, и т.д.), в некоторых выражениях есть и критика. Видно влияние все более жестких международных норм, регуляций отдельных стран (например, Дании с «отчитайся» или «объясни»), международных и европейских общественных организаций, профсоюзов.
Например, динамика развития КСО с 2006 года не всегда положительная:
№
|
Индикатор
|
2006
|
2009
|
Примечание Центра
|
1
|
Компании-подписанты ГД ООН
|
600
|
1900
|
В целом, арифметически, без учета размера страны, можно сказать, что в год количество подписантов увеличивалось на 325 компаний, и если разделить на 27 стран (без учета даты присоединения) – то в среднем по 12 компаний в год в стране
|
2
|
Количество компаний с сайтами, зарегистрированными по системе EMAS
|
3300
|
4600
|
В среднем в год – по 10 компаний в стране
|
3
|
Количество европейских компаний, подписавших транснациональные соглашения с организациями рабочих (профсоюзами) глобального уровня или европейского, где зафиксированы трудовые стандарты
|
79
|
140
|
В среднем по 1 компании за два года в каждой стране-члене ЕС
|
4
|
Инициатива социальной ответственности бизнеса (Business Social Compliance Initiative) для компаний с целью улучшить трудовые отношения в цепи поставщиков
|
69 (2007)
|
700
|
Увеличение, более, чем в 10 раз
|
5
|
Количество предприятий, готовящих отчетов по GRI
|
270
|
850
|
145 новых компаний в ЕС в год, что неплохо для нефинансовой отчетности
|
6
|
Европейский Альянс по КСО
|
180 компаний изъявили о желании участвовать
|
В целом, несмотря на более-менее позитивную статистику, Европейская Комиссия
отмечает и минусы:
- большинство компаний в Европе все еще не интегрировали социальные и экологические вопросы в свою деятельность;
- некоторое количество европейских компаний обвиняют в несоблюдении прав человека и трудовых стандартов;
- лишь 15 из 27 стран-членов ЕС имеют национальные политики по КСО
Для исправления данных минусов, Европейская Комиссия говорит о необходимости:
- достичь баланса в отношениях стейкхолдеров к КСО;
- четко объяснить, что ожидается от компаний в контексте Новой Стратегии;
- «вознаграждать» компании за ответственное бизнес-поведение через инвестиции и государственные закупки.
Что объединяет
Но есть и то, что объединяет эти две коммуникации - сделать ЕС лидером по продвижению КСО, вводя единые рамки для внутренней политики разных стран ЕС с целью избежать различия политик, что негативно отразится на компаниях, работающих в нескольких странах ЕС. А также – стать лидером и в отношениях с другими странами и регионами: в Новой Стратегии присутствует отдельный пункт о роли КСО в политике развития ЕС, и хотелось бы верить, что это поможет продвигать тему КСО и в политике ЕС по отношению к Украине.
Интересные особенности новой стратегии
Вопрос о КСО малого и среднего бизнеса:
если в 2006 году говорилось о необходимости особого подхода по развитию КСО в среде МСБ, но КСО как неотъемлемая составляющая МСБ не отрицалась, то в Новой стратегии говорится о разной КСО: все зависит от размера предприятия и деятельности. Впервые Европейская комиссия признает, что для большинства малого и среднего бизнеса, особенно микро-предприятий, КСО останется «неформальным и скорее интуитивным» - и это еще один сигнал Стратегии.
Международные стандарты:
международные стандарты, перечисленные как в Коммуникации 2006, так и в Стратегии 2011, практически остались теми же или дополнились новыми, которые появились за это время: ISO 26000 - международный стандарт-руководство по социальной ответственности, не подлежащий
сертификации. Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека. Не были упомянуты лишь Цели развития Тысячелетия.
Международные нормы и стандарты, перечисленные в Новой Стратегии:
Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных компаний
10 принципов Глобального Договора ООН
Стандарт по социальной ответственности ISO 26000
Трехсторонняя декларация принципов МОТ, которые относятся к
многонациональным корпорациям и социальной политике
Руководящие принципы ООН по вопросам бизнес аи прав человека
Глобальная инициатива по отчетности (в контексте отчетности).
Сферы КСО:
впервые, ориентируясь на Глобальный Договор ООН, перечислены права человека, трудовые практики (например, обучение, разнообразие, гендерное равенство, здоровье и благополучие работников), экологические вопросы (например, биоразнообразия, изменение климата, эффективности использования ресурсов, оценка жизненного цикла и предотвращения загрязнения), борьба со взяточничеством и коррупцией. На основе ISO 26000 добавлены следующие направления: участие и развитие общин, интеграция лиц с физическими недостатками и интересы потребителей, цепь поставщиков, корпоративное волонтерство, прозрачность. Социальное предпринимательство: впервые Европейская комиссия говорит о том, что КСО и социальное предпринимательство – это не одно и то же.
Социальный диалог: Европейская комиссия признает, что КСО вносит свой вклад в развитие социального диалога и дополняет его.
30 инициатив (предложений) Европейской Комиссии до 2014 года
(на основе анализа CSR Europe):
- 11 для лучшего взаимодействия между международным и европейским подходом к КСО;
- 5 для улучшения видимости КСО и распространении лучших практик;
- 4 для большего количества рыночных вознаграждений по КСО (ответственное
потребление, ответственное инвестирование и ответственные государственные закупки);
- 4 для повышения доверия к бизнесу и улучшения отчетности;
- 3 для интеграции КСО в образование, тренинги и исследования;
- 2 для стимулирования и сравнения национальных планов действия стран-членов ЕС;
- 1 для разработки гайда по лучшим практикам по саморегуляции и регуляции.
Важно, что Европейская Комиссия уже не говорит, как в 2006 году, о повышении осведомленности о КСО, а отмечает необходимость повышения видимости КСО, обязуясь создать в 2013 году площадки с привлечением стейкхолдеров для продвижения КСО по секторам и инициировать Награду за партнерство между компаниями и другими стейкхолдерами в 2012 году.
Также, Комиссия заявляет о своих планах начать дискуссию о роли бизнеса в обществе в 21 веке, чтобы разработать общее понимание и ожидания, а затем проводить периодические опросы доверия граждан к бизнесу и их отношению к КСО. Украина уже начала эту дискуссию в рамках Инициативы Центра «Развитие КСО» - разработка Стратегического видения «Предприятие 2020: роль бизнеса в обществе». Проект реализуется при поддержке компании «Метинвест» и проекта UNITER.
Европейская Комиссия заявляет о постоянном мониторинге Стратегии, и проведении в середине 2014 года мероприятия по оценке реализации Стратегии. В следующем году, CSR Europe, экспертная организация по КСО в Брюсселе, членом которой является Центр «Развитие КСО» (Украина) намеревается провести Конференцию именно 25 октября 2011 года, ровно через год после принятия Новой Стратегии.
Что изменится за года – узнаем, но то, что Европейская Комиссия совершила поистине революционный шаг с принятием данной Стратегии – очевидно. В начале следующего года ЕК обещает новую коммуникацию по нефинансовой отчетности, но в переносе сроков сомневаться не приходится. Нефинансовая отчетность и ее обязательность – это очень дискуссионная тема, учитывая, что нефинансовые отчеты готовит около 1% из всех компаний в ЕС. Однако, «слишком мягкой» новая Коммуникация по нефинансовой отчетности явно не будет – Новая стратегия по КСО 2011 это доказала.
О новой стратегии Европейской Комиссии по КСО на сайте Центра «Развитие КСО»