Новая стратегия Европейской комиссии по КСО 2011-2014 напоминает Олимпийские игры: быстрее, выше, сильнее

Марина Сапрыкина, руководитель Центра «Развитие КСО» о новой стратегии Европейской Комиссии по корпоративной социальной ответственности: интересные особенности и отличия от Коммуникации Европейской комиссии по КСО 2006 года

Итак, долгожданная стратегия Европейской  Комиссии (ЕК) по КСО принята. Ее ожидали в  начале 2011, затем  – летом,  потом  - осенью, и дождались. Несмотря на то, что сроки сдвигались три раза, прочитав стратегию, осознаешь – иначе и быть не могло, ведь в Стратегии много обязательств, которые нужно было согласовать с  различными организациями.

Стратегия напоминает Олимпийские игры: те же 4 года и такие же амбициозные планы. И в этих детально-прописанных планах  - главное отличие  Стратегии ЕК 2011 года  от предыдущей Коммуникации  Европейской комиссии по КСО 2006 года:  «Реализуя  партнерства ради развития и создания рабочих мест: делая Европу образцом для КСО». Коммуникация  2006 года теперь уже напоминает вынужденное заявление Европейской Комиссии по процессам, которые уже давно реализовывались бизнесом, основанное на Лиссабонской повестке дня «Партнерство ради развития и создания рабочих мест».

Амбициозные планы

Стратегия 2011 года впечатляет амбициозными планами  - чего стоит приглашение правительств всех стран-членов ЕС к разработке национальных политик, или планы рассмотреть возможность информирования  своих клиентов  инвестиционными фондами и финансовыми институциями о соответствии критериям этичных или ответственных инвестиций, а также конкретными сроками: до 2014  – срока работы Комиссии данного состава. Она основана на новой Стратегии Европейского Союза «Европа 2020: выстраивая умное, устойчивое и всеобъемлющее в росте предприятие».

Цель Коммуникации 2006  - повысить  видимость  КСО и признать, что европейский бизнес  уже преуспел в  реализации корпоративной социальной ответственности.  Цели Новой Стратегии - создать условия, благоприятные для: устойчивого роста, ответственного бизнес- поведения и постоянной занятости в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Таким образом, Европейская Комиссия перешла к долгосрочному планированию в контексте КСО, не стремясь создать «новую административную ношу».

Что поменялось 

Ключевое, что поменялось  – это  определение. Несмотря на то, что, в целом, оно довольно длинное, то краткий слоган-дефиниция КСО стал абсолютно доступен и понятен для многих - «это ответственность предприятий за свое влияние на общество».

Из  предыдущего  определения КСО Европейской комиссии убрали:

1. что КСО – это концепция (а ведь действительно, КСО – уже давно инструмент);

2. выражение «интеграция социальных и экологических вопросов в бизнес операции» сейчас расширено и перенесено в подраздел «как показывать  свою ответственность за влияние на общество» - «для реализации своей КСО компании должны иметь в наличии процесс интеграции социальных, экологических, ЭТИЧЕСКИХ вопросов, а также вопросов прав человека и отношений с потребителями и ключевую стратегию»;

3. Добровольность. И это – один из важных и возможно грустных сигналов для бизнеса  от Новой Стратегии. Несмотря на то, что Стратегия признает, что  компании делают  больше, чем положено по закону,  и приветствует  саморегуляционные процессы  бизнес-среды,  говоря о том, что «КСО должен развивать бизнес»,  тем не менее в  разных предложениях можно прочитать «Европейская Комиссия  настаивает, очень  просит, будет рассматривать, признает, что некоторые регуляции стимулируют КСО», и поэтому государственные органы власти должны поддерживать развитие КСО, применяя микс политики добровольности и регуляции.

На что стоит обратить внимание

1. В новом обозначении КСО все также остается важным диалог со стейкхолдерами и взаимодействие с ними.

2. Больше показана связь между КСО, бизнес-стратегией и прибылью, где говорится, что «цель КСО  – это  максимализация  создания общей ценности для  собственников/акционеров и для других стейкхолдеров и общества в целом, а также определение, предотвращение и снижение возможного негативного влияния». (Термин «общая ценность» был разработан Майклом Портером и Майком Крамером в 2006 году, однако стал популярен после Давоского экономического форума 2011 и статьи в Harvard Business Revue (февраль 2011). Термин обозначает взаимосвязь между конкурентным преимуществом компании и здоровьем/благополучии  громад).

Практически вторым предложением в Стратегии показан так называемый бизнес-кейс по КСО, а именно: «почему КСО выгодно предприятию» и «почему КСО компании выгодно обществу». Таким образом, Европейская Комиссия показывает еще раз, что КСО компании выгодно всем стейкхолдерам, а развитие бизнеса влияет на развитие общества.

Однако, главное, чем отличаются эти две коммуникации – 2006 и 2011 – это тон изложения.

По Коммуникации 2006 года видно, что КСО – это новое направление для ЕК, поэтому в ней пафосно говорится о роли европейского бизнеса и строятся большие ожидания  – «Европе нужен социально  ответственный бизнес» и т.д.

Стратегия 2011 года более зрелая, ЕК уже понимает все плюсы и пока еще минусы развития КСО (как-то: малое количество компаний, интегрирующих КСО в свою бизнес-деятельность, готовящих нефинансовые отчеты, и т.д.), в некоторых выражениях есть и критика. Видно влияние все более жестких международных норм, регуляций отдельных стран (например, Дании с «отчитайся» или «объясни»), международных и европейских общественных организаций, профсоюзов.

Например, динамика развития КСО с 2006 года не всегда положительная:

Индикатор
2006
2009
Примечание Центра
1
Компании-подписанты ГД ООН
600
1900
В целом, арифметически, без учета размера  страны, можно сказать, что в год количество  подписантов увеличивалось на 325  компаний, и если разделить на 27 стран (без учета даты присоединения) – то в среднем по  12 компаний в год в стране
2
Количество компаний с сайтами, зарегистрированными по системе EMAS
3300
4600
В среднем в год – по 10 компаний в стране
3
Количество европейских компаний, подписавших транснациональные соглашения с организациями рабочих (профсоюзами) глобального уровня или европейского, где зафиксированы трудовые стандарты
79
140
В среднем по 1 компании за два года в каждой стране-члене ЕС
4
Инициатива социальной ответственности бизнеса (Business Social Compliance Initiative) для компаний с целью улучшить трудовые отношения в цепи поставщиков
69 (2007)
700
Увеличение, более, чем в 10 раз
5
Количество предприятий, готовящих отчетов по GRI
270
850
145 новых компаний в ЕС в год, что неплохо для нефинансовой отчетности
6
Европейский Альянс по КСО
   
180 компаний изъявили о желании участвовать

В целом, несмотря на более-менее позитивную статистику, Европейская Комиссия

отмечает и минусы:

- большинство компаний в Европе все еще не интегрировали социальные и экологические вопросы в свою деятельность;

- некоторое количество европейских компаний обвиняют в несоблюдении прав человека и трудовых стандартов;

- лишь 15 из 27 стран-членов ЕС имеют национальные политики по КСО

Для исправления данных минусов, Европейская Комиссия говорит о необходимости:

- достичь баланса в отношениях стейкхолдеров к КСО;

- четко объяснить, что ожидается от компаний в контексте Новой Стратегии;

- «вознаграждать» компании за ответственное бизнес-поведение через инвестиции и государственные закупки.

Что объединяет

Но есть и то, что объединяет эти две коммуникации - сделать ЕС лидером по продвижению КСО, вводя единые рамки для внутренней политики разных стран ЕС с целью избежать различия  политик, что негативно отразится на компаниях, работающих в нескольких странах ЕС. А также – стать лидером и в отношениях с другими странами и регионами: в Новой Стратегии присутствует отдельный пункт о роли КСО в политике развития ЕС, и хотелось бы верить, что это поможет продвигать тему КСО и в политике ЕС по отношению к Украине.

Интересные особенности новой стратегии

Вопрос о КСО малого и среднего бизнеса:

если в 2006 году говорилось о необходимости особого подхода по развитию КСО в среде МСБ, но КСО как неотъемлемая составляющая МСБ не отрицалась, то в Новой стратегии говорится о разной КСО: все зависит от размера предприятия и деятельности. Впервые Европейская комиссия признает, что для большинства малого и среднего бизнеса, особенно микро-предприятий, КСО останется «неформальным и скорее интуитивным» - и это еще один сигнал Стратегии.

Международные стандарты:  

международные стандарты, перечисленные как в Коммуникации 2006, так и в Стратегии 2011, практически остались теми же или дополнились новыми, которые появились за это время:  ISO 26000  - международный стандарт-руководство по социальной ответственности, не подлежащий

сертификации. Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека. Не были упомянуты лишь  Цели развития Тысячелетия.

Международные нормы и стандарты, перечисленные в Новой Стратегии:

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных компаний

10 принципов Глобального Договора ООН

Стандарт по социальной ответственности ISO 26000

Трехсторонняя декларация принципов МОТ, которые относятся к

многонациональным корпорациям и социальной политике

Руководящие принципы ООН по вопросам бизнес аи прав человека

 Глобальная инициатива по отчетности (в контексте отчетности).

Сферы КСО:

впервые,  ориентируясь на Глобальный Договор ООН, перечислены  права человека, трудовые практики (например,  обучение,  разнообразие,  гендерное равенство, здоровье и благополучие работников), экологические вопросы  (например,  биоразнообразия,  изменение климата,  эффективности использования ресурсов,  оценка жизненного цикла и предотвращения загрязнения),  борьба со взяточничеством и коррупцией.  На основе  ISO 26000 добавлены следующие направления: участие и развитие общин,  интеграция лиц с  физическими недостатками и интересы потребителей, цепь поставщиков,  корпоративное волонтерство, прозрачность.  Социальное предпринимательство: впервые Европейская комиссия говорит о том, что  КСО и социальное предпринимательство – это не одно и то же.

Социальный диалог: Европейская комиссия признает, что КСО вносит свой вклад в  развитие социального диалога и дополняет его.

30 инициатив (предложений) Европейской Комиссии до 2014 года 

(на основе анализа CSR Europe):

- 11 для лучшего взаимодействия между международным и европейским подходом к КСО;

- 5 для улучшения видимости КСО и распространении лучших практик;

- 4 для большего количества рыночных вознаграждений по КСО (ответственное

потребление, ответственное инвестирование и ответственные государственные закупки);

- 4 для повышения доверия к бизнесу и улучшения отчетности;

- 3 для интеграции КСО в образование, тренинги и исследования;

- 2 для стимулирования и сравнения национальных планов действия стран-членов ЕС;

- 1 для разработки гайда по лучшим практикам по саморегуляции и регуляции.

Важно, что Европейская Комиссия  уже не говорит, как в 2006 году,  о повышении осведомленности о КСО,  а отмечает необходимость  повышения видимости КСО, обязуясь создать в 2013 году площадки с привлечением  стейкхолдеров для продвижения КСО по секторам и инициировать  Награду за партнерство между компаниями и другими стейкхолдерами в 2012 году.

Также, Комиссия заявляет о своих планах начать дискуссию о роли бизнеса в обществе в 21 веке, чтобы разработать общее понимание и ожидания, а затем проводить периодические опросы доверия граждан к бизнесу и их отношению к КСО. Украина уже начала эту дискуссию в рамках Инициативы Центра «Развитие КСО» - разработка Стратегического видения «Предприятие 2020: роль бизнеса в обществе». Проект реализуется при поддержке компании  «Метинвест» и проекта UNITER.

Европейская Комиссия заявляет о постоянном мониторинге Стратегии, и проведении в середине 2014 года мероприятия по оценке реализации Стратегии. В следующем году, CSR Europe,  экспертная организация по КСО в Брюсселе, членом которой является Центр «Развитие КСО» (Украина) намеревается провести Конференцию именно 25 октября 2011 года, ровно через год после принятия Новой Стратегии.

Что изменится за года – узнаем, но то, что Европейская Комиссия совершила поистине революционный шаг с принятием данной Стратегии  – очевидно. В начале следующего года ЕК  обещает новую коммуникацию по нефинансовой отчетности, но в переносе сроков сомневаться не приходится. Нефинансовая отчетность и ее обязательность  – это очень  дискуссионная тема, учитывая, что нефинансовые отчеты готовит около 1% из всех компаний в ЕС. Однако, «слишком мягкой» новая Коммуникация по нефинансовой отчетности явно не будет – Новая стратегия по КСО 2011 это доказала.

О новой стратегии Европейской  Комиссии по КСО на сайте Центра «Развитие КСО»